29 Марта 2024

Пятница, 06:38

НА ЗОВ КРОВИ

Со дня рождения основоположника изучения талассемии в Азербайджане Аси Ахундовой прошло 100 лет

Автор:

01.02.2020

2020 год. Талассемия как заболевание продолжает оставаться одной из самых серьезных проблем для Азербайджана. Печальный факт - ежегодно в стране рождается до 500 детей с врожденной талассемией, свыше 1 миллиона являются ее носителями. В Азербайджане имеются очаги этого заболевания, где гетерозиготная бета-талассемия наблюдается аж у 7-10% населения. 

Из-за чего же возникает талассемия и как препятствовать ее распространению? Основоположником изучения талассемии в Азербайджане по праву считается профессор Ася Махмуд гызы Ахундова, обнаружившая и изучившая различные аспекты этого заболевания у детей, больных анемией. Исполнилось 100 лет со дня рождения этой незаурядной женщины, посвятившей свою жизнь изучению страшной болезни и спасшей многих детей в Азербайджане. Исследования же по распространению этого заболевания в нашей стране начались 60 с лишним лет назад. 

   

Голубая кровь

Когда рождается ребенок, никто, кроме Всевышнего, не знает, каким будет его путь. Ася Ахундова родилась 26 декабря 1919 года в семье известного в Баку инженера Султана Махмуд бека и Захры ханым Ахундовых. Отец был редким специалистом: до революции работал управляющим на нефтепромыслах Мусы Нагиева, в советские годы был инженером «Азнефти» под руководством Александра Павловича Серебровского, а с 1922 года возглавил отдел Министерства здравоохранения и руководил строительством многочисленных санаториев и больниц на территории Азербайджана. Потомственный дворянин из рода беков, он не пострадал от большевиков лишь потому, что был специалистом высокого класса. А такие были очень нужны новому государству! Впрочем, из четырех его братьев и трех сестер четверо - Агалар, Тамара, Сурхай и Сафура - стали врачами, Сима - учительницей, Гусейн и Рустам, как и Махмуд, получили техническое образование, окончив Киевский политехнический институт. Правда, Рустам ушел из жизни совсем молодым, навсегда оставив в печали и скорби своих родителей - Алигейдар бека и Ругию Бегим Ахундовых. 

По тем временам семьи в Азербайджане были многодетными, и у Махмуд бека было пятеро детей: двое сыновей и три дочери. Когда старшая из его дочерей Ася решила стать врачом, он возражать не стал. Тем более что девочка росла в окружении родственников, которые своими разговорами о медицине очаровали ее воображение настолько, что с малых лет было ясно: Ася будет врачом! К тому же в начале XX века профессии врача и инженера были престижными и почетными. Вот Махмуд бек и решил: род должен иметь свои династические традиции! Так Ася Махмуд гызы во второй половине тридцатых годов XX века стала студенткой Азербайджанского государственного медицинского института имени Наримана Нариманова. И тогда никто даже предположить не мог, что в этой миловидной добросердечной девушке скрыт потенциал ученого-исследователя, ученого-практика. 

 

Профессиональное становление

Ася любила учиться, любила свой институт, друзей-однокурсников и учителей. Училась легко и увлеченно, вникая во все тонкости и детали профессии. Очень скоро стало понятно, что это не она выбрала себе профессию, а профессия выбрала Асю, чтобы в ее лице обрести ученого, который подарит не только Азербайджану, но и всему миру важные открытия, связанные с заболеванием крови. Потом случилась Великая Отечественная война. В 1942 году выпускницу Бакинского мединститута Асю Ахундову направили на фронт, где она в Рязани до 1944 года исполняла обязанности начальника эвакогоспиталя. После демобилизации в 1944 году с грудным первенцем - сыном Кямалом  на руках Ася ханым по направлению Минздрава отправилась  исполнять обязанности заведующей сельским больничным пунктом в село Нидж Куткашенского района (ныне Габалинский). 

Время было тяжелым для всех. Но ситуация осложнялась еще и вспышкой эпидемии малярии, которая свирепствовала в тех местах, приводя к тяжелым заболеваниям анемией. Этот период практических исследований 26-летней Аси был, возможно, ее первым шагом к научной деятельности в будущем. В 1946 году ее направляют врачом-терапевтом в гарнизонный лазарет, входящий в состав Западной группы войск в Польше, где служил и ее муж - полковник медицинской службы Энвер Исмаилзаде. В 1948 году супруги возвращаются домой, в родной Баку, и Асю ханым тут же, без отпуска и перерыва на отдых, назначают ординатором кафедры госпитальной терапии в государственном медицинском институте, где она и трудится до 1951 года. Затем ее переводят в НИИ гематологии и трансфузиологии. Отныне здесь верой и правдой она будет служить своему делу и своему народу до последнего вздоха.

 

Научная работа

В какой момент своей непростой профессиональной судьбы А.Ахундова стала думать о крови как о самой важной составляющей человеческого организма, мы можем только предполагать: не сохранилось ни писем, ни дневниковых записей. Но есть биографические даты и факты, есть исследования, которые дают основание считать, что это случилось не вдруг. Обладая пытливым умом исследователя, Ася Ахундова из года в год пополняла свою базу данных, основанных на практическом опыте. И в 1956 году защитила кандидатскую под руководством профессора Фуада Аладдин оглу Эфендиева, которого до последних дней помнила и почитала как своего учителя и наставника. В 1959 году ее назначают заведующей клинико-гематологическим отделением. Именно с этого момента все свои силы, знания, практический опыт она посвящает исследованию гемолитических анемий. Девушка много ездит по районам Азербайджана, выявляет случаи различного рода врожденных форм этого заболевания, проводит тщательное клинико-лабораторное обследование и приходит к выводу, что заболевание, распространенное в некоторых районах земного шара, именуемое талассемией, встречается в Азербайджане и имеет пандемический характер. (Талассемия, или анемия Кули, называется так по фамилиям авторов, открывших это заболевание в 1925 г.).

 

До и после

Наверное, следуя судьбоносному сюжету, профессиональную жизнь Аси ханым Ахундовой можно разделить на два периода: до выявления анемии Кули на территории Азербайджана и после. Составленная доктором Асей Ахундовой карта наличия и распространения болезни Кули в Азербайджане, наследственные факторы и родственные браки, которые практикуются в районах республики по сей день, дали реальную картину существующей многолетней проблемы. Об этом она говорила с высоких трибун на конференциях и различных съездах в Баку и  Москве, а также в 1961 году на VIII Европейском конгрессе в Вене, где представляла советскую гематологическую школу. Опыт азербайджанской медицины в этом направлении очень заинтересовал специалистов из многих европейских стран. В Польше, например, в учебнике по талассемии упомянут практический опыт азербайджанской ученой Аси Ахундовой, которая впервые предложила удалять селезенку у больных талассемией, так как переливание крови не давало ожидаемых результатов. Для зарубежных коллег метод по удалению селезенки был полным откровением. О судьбах прооперированных детей просили сообщать специалисты из многих европейских стран, особенно из Италии. Потому что в этой стране о проблеме родственных браков знали не понаслышке. В 1962 году по настоятельному требованию и инициативе Аси Махмуд гызы Ахундовой открывают первую в Азербайджане поликлинику талассемии при станции переливания крови. В 1964 году в своей диссертации доктор Ахундова посвящает целую главу исследованию талассемии в районах Азербайджана. Это привлекает внимание многих ученых Советского Союза, которые признали, что врач из Азербайджана является первопроходцем в изучении этого сложного заболевания крови и что этой теме следует уделять более пристальное внимание. В 1966 году Ася Ахундова успешно защитила докторскую диссертацию, в основу которой легли ее многолетние клинические и лабораторные исследования. 

 

Семья

Ася Махмудовна была трепетной женой и чуткой матерью, любящей дочерью и сестрой, очень надежным и преданным другом, внимательной тетей для всех своих племянников. У Аси Ахундовой были два брата и две сестры. Она любила их, как и положено любить своих родственников, принимая участие в их жизни и жизни их детей, то есть своих племянников. А если мы учтем и племянников мужа Энвера Исмаилзаде, к которым она относилась как к кровной родне, то поймем, что любви Аси Махмудовны хватало не только на троих своих детей - Кямала, Фикрета и Фариду, но и на детей своей многочисленной родни. И для каждого из них у нее было свое заветное слово, которое она умела произнести вовремя и знала, как именно сказать его, чтобы не обидеть ребенка, но вселить ему веру в себя и свои силы на всю оставшуюся жизнь! Она находила время, чтобы вместе с детьми и племянниками почитать книжку, помочь дочери Фариде с освоением музграмоты, сходить с детьми в гости к бабушке Заре (семейные обычаи и традиции она чтила превыше всего и прививала это детям!), совершить прогулку по бульвару и там, всем вместе, поесть мороженого. Ася ханым любила принимать в своем доме гостей и своих студентов и принимала так, будто была домохозяйкой, а они - самыми дорогими гостями. И даже домашний фартук, который она, подавая угощение гостям, надевала поверх костюма, ничуть не портил ее внешнего вида. Наоборот! Придавал особый шарм. Племянники называли ее и тетей Асей, и мамой Асей. И даже сейчас, много лет спустя, когда ее нет, некоторые из них, вспоминая ее, так и говорят: «мама Ася».

 

Ее наследие

Сын Кямал Мирзазаде, инженер, живет в Баку; сын Фикрет Исмаилзаде, профессор медицины, врач-акупунктолог, живет в Польше; дочь Фарида Исмаилзаде - кандидат медицинских наук, врач-акупунктолог, старший научный сотрудник НИИ медицинской реабилитации, живет и трудится в Баку; внуки, правнуки; более 150 научных  работ; многочисленные ученики, написавшие под ее руководством кандидатские и докторские диссертации, а также спасенные дети, болевшие талассемией.

 

Эпилог

Ася ханым Ахундова была не только большим ученым, великолепным врачом, прекрасным наставником и педагогом. Она была редким, большой души человеком: отзывчивым, добрым, сострадательным, неравнодушным. Свою жизнь она именно так и прожила: в заботах о своих и чужих. Впрочем, для нее понятия «чужой» не существовало, как и социальных различий. Она видела в любом человеке - человека, считала, что кровь у всех одного цвета, и если кому-то нужна ее помощь, то она будет оказана в любое время суток, при любой погоде и при любых обстоятельствах. Она говорила: «Пациент, прежде всего, человек, нуждающийся в помощи, и нет разницы, занимает он министерское кресло или подметает улицы». А еще она говорила: «Главное достижение и оценка деятельности врача - видеть счастье и благодарность в глазах своих пациентов и их родственников, а я это вижу повсеместно».

Вот как вспоминает А.Ахундову известный ученый-гематолог, замдиректора Института гематологии и переливания крови, профессор Азер Керимов: «К сожалению, я был знаком с ней всего несколько лет: в институт пришел в октябре 1979 года, а профессор А.Ахундова ушла из жизни в ноябре 1983-го, прожив всего 63 года. Помню, как все мы были шокированы, когда узнали о скоропостижной смерти профессора (практически сразу после смерти ее матери). Многие не хотели в это верить, говорили, что все перепутали: на самом деле скончалась не Ася Махмудовна, а ее мать. На прощальную церемонию в Клуб профсоюза медицинских работников Азербайджана пришло много врачей, медсестер, родственников, знакомых и незнакомых людей. Траурную речь от имени учеников профессора А.Ахундовой директор института профессор Б.Эйвазов поручил произнести мне…» 

Сделав небольшую паузу, профессор А.Керимов вспоминает и свое выступление на 80-летнем юбилее Аси Махмудовны, когда он уже сам был директором института. «Как быстро летит время! Сложно в это поверить, но сегодня мы отмечаем 100-летний юбилей незабвенной А.М.Ахундовой. Говорят, что «человек умирает тогда, когда умирает последнее воспоминание о нем. Должен сказать, что образ Аси Махмудовны оставил неизгладимый след в моей памяти. Есть личности, которые в нашей жизни появляются именно тогда, когда мы больше всего нуждаемся в знаниях, опыте и энергии, которыми он щедро делится. Для меня, врача, который пришел в институт из практической медицины и хотел серьезно заниматься наукой, безусловно, встреча с таким ученым, как Ася Махмудовна, была воистину судьбоносной», - говорит ученый.

«Профессор Ася Ахундова действительно была необыкновенным человеком, масштабной личностью, которая при этом всегда оставалась благодарной своим учителям и руководителям. Она не раз подчеркивала то влияние, которое оказали на ее становление  как ученого-гематолога многие корифеи медицины  прошлых лет. При этом она очень внимательно относилась и к своим ученикам», - продолжает профессор.

Ему, как и многим другим выдающимся представителям медицинской науки, есть что вспомнить о своем наставнике. Ведь Ася Ахундова оставила в азербайджанской медицине весьма выразительный след. В юности, прочитав легенду о том, как золотая гвоздика спасла жизнь смертельно больному мальчику, она всю жизнь искала свою «гвоздику». Ту, что могла бы стать панацеей от талассемии. И ей это удалось. Ее открытия принесли и продолжают приносить пользу людям. Сегодня работа Аси Ахундовой «Талассемия» не утратила своей актуальности. Она востребована и необходима для нового поколения специалистов. Книга с этим названием издана на русском языке в 1972 году. Но сейчас она требует переиздания и издания в переводе на азербайджанский язык. Это не надо рассматривать как памятник ученому, прославившему  азербайджанскую науку далеко за пределами своей республики. Это - всего лишь способ восстановить справедливое равновесие в распространении необходимых знаний.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

351


Актуально