Автор: Салатын МИРЗОЕВА
Уютный кабинет с видом на Дом правительства и шумную улицу Узеира Гаджибекова. На горизонте бескрайний Каспий, таящий в своей глубине воспоминания Баку и его жителей. В кабинете особая атмосфера: стены, увешанные картинами, книжные стеллажи, забитые книгами и фотографиями, с которых улыбаются его "цветы жизни" - дети, внуки. Всему этому вторит вполне уместный фон: голос ведущей одного из телеканалов, рассказывающей об истории Италии, а на экране мелькают солнечные снимки этой страны.
Его появление в атмосфере умиротворения прервало наши созерцательные наблюдения - легенды азербайджанского кино, сценариста и режиссера Эльдара Гулиева. Его фильмы наиболее полно раскрывают сущность и характер человека, вселяют глубокую веру в его добродетель и благородство, показывают жизнь Баку и его обитателей. Эльдар Гулиев - его взгляд и лицо, с отпечатком жизненного опыта, интересной игрой морщинок на лице, расположили к доброй и доверительной беседе. Перед нами мэтр. И этим все сказано.
"Ну что, чем вы меня порадуете?" - улыбнувшись, приступил к разговору режиссер незабываемых фильмов "Бухта Радости", "Ветер перемен", "Легенда Серебряного озера", "Как прекрасен этот мир", "Загородная прогулка" и многих других. Кто, как не он, может лучше оценить нынешнее положение дел в азербайджанском кинематографе и увести нас в прошлое, к вершинам пройденного пути - фильмам, которые не теряют актуальности и сегодня.
- Эльдар муаллим, на экране передача об Италии - есть мечта посетить какую-либо известную страну?
- Да. Но я никогда не мечтал о больших мегаполисах, таких, как Токио и Нью-Йорк. Мне хотелось бы побывать в Иерусалиме и Мекке. Но этим мечтаниям так и не суждено было случиться. Кажется, атмосфера священных мест благоволит размышлениям о себе, об окружающих, о жизни и обо всем происходящем вокруг.
- Но все это еще может случиться…
- Там ходить много надо, а я уже не в том возрасте. Ходить и представлять, как здесь создавался мир… Мир и человечество… Пройтись бы по знаменитым священным местам Мекки, подойти бы к Стене Плача и увидеть воочию все, о чем ты читал в книгах, прикоснуться на миг к вечности.
- Полки вашего кабинета и вправду забиты книгами о религии. Какие у вас "отношения" с Богом?
- Я всегда верил в него. Еще в глубоком детстве сопровождал бабушку, когда она отправлялась в мечеть. Также во мне всегда жила вера в человека и его благородство. Ведь недаром говорится, что лучшее создание Бога - это человек. А нам лишь остается оправдывать эту веру и не отвергать все то, что дано нам свыше. По словам одного известного индийского писателя: "Рождение каждого человека говорит о том, что Бог еще не разочаровался в нас". И каждое рождение - это надежда на то, что он изменит мир к лучшему.
- Можно ли сказать, что ваше творчество пропитано верой в человека?
- Если не верить в человека, то и заниматься творчеством нет смысла. Я никогда не создавал фильм, который не был бы близок моему сердцу. Сюжет становился родным, близким мне, частью меня, и только потом я приступал к работе над картиной. Важно, насколько автор искренен. Врать нельзя ни в коем случае! Соврав себе, врешь зрителю, а это значит: все, что будет сказано тобой, будет неубедительным и не окажет необходимого впечатления. Честность помогает фильму обрести бессмертие. Это первостепенно для мастера.
- Получается, что успех ваших фильмов - это ваша честность?
- Я всегда снимал то, во что верил. Иначе я не мог.
- А какие темы вас больше волновали?
- Сущность человека, попавшего в определенную ситуацию и пытающегося найти рациональный выход. Герой и неожиданные обстоятельства, поиск ответа и показательное разрешение ситуации - основной сюжет моих фильмов. Главным было решить вопрос достойно, по-мужски, даже если это касается героини. Для меня было важно не стыдиться перед зрителями, перед знакомыми и родными за поступки моих героев.
- Что было труднее: рассмешить зрителя или вынудить плакать?
- Никогда не задумывался над этим. Для меня первостепенным, как уже отметил, было "зацепить" зрителя, рассказать ему о важном для меня, поговорить с ним. Кино - это средство массовой беседы. Фильмы просто так не снимаются, как и не пишутся книги. Творчество - это цель донести, затронуть тончайшие струны души.
- Выбор актеров - при создании фильма вы отдавали предпочтение уже получившим популярность актерам или же находились в поиске новых лиц?
- Ни одно из перечисленных (закурил). Во-первых, я достаточно хорошо знал актеров. Как бы парадоксально и смешно ни звучало, скажу так. Когда я писал режиссерский сценарий, то представлял, к примеру, Жана Габена или же Алена Делона, которые подошли бы для исполнения определенной роли. И в дальнейшем по моему поручению ассистенты находили мне типаж Жана Габена. Ездили по театрам, сельским, районным, по клубам, школам и институтам. Но это в зависимости от того, о чем была картина.
- Ошибались ли в выборе? Как поступали в подобных ситуациях?
- Дайте вспомнить (задумался). Да, скорее бывало, но я считал, что вина лежит на мне и только, ибо я утверждал актера или актрису на определенную роль. Но надо было выкручиваться, продолжать работать и доводить фильм до конца, по мере возможности.
- Влияло ли это на результат?
- Конечно, не без этого. Понимаете, экран белый и все недостатки, помехи на нем виднеются четко. Даже порой можно почувствовать, что у режиссера не складывается работа с актером или актрисой. В подобных случаях я старался поменьше ставить такого актера в кадр или вовсе ставил его на общий план, чтобы не было видно того, чего я не хочу показать зрителю.
- Вас больше волновало мнение о получившейся картине зрителей или критиков?
- Буду говорить честно: мнение зрителей. Все-таки создаю-то я для них, а не для группы критиков. Мне и сегодня приятно, когда на улице меня может кто-то остановить и сказать: "А вот вчера я видел ваш фильм. Почему сейчас такое не создают?"
- С таким вопросом к вам часто обращаются и журналисты…
- Да. Говорят, например, какие хорошие фильмы были в годы Советского Союза. 99% людей до сих пор с удовольствием смотрят эти фильмы; для них они олицетворение прошлого, с содержанием и идеей.
- Все-таки это было больше связано с распадом СССР? Ведь после 90-х годов мы наблюдали резкий спад в кинематографии?..
- Нет, не только по этой причине. Дело в том, что главный вопрос в создании фильмов - финансирование. Кино - это очень затратное дело. В свое время мы снимали фильм "Низами" за миллион. Я снимал "Бабека", который обошелся нам в миллион шестьсот тысяч рублей. Несомненно, это были рубли, поэтому не нужно сравнивать тогдашние суммы с сегодняшней валютой. В те годы электроэнергия и другая инфраструктура стоили дешевле. Сейчас доходит до бешеных сумм. Но, тем не менее, на кинематографию выделялись значительные средства. Надо снимать больше и не уповать, что каждый снятый фильм станет шедевром.
- Это предвидеть сложно заранее…
- Абсолютно. Даже у великих мастеров картины получались порой неудачными. Есть такое выражение - "Ошибка Пикассо". То есть картина, которую можно считать недостойной творчества такого творца, как Пикассо, для другого художника может являться шедевром. То же можно сказать и о фильмах.
- Вы упомянули ваши величайшие творения, такие, как фильмы "Бабек" и "Низами". А каким героям нашего времени вы бы хотели посвятить фильм?
- Каждому, кто пробивается через эту жизнь. Реальность такова, что человека пустили в неизвестный, неизведанный мир, где он должен выживать. Из четкого советского периода, где все было разложено по полочкам, его насильственно вынули и бросили в океан неожиданностей и сказали: "Плыви и всплывай". Поверьте, это не каждому удается: трудно не просто всплыть на поверхность, но при этом и не утратить человеческих качеств. Трудно в нынешней реальности… очень (закурил). Каждый день диктует свои правила и раскрывается с совершенно новой стороны и в этом никто не виноват. Это тенденции - общество так стремительно развивается.
- В вашем фильме "В этом южном городе" прослеживаются противоречия между новым и старым, отжившими обычаями; разные взгляды на современную действительность. Такое можно наблюдать и сегодня. И, наверное, называть это борьбой бесполезно - это жизненные реалии…
- Не думаю, что к этому фильму надо так утилитарно относиться. Тогда противники этой ленты тоже так говорили. В действительности это просто часть нашей жизни, которую я знал и показал зрителю. Рассказал о своем районе, людях, которые там жили. Там нет никакой борьбы, и, честно говоря, я не ставил перед собой цель показать противоречия между новым и старым. В моей картине достойные люди со своим отношением к окружающей действительности и друг к другу. Все свои фильмы, в которых необходимо было показать современный Баку, я снимал на улице Мирзы Фатали Ахундова, где вырос. Там еще живут люди, которые помнят меня ребенком. Там все было мне настолько близко, знакомо и родно… Развитие - это хорошо. Дай Бог, Баку найдет свое новое лицо, но останется для нас все тем же родным и близким, поражающим своей открытостью и теплотой. Городом, который невозможно не любить. Городом с особой атмосферой нашего гостеприимного народа.
- В 20-е годы прошлого века была популярна тема религиозного фанатизма и борьбы против прав женщин. Удалось ли перебороть эти проблемы сегодня?
- Не надо к этому относиться очень строго, потому что есть понятие "менталитет" - есть традиции, исторически определившийся образ жизни и так судить неправильно. То, что мы смотрим по телевизору или наблюдаем на Западе, для нас принципиально неприемлемо. У нас совершенно другое отношение к женщине, детям, старшим, и в этом наше отличие. И это лучшее, чем мы можем гордиться, что мы можем сберечь и передавать из поколения в поколение. Ведь в нас течет кровь наших дедов и прадедов. Поэтому к этому вопросу я довольно строго отношусь.
- Ваша дочь пробовала себя как сценарист…
- Она написала всего пару сценариев, обучаясь на филологическом факультете. Сейчас живет очень далеко. Думал, у нее есть какие-то писательские способности, хотел помочь проявить себя, но для нее это было просто мимолетным увлечением.
- "Попутный ветер" - один из лучших ваших фильмов, который был снят совместно с чехословацкой студией. Каково было работать с зарубежными коллегами?
- Это был первый и единственный на то время фильм, созданный совместно с одной из иностранных киностудий. С чешской студией "Баррандов" мы довольно быстро нашли общий язык. Они провели в Баку долгое время и уезжали со слезами на глазах. Здесь они открыли для себя абсолютно другой, новый мир, новые традиции и образ жизни, который кардинально отличался от привычного для них. Они и представить не могли, что человека с улицы, узнав о том, что он гость, могли пригласить в дом, накормить и напоить безвозмездно. По этим и другим причинам они совсем не хотели покидать нашу страну. Тогда, помню, в посольство СССР в Праге "Баррандов" написала письмо в ЦК Азербайджана с благодарностями. После событий 1968 года (ввод войск Варшавского договора, кроме Румынии, в Чехословакию, положивший конец реформам пражской весны. Наиболее крупный контингент войск был выделен от СССР. - Авт.) мы были первыми из советской группы, кто поехал туда. И это было сенсацией для чехов. Что мы не только советские солдаты, вошедшие в Чехию в 1968 году, а очень доброжелательные люди.
- Наши гостеприимство и открытость другим народам славятся и ныне. И сегодня, проходя по улице Низами, известной больше как Торговая, мы все чаще и чаще натыкаемся на иностранных туристов…
- Очень хорошо. Ради Бога, пусть знают нас и ценят наш народ. То, какие мы теплые и искренние, пусть изучают нашу культуру и литературу. Поверьте, это для них совершенно новый мир, поэтому они так тянутся сюда.
- Со своими друзьями вы тоже встречались на Торговой. Вы с ними видитесь там и сегодня?
- (Смеется) У нас уже другой возраст, чтобы так выходить на прогулки. Мы встречаемся в домашней обстановке и уже не так часто, честно говоря. (Задумался) Мое поколение сейчас проводит свои юбилеи, и долг каждого из нас присутствовать на этих важных событиях. Так и встречаемся на датах - по случаю.
- Если бы вам сегодня поступило предложение снять фильм - какую тему вы бы затронули?
- Ну, их много… Я бы попытался разобраться в сегодняшнем дне, что происходит с моими родными и близкими, почему все люди вдруг изменились, как это называют сейчас. Хотя люди не меняются, они просто раскрываются под влиянием обстоятельств. И мы понимаем сущность человека только так. Ну не может человек за один день измениться. Вечером лег один, а проснулся - другой. Такого не бывает. Это значит, что в нем сидел не совсем честный, благородный и искренний человек. Значит, он обманывал нас. Но бесконечно обманывать невозможно, все в один день становится явным.
- Вы как-то сказали, что кому-то судьба улыбается, а кому-то - нет. Какова ваша жизнь?
- Считаю себя счастливым человеком! Я занимался любимым делом, меня окружали родняе и близкие. Они мне дороги. Я продолжаю ценить и любить их. Между мною и ними есть духовная близость. Да, со временем стало очень мало друзей. Они как-то сами выпали. Да, конечно, внутренне очень трудно расставаться с людьми, которым ты долгое время доверял, верил и вдруг… Но меня все еще окружают люди, которым я доверяю. Я им благодарен, что и в счастливые, и в трудные минуты они рядом. И часть ударов, которые были уготованы мне судьбой, они принимали на себя. В жизни важно не чувствовать себя одиноким. Название романа немецкого писателя Ганса Фаллады "Каждый умирает в одиночку" врезалось в мою память. Если подумать, то в нем глубокий смысл, отождествляющий жизнь и сущность человека. Самое трудное для человека - почувствовать себя одиноким. Не случайно одиночество всегда считалось большим наказанием. В тюрьме самое страшное наказание - одиночная камера. В прошлые века англичан посылали на одинокие острова и оставляли там в полном уединении. И, быть может, этот остров мог быть невероятной красоты. Но к чему она, когда вокруг никого?
- Независимо от возраста человек часто произносит фразу "В свое время надо было…"
- Не буду врать. Были обстоятельства, которые не всегда зависели от меня. Мой выбор, мои решения вынуждали меня поступить так и никак иначе. Такое бывает у всех. Бывает, что человек становится плохим под гнетом обстоятельств. Не могу сказать, что я провел безоблачную жизнь. Бывало всякое, как и у всех. Было много хорошего, но и плохого. Так мы и учимся отличать хорошее от плохого. Думаю, я прошел неплохую школу жизни, и главное, что я не был одинок.
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ: