18 Января 2025

Суббота, 15:08

«ОТСТРОИТЬ» МИР

Сергей Марков о разрушенном Агдаме, Зангезурском коридоре и будущем армянонаселенных районов Карабаха

Автор:

15.05.2021

Тысячи разрушенных до основания домов, торчащие из бушующей зелени обломки, напоминающие о некогда процветающей здесь мирной жизни… 

«Они выглядят как могильные памятники тех семей, которые жили в Агдаме на протяжении многих столетий, которые любили, дружили, работали и были вынуждены бежать из родных домов более четверти века назад под угрозой этнических чисток и массовых расправ» - так описывает увиденное в освобожденном от армянской оккупации Агдамском районе Азербайджана директор российского Института политических исследований Сергей Марков. 

В составе делегации российских депутатов и экспертов он посетил Агдам в начале мая. Своими впечатлениями от увиденного и видением поствоенной ситуации в регионе С.МАРКОВ поделился с нашим журналом. 

- То, что мы увидели в Агдаме, произвело сильнейшее эмоциональное воздействие. Несмотря на то, что эта картина не была для нас неожиданной, увидеть такое было очень горестно. В тишине разрушенного весеннего Агдама в воздухе как бы висят крик и плач этих тысяч людей, которые по этим сейчас заросшим дорогам были вынуждены оставить свой родной город. Также потрясает сознательное, бесчеловечное отношение, например, к могилам на кладбище, где были свалены и унесены все надгробные плиты, а могилы варварски выкопаны экскаватором, останки людей подверглись неизвестной судьбе.

Когда в Москве я рассказывал об этом, многие даже не могли поверить, что такое бессмысленное чудовищное святотатство было совершено в Агдаме захватившими его армянскими властями. 

Позором тех, кто захватил более четверти века назад Агдам, является обращение с мечетями, которые были превращены в хлев для коров и свиней. Этих людей нельзя считать христианами, это - настоящие преступники, которых отторгает любая гуманистическая религия. 

Почему они это сделали, остается под вопросом. Но, по всей видимости, причиной является ультранационализм, когда свою нацию превозносят, а другие нации считают недостойным человеческого обхождения. Этот ультранационализм в свое время обуял Германию, Италию и привел их к чудовищным преступлениям во время Второй мировой войны. Сегодняшний Агдам, без сомнения, это памятник варварству, вандализму и ультранационализму. 

- А как можно охарактеризовать увиденное вами в Агдаме с точки зрения международного права?

- С точки зрения международного права, без сомнения, речь идет об оккупации суверенной территории Азербайджана, нарушении привычных норм ведения войны. Совершено массовое уничтожение и разграбление территорий. Не знаю даже, как точно характеризовать это - военное преступление или преступление против человечности? Оценку должны дать юристы. Следует создать специальную международную группу юристов, в которой должны быть представители, прежде всего, Азербайджана, Турции, России, других ведущих держав мира, а также ООН и ОБСЕ. 

- Как вы оцениваете ход реализации послевоенных трехсторонних договоренностей между лидерами России, Азербайджана и Армении? 

- Полагаю, что трехсторонние договоренности будут реализовываться. Хотя и не так быстро, как хотелось бы, поскольку нужно будет преодолевать препятствия. Эти договоренности можно разделить на три группы. Первая - немедленные гуманитарные вопросы, вторая - политико-правовые и третья - стратегические вопросы. 

По первому блоку гуманитарных вопросов идут сложные переговоры, и обе стороны стремятся к максимизации своей позиции. Это может привести к очень большому затягиванию. Поэтому российская сторона предлагает отказаться от паритетного принципа в решении гуманитарных вопросов и решать их как бы в одностороннем порядке, но параллельными курсами, примерно с одним и тем же темпом. В этом случае отпадет необходимость вести тяжелые переговоры о зачастую несравнимых уступках. 

Второй блок - политико-правовые проблемы. Здесь главный вопрос - уточнение статуса российских миротворцев, зоны их расположения, поскольку во многих местах военные позиции Азербайджанской и армянской армий по-прежнему не разделены миротворцами и могут возникнуть столкновения. Также важен вопрос того, кто будет обеспечивать правопорядок на этой территории. Важно выполнение принципа вывода всех армянских войск со всей территории Азербайджана, включая ту, на которой проживает армянское население. 

Третий блок - это стратегические вопросы, прежде всего вопрос разблокировки коммуникаций. Тут есть несколько типов коммуникаций. Первый - это коммуникации между той частью Карабаха, в которой проживает армянское население, и территорией Армении. Эти коммуникации на сегодня функционируют полностью, однако правовой статус этого коридора не вполне определен, поскольку это юридически территория Азербайджана, но там пока никак не представлены азербайджанские власти. Второй тип коммуникаций - это коммуникации между той территорией Карабаха, на которой проживает армянское население, и остальной территорией Азербайджана, то есть между Ханкенди и Баку, Ханкенди с Шушой. Постепенно нужно переходить к тому, чтобы население спокойно могло пользоваться этими транспортными коммуникациями, чтобы там была восстановлена экономическая жизнь и население всех районов Карабаха могло бы постепенно интегрироваться в общую экономическую жизнь Азербайджана. Третий тип - это коммуникации между Арменией и Россией через территорию Азербайджана. Там сейчас идет уточнение маршрута, этим занимается комиссия на уровне вице-премьеров трех государств. И четвертый - наиболее мощный, политически и экономически значимый проект, это так называемый Зангезурский коридор, то есть транспортная коммуникация между Нахчываном и основной территорией Азербайджана. В случае своей реализации Зангезурский коридор также объединит через железную дорогу мощные экономики Азербайджана и Турции, а также России и Турции. Это мощнейший проект, который может стать стимулом для экономического роста на больших территориях, даже на тех, через которые он не проходит.  

- Как вы можете прокомментировать итоги визитов Сергея Лаврова в Ереван и Баку с точки зрения дальнейшего продвижения трехсторонних заявлений?

- Визит Сергея Лаврова в Ереван и Баку - это классический пример так называемой челночной дипломатии, и это совершенно необходимо, поскольку реализация трехсторонних договоренностей, очевидно, может затормозиться. Прежде всего потому, что руководство Армении не находит в себе политической воли, так как не может опереться на волю своего населения, сильно шокированного поражением во Второй Карабахской войне. 

Важнейшей проблемой, которую сейчас должен решать Сергей Лавров, является проблема карт минных полей, которые Ереван должен передать Баку, в результате чего должно резко ускориться разминирование освобожденных Азербайджанской армией территорий. Почему Ереван не передает эти карты, до сих пор не понятно. Некоторые считают, что часть этих карт утеряна, большинство думает, что Ереван просто торгуется и хочет за эти карты получить как можно больше чего-то другого. Но, конечно, необходимость передачи карт минных полей является частью трехсторонних договоренностей от 10 ноября, и они должны быть быстро переданы. Подтолкнуть Ереван к этому и было одной из важнейших задач С.Лаврова, и, кажется, ему удается ее решить. 

- Сегодня с армянской стороны делается много заявлений, отрицающих договоренности о разблокировке коммуникаций, в частности открытие Зангезурского коридора. Как, по-вашему, может ли Ереван помешать выполнению этого пункта договоренности и чем это может обернуться для Армении и региона в целом?

- Вопрос о Зангезурском транспортном коридоре является одним из основных. Насколько я понимаю, отличие заключается в том, что Азербайджан предлагает, чтобы это был реальный транспортный коридор с некими принципами экстерриториальности, прежде всего, для защиты безопасности грузов и людей, следующих по этому транспортному коридору. Армения же боится, что это будет в какой-то степени отторжением части их территории. Тем более что в прошлом район Зангезура тоже был азербайджанским. 

Кроме того, руководство Армении тормозит реализацию всех договоренностей, потому что оно чувствует слишком тяжелую ношу поражения и возмущение своего населения этим поражением. Поэтому переговоры могут быть достаточно долгими. Но если переговоры о Зангезурском коридоре будут безуспешными, это будет значить, что транспортный коридор между Арменией и Россией через территорию Азербайджана тоже не будет реализован. И те и другие коммуникации должны помочь не только региону, Азербайджану, они должны вывести и Армению из хронического экономического кризиса. Поэтому неспособность реализовать проект Зангезурского транспортного коридора означает серьезную деградацию возможностей экономического развития в Армении. 

- Армения на пороге внеочередных выборов парламента и правительства. Может ли их исход повлиять на будущее поствоенных договоренностей? 

- Парламентские выборы в Армении могут нанести сильный удар по трехсторонним договоренностям. Правда, наиболее вероятно, что большинство голосов получит Никол Пашинян. А он как человек, подписавший мирный договор и ориентированный на то, чтобы создать лучшие условия для экономического развития Армении, готов выполнять эти трехсторонние договоренности. Но процент голосов, полученных Пашиняном, точно будет меньше, чем раньше. Поэтому есть три варианта. 

При первом варианте Никол Пашинян может все-таки получить большинство в парламенте - сам либо с небольшими союзниками. Это лучший вариант для реализации трехсторонних договоренностей. 

По второму варианту Пашинян побеждает, но вынужден включить в коалицию своих противников из Республиканской партии Армении (РПА) во главе с Робертом Кочаряном. В результате Р.Кочарян и другие противники этих трехсторонних договоренностей получат возможность вставлять палки в колеса и блокировать реализацию договоренностей. 

При третьем варианте Никол Пашинян не выигрывает выборы и де-факто лидером становится Роберт Кочарян. Это плохой сигнал для трехсторонних договоренностей, поскольку Кочарян и его сторонники из бывшей правящей Республиканской партии Армении сейчас хоть и переформатировались, но все равно остаются во многом партией войны, и они будут активно пытаться сорвать реализацию трехсторонних договоренностей. 

- Насколько успешными могут быть попытки реанимировать Минскую группу ОБСЕ, которая фактически провалила свою миссию? 

- Попытки реанимировать Минскую группу будут, поскольку она представляет очень авторитетную международную организацию ОБСЕ, и поскольку Россия, которая находится в конфликте со странами Запада, хотела бы получить международную поддержку своим усилиям по разрешению конфликта между Азербайджаном и Арменией вокруг Карабаха.

Сегодня мы имеем пассивные заявления членов Минской группы о поддержке достигнутых договоренностей, а также тайные и полуоткрытые усилия Франции и США сорвать эти договоренности. Руководства Франции и США находятся под большим влиянием армянского лобби и во многом реализуют проармянскую позицию. Поэтому они хотели бы переиграть договоренности от 10 ноября в пользу Армении. Кроме того, и США, и Франции очень не нравится активная роль России в этом вопросе. Они хотели бы уменьшить роль России везде, в том числе в урегулировании конфликта между Арменией и Азербайджаном. 

В то же время кризис Минской группы совершенно очевиден. Она провалила свою работу и привела ситуацию к возобновлению боевых действий. Сопредседатели Минской группы ОБСЕ показали чудеса деструктивности, и, по сути дела, в учебниках дипломатии можно описывать роль Франции в Минской группе как дипломатический саботаж. Я думаю, что совершенно обоснованно предложение Азербайджана вывести Францию из числа сопредседателей. 

Вообще идея о том, что Минская группа должна собраться в полном составе и выбрать новых сопредседателей, здравая и разумная. Если среди сопредседателей есть Франция, то логично в их числе иметь и Турцию. Если не вводить туда Турцию, как прямого союзника Азербайджана, то логично вывести оттуда и Францию, как прямого союзника Армении. 

Поэтому важным является начало построения шестистороннего формата, который может включать в себя Азербайджан, Армению, Грузию, а также большие державы вокруг этого региона - Россию, Турцию и Иран. Это очень перспективно. Тем более что у всех этих стран есть общий интерес к большему и внешнеполитическому, и экономическому сотрудничеству. 

- Каким вы видите будущее азербайджанских районов и заселяющего их армянского населения, временно находящихся в зоне ответственности российских миротворцев?  

- Можно перечислить несколько вариантов будущего для армянского населения, которое проживает на территории Карабаха - в зоне ответственности российских миротворцев. Но наиболее реалистичным является вариант интеграции армянского населения Карабаха в экономическую, социальную, политическую и культурную жизнь Азербайджана. 

Правда, это, по всей видимости, займет достаточно много времени. Сначала Азербайджан полностью освоит освобожденные территории, которые ранее были захвачены Арменией, создаст зону процветания в этих регионах. Одновременно будут восстановлены коммуникации между азербайджанским и армянским населением Карабаха и постепенно происходить экономическая интеграция этого региона в общую жизнь Азербайджана. Для этого должно, в том числе, произойти примирение двух народов - вероятно, это будут встречи экспертов, активистов гражданского общества, встречи старейшин, будут проходить какие-то конференции, «круглые столы», дискуссии и находиться примиряющие мотивы. 



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

340


Актуально