23 Декабря 2024

Понедельник, 05:26

КОРОТКИЙ МЕТР ОТ МЭТРА

Отреставрированный фильм Тофика Тагизаде «Маттео Фальконе». 100-летие и взгляд режиссера сегодня, спустя 59 лет

Автор:

15.06.2019

Впервые в Азербайджане отреставрирован фильм классика азербайджанского кино Тофика Тагизаде. Этот короткий метр под названием «Маттео Фальконе» продолжительностью 19 минут снят режиссером по одноименному рассказу Проспера Мериме. Случай уникальный. Проект по реанимации фильма приурочен к столетию со дня рождения культового режиссера Азербайджана Тофика Тагизаде и реализован цифровой реставрационной студией «Balans» при содействии Министерства культуры Азербайджана, киностудии «Азербайджанфильм» и Фонда имени Национального героя Чингиза Мустафаева.

 

Уникальная технология

Презентация фильма прошла в киноцентре «Низами». Творческой интеллигенции города был представлен ролик, снятый командой реставраторов фильма, где специалистами показана и прокомментирована технология процесса работ по восстановлению негатива пленки. Повышенная сложность реставрационных работ была вызвана именно тем, что восстанавливать фильм пришлось по негативу, так как в киноархивах страны остался только негатив, а позитив хранится в московском киноархиве. Получить же из московских запасников что-либо из отечественного наследия кино сегодня практически невозможно. Но, несмотря на это, наши специалисты сумели создать уникальную систему Info-Suret, при помощи которой и была произведена не только реставрация, но также полная оцифровка фильма. Как по мановению волшебной палочки убираются с пленки все нанесенные временем повреждения! И как утверждают специалисты, после сложного технологического процесса восстановления фильм становится даже лучше самого оригинала и отвечает всем требованиям современного кинопроката. Картина транскодируется, печатается на новую пленку и передается на хранение в архив Государственного фильмофонда Азербайджана.

Все собравшиеся в тот вечер в зале киноцентра Низами стали свидетелями исторического факта по созданию уникальной отечественной системы восстановления утраченного кинонаследия Азербайджана. Отныне азербайджанским специалистам нет необходимости обращаться в московские киноархивы с просьбами, которые остаются без ответа.

 

«Отец предателя!»

Короткий метр продолжительностью 19 минут был снят режиссером в 1960 году. Снят, как утверждают историки отечественного кино, на сэкономленной кинопленке, оставшейся после фильма «На дальних берегах» (1958), вошедшего в Золотой фонд советского кинематографа. К тому времени уже были сняты полнометражные картины - «Встреча» (1955) и «Настоящий друг» (1959). Из 19 известных в 1960 году в СССР новелл Проспера Мериме, в том числе и интригующих коллизией любовных страстей - «Кармен», «Локис», «Двойная ошибка», Тофик Тагизаде выбирает «Маттео Фальконе». Произведение, абсолютно противоречащее советской идеологии нравственности. Выступавшие проводили аналогию между пионером Павликом Морозовым, ставшим предателем своего, расстрелянного большевиками, отца. В новелле испанского писателя мальчик по имени Фортунато совершает не менее страшное предательство, выдав беглого революционера Джанетто сержанту Гамбе. Цена этому предательству - механические часы сержанта, которые заворожили мальчишку и открывающейся крышечкой, и тиканьем. Часы оказались важнее денег, которые ловкий паренек получил от беглеца за укрывательство в стогу соломы. Отец мальчишки - Маттео Фальконе, столкнувшись на горной тропе с уводившими схваченного беглеца солдатами, услышал от Джанетто Санпьеро оскорбительную для испанца фразу: «Отец предателя!»

Завершилась эта история весьма трагично: Маттео уводит собственного сына в горы и, чтобы смыть позор со своего доброго имени, убивает единственного ребенка выстрелом в сердце. Ни мольбы жены, ни мольбы сына не остановили Маттео. И здесь цензура советского периода, видимо, усмотрела нечто противоречащее стандарту идеологической установки того периода: государственные интересы – выше личных. Хотя цензура слишком поторопилась с таким определением. Ведь, если вдуматься, что сделал мальчик лет 10? Он попытался «заработать». Для сына богатого человека, которым является его отец, этот процесс вполне закономерен. Ведь дети склонны подражать взрослым! Тем более родителям. Беглец стал для него «товаром», который мальчик потом «перепродал» по более выгодной цене. Но такие отношения, равно как и качества характера, противоречили советскому кодексу строителя коммунизма! И по этой причине цензоры должны были отнестись к Маттео, застрелившему сына, как к герою, наказавшему порок. Однако и здесь не все так однозначно и просто. Ведь с точки зрения той самой советской нравственности, которую так модно ругать сегодня, получалось, что превыше всего для Маттео доброе имя его семьи, и те нравственные законы, которые он прививал сыну, оказались мальчиком растоптанными в угоду меркантильным интересам. Меркантильность не приветствовалась в советское время. Приравнивалась к нравственному падению. Вот и получалось, что «Маттео Фальконе» -фильм о высокой нравственности человека, который не из-за собственной гордыни убивает единственного ребенка, а судит его по закону высшей справедливости и даже в соответствии с наработанными установками советского общества.

 

Вопросы

Так почему же выбор режиссера пал все-таки на это произведение? Наверное, только он сам мог бы пролить свет на эту ситуацию. Неизвестно, относился ли этот интеллигентный человек к кругу советских диссидентов, но думается, что в этом у него не было необходимости. Поскольку все его картины высокой нравственности, а проблемы, которые поднимались им в кино, - это нравственные поиски человека. В центре его творческих и художественных исследований - Человек. И любовь к Человеку. Со всеми его слабостями, недостатками, со всеми сомнениями и нравственными поисками. Скорее всего эта новелла Мериме привлекла внимание и интерес режиссера проблемой выбора Маттео Фальконе. Ведь он не убийца, не душегуб и не маньяк бессердечный. Он - человек. Просто человек, которому надо принять решение. Правильное решение. И в этом поступке нравственный выбор не только героя, но и Тофика Тагизаде.

 

Интересные факты

Примечательно, что в этом коротком метре снялся и сам режиссер, сыграв роль беглого Джанетто Санпьеро. Маттео сыграл Нодар Шашик-оглы, сержанта Гамбу - актер Русского драматического театра Анатолий Фалькович, солдата – актер того же театра Мурад Ягизаров. Роль мальчика Фортунато сыграл Джейхун Мирзоев, его маму и жену Маттео - Тамилла Агамирова. Оператор фильма - Расим Оджагов, композитор - Кара Караев, сценаристы - Тофик Тагизаде и Нина Герман. Кстати, это не единственный опыт режиссера в написании сценария для кино. Известно также, что Тофик Тагизаде является автором сценариев для своих фильмов «Я буду танцевать» (1962), «Аршин мал алан» (1965), «Привет с того света» (1993).

И еще. Творческое наследие Тофика Тагизаде принадлежит не только Азербайджану. В советские годы он был очень известным, популярным и признанным режиссером в СССР. Его фильмы знали и любили. В кассы кинотеатров в советских республиках выстраивались длинные очереди зрителей, любящих его творчество. Сегодня при таком уровне признания и зрительской любви режиссеров называют культовыми.

Культурологический взгляд Тофика Тагизаде на суть вещей интересен и сегодня. Так же, как интересен Проспер Мериме. Потому что тема, связанная с нравственными проблемами, не устареет никогда. По крайней мере до тех пор, пока жив Человек…

Советский и российский литературовед, культуролог и семиотик Юрий Лотман писал о Мериме, что острота позиции писателя «заключается в его подчеркнутом беспристрастии, в том, с какой объективностью он описывает самые субъективные точки зрения. То, что звучит как фантастика и суеверие для персонажа-европейца, представляется самой естественной правдой для противоречащих ему героев, воспитанных культурами разных концов Европы. Для Мериме нет «просвещения», «предрассудков», а есть своеобразие различных культурных психологий, которые он описывает с объективностью внешнего наблюдателя. Рассказчик у Мериме всегда находится вне того экзотического мира, который описывает».

Острота позиции азербайджанского классика кино Тофика Тагизаде во многом совпадает с позицией писателя. Поэтому, снимая свой короткий метр, он не заботился о том, что скажут и подумают цензоры. Он просто исследовал культурную психологию человека Маттео Фальконе. Исследовал сам и предложил зрителю стать соавтором этого исследования. Потому что ему важно было, вовлекая в этот процесс и нас, проанализировать: в чем же состоит правда такого человека, как Маттео? Есть ли у него право вершить суд и приводить приговор в исполнение? Короткий метр, всего 19 минут… Но эти минуты не отпускают мысли, заставляя снова и снова задаваться вопросом: а был ли у Маттео другой путь?..



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

378


Актуально