27 Апреля 2024

Суббота, 05:07

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АЛЬЯНС

SOCAR и TPAO выходят на рынки третьих стран

Автор:

01.07.2021

Нефтегазовое сотрудничество Баку и Анкары берет свое начало еще с 90-х, когда независимый Азербайджан заключил свой первый знаменитый «Контракт века» с 11 иностранными нефтяными компаниями, в том числе и Turkish Petroleum (TPAO), на разработку блока месторождений «Азери-Чираг-Гюнешли». Тем самым был заложен фундамент для сотрудничества государственных нефтяных компаний двух стран - SOCAR и TPAO. 

Позднее список совместных проектов пополнился за счет вхождения Turkish Petroleum в разработку одного из крупнейших в мире газоконденсатных месторождений «Шахдениз» и участия в строительстве и эксплуатации трубопроводов Баку-Тбилиси-Джейхан, Баку-Эрзурум, TANAP (Южный газовый коридор). 

Вряд ли история столь удачного альянса на этом закончится, тем более что президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган лично озвучил возможность совместной инвестиционной деятельности SOCAR и TPAO в третьих странах. Данный вопрос вошел в повестку дня исторической встречи лидеров Азербайджана и Турции в Шуше. 

 

Ливийский узел

«Мы с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым обсудили сегодня вопрос совместного инвестирования в третьи страны компаниями SOCAR и TPAO в случае необходимости. Думаю, что мы продолжим работу над этим вопросом и дальше», - заявил турецкий лидер в совместном с И.Алиевым заявлении для прессы по итогам переговоров. 

Позже, уже в интервью для турецких журналистов, глава братского государства расскажет, что под третьими странами вполне может подразумеваться… Ливия. Неожиданно, но логично. 

«В настоящее время мы с Азербайджаном связаны проектами газопроводов TANAP и TAP. Вне этих проектов мы можем предпринять новые шаги. Что это может быть? К примеру, есть компания, связанная с TPAO, совместно с которой так же, как мы сейчас взаимодействуем по проектам TANAP и TAP, мы с моим дорогим другом Ильхамом Алиевым можем действовать и в Ливии», - пояснил Р.Эрдоган. 

Турецкий лидер добавил, что Азербайджан и Турция обладают богатыми знаниями и опытом, поэтому могут быть предприняты шаги «даже в области бурения». «Надеюсь, что, предприняв такие совместные шаги, мы найдем возможность открыться не только для Европы, но и расширим деятельность в наших собственных странах, а еще больше - в других странах», - уверен Р.Эрдоган.

Почему именно Ливия? Дело в том, что с этой страной ТРАО также связывают особые отношения. 

Начнем с того, что запасы нефти Ливии в 48 млрд. баррелей составляют 3% мировых запасов и являются крупнейшими в Африке. До свержения ливийского лидера Муамара Каддафи и начала гражданской войны Ливия добывала 1,6 млн. баррелей нефти в сутки (по данным на начало 2011 года). Однако с 2011 года на корпоративную деятельность в стране влияет сложная политическая ситуация - большинство нефтяных месторождений и портов были закрыты по причине блокировки нефтяных объектов на фоне военных действий (противостояние командующего Ливийской национальной армией фельдмаршала Халифы Хафтара и признанного ООН Правительства нацсогласия во главе с премьер-министром Фаизом Сараджем).

Тем не менее, Х.Хафтар 18 сентября 2020 года заявил о возобновлении добычи и экспорта нефти из портов Ливии, которые были закрыты с января из-за военных действий. На следующий день Национальная нефтяная корпорация Ливии (NOC) объявила, что снимает режим чрезвычайной ситуации на месторождениях и в портах. В результате с сентября прошлого года страна начала увеличивать добычу нефти. Гендиректор NOC Мустафа Саналла в марте текущего года заявил, что Ливия планирует к концу года увеличить добычу нефти до 1,4 млн., в течение двух лет - до 1,6 млн. и в последующие 4 года - до 2,1 млн. б/с.

Невысокая стоимость доступа к сырой нефти в Ливии с точки зрения структуры грунта и глубины источника делает страну привлекательной для производителей «черного золота». Кроме того, низкое содержание серы в ливийской нефти (малосернистой нефти) увеличивает спрос на нее, особенно на европейском рынке.

 

Турция - не чужая

Что касается сотрудничества Турции и Ливии, то военные, политические, дипломатические и экономические отношения между двумя странами продолжают развиваться после того, как Анкара и Триполи подписали соглашение о морской юрисдикции в ноябре 2019 года. А после того как в марте было приведено к присяге новое временное правительство, связи еще больше укрепились.

Как заявлял председатель Турецко-ливийского делового совета при Совете внешнеэкономических связей  Муртаза Каранфил, интерес турецких инвесторов к стране сохраняется: «Ливия - страна, которая нуждается в инвестициях во всех смыслах. Благодаря приглашенным турецким компаниям для незавершенных проектов устранена нехватка элементарных потребностей».

Учитывая, что Турция все еще является импортером энергоресурсов, а Ливия - одним его из поставщиков, следует ожидать, что Триполи останется важным партнером Анкары в обеспечении энергетической безопасности в среднесрочной и долгосрочной перспективах. 

Ливия - не чужая страна для TPAO. Компания проводила разведочные работы в стране на месторождениях «Сирт» и «Себха» во второй половине 2000-х годов. Было потрачено $100-150 млн. на поисковые операции и обнаружена нефть на семи месторождениях. Утверждается, что на каждом участке есть возможность производить тысячи баррелей «черного золота». Однако из-за нестабильной политической ситуации в Ливии в 2011 году деятельность компании была приостановлена, а скважины закрыты. 

Тем не менее ливийская нефть продолжала поступать в Турцию последние 20 лет, и Анкара вовсе не намерена отказываться от перспектив расширения своей роли на рынке этой страны, планирует даже увеличить объем добываемого там топлива.

В прошлом году Турция готовилась начать работы по освоению нефтяных участков в восточной части Средиземного моря, права на которые получила по соглашению с правительством Ливии от 2019 года. Министр энергетики Турции Фатих Домнез в 2020 году отмечал, что в рамках этого соглашения Анкара определила семь лицензионных участков в Восточном Средиземноморье для разведки и бурения нефти и Turkish Petroleum Corporation уже обратилась за лицензией на проведение работ. Процедура оформления займет несколько месяцев, после чего компания будет готова начать бурение. 

Тогда же в интервью местным СМИ турецкий министр указал и на возможность совместной деятельности TPAO с другими иностранными компаниями в Ливии. «TPAO будет вести геологоразведочные работы в Ливии совместно с NOC. Так было и раньше. Также могут быть международные компании, с которыми мы можем работать вместе. Со временем это станет яснее», - подчеркнул он.

Уже в мае текущего года Ф.Донмез в своем аккаунте в Twitter сообщил о договоренностях с Ливией по укреплению связей в области разработки месторождений нефти и газа.

«Мы провели очень продуктивную встречу с министром нефти и газа Правительства национального единства Ливии Мухаммедом Ахмедом Оуном. Принято решение об углублении сотрудничества, в особенности в сфере нефти и газа», - написал глава Минэнерго Турции.

 

Зона комфорта

Что касается Азербайджана, то для нас участие в ливийских проектах может быть интересным не только в качестве бурового подрядчика, но и как инвестора. Это позволило бы SOCAR диверсифицировать портфель зарубежных проектов и укрепить позиции на Ближнем Востоке.

Начальник Управления инвестиций Госнефтекомпании Азербайджана Вагиф Алиев, говоря в целом о возможности совместной деятельности SOCAR и TPAO за пределами своих государств, отметил, что компании сотрудничают в различных проектах с 1994 года, поэтому «у них есть возможность применить этот опыт и в третьих странах». «При этом неправильно думать об очень отдаленных географических регионах, можно работать в близлежащих регионах, богатых энергоресурсами», - уточнил он.

Любое сотрудничество на уровне ведомств или компаний начинается с политической воли руководителей этих стран. Учитывая предложение Р.Эрдогана по совместной инвестиционной деятельности SOCAR и TPAO в третьих странах, можно сказать, что первый камень уже заложен. 

Между тем SOCAR не скрывает своей заинтересованности в развитии сотрудничества с TPAO в проектах разработки углеводородных ресурсов, в том числе и в Черном море. Тем более в свете последних газовых открытий, сделанных Турцией. 

На данный момент Госнефтекомпания Азербайджана сосредоточила свою деятельность за рубежом, главным образом, в сфере торговли нефтью и нефтепродуктами. В Турции, правда, компания пошла намного дальше, сконцентрировавшись на деятельности в области нефтепереработки и нефтехимии, розничной торговле нефтепродуктами, оказании портовых услуг на контейнерном терминале и в сфере распределения газа. Так что вхождение в сектор up-stream в Турции станет для SOCAR первым зарубежным проектом в этой области. 

«Мы готовы внести свой вклад в добычу запасов природного газа в Черном море. Будучи компанией, специализирующейся на нефти и природном газе, мы готовы оказать Турции всякую поддержку в этом процессе в случае необходимости. Будем рады поделиться нашими знаниями и многолетним опытом распределения природного газа в Азербайджане и Грузии», - сказал глава SOCAR Turkiye Enerji Заур Гахраманов.

Президент Турции 4 июня объявил об обнаружении в Черном море нового газового месторождения с запасами газа 135 млрд. кубометров. С учетом открытого осенью прошлого года месторождения газа с запасами 405 млрд. кубометров общий объем обнаруженных Турцией в Черном море запасов природного газа достиг 540 млрд. кубометров. Президент Турции обещает, что добыча энергоресурсов из этих месторождений начнется в 2023 году.

«Открытия Турции в Черном море имеют стратегическое значение. Теоретически возможно сотрудничество с TPAO в области разработки месторождений и добычи. Это в наших профессиональных интересах», - считает глава Управления инвестиций SOCAR.

По мнению В.Алиева, большой опыт азербайджанской компании в морской разведке и бурении может пригодиться TPAO в процессе добычи углеводородного сырья на черноморском шельфе. «Из-за глубины и интенсивности волн в Черном море строительство здесь традиционной платформы может быть неподходящим, но добыча может осуществляться с применением новых технологий, в том числе беспилотным способом», - отметил он.

По оценке турецкого министра энергетики, через два года Турция с учетом открытий вступит в новую энергетическую эру, а газ будет на 30% дешевле для жителей республики. 

Вместе с тем, по мнению экспертов, освоение найденных месторождений в Черном море будет сложным и дорогостоящим. Для реализации проекта потребуются квалифицированные кадры и не менее $3,2 млрд. инвестиций. И в этом случае будет вполне логичным привлечь компанию братского государства в качестве партнера с учетом его опыта и финансовых возможностей. Тем более что на сегодняшний день SOCAR Turkey осуществила общий объем инвестиций в размере $19,5 млрд., став крупнейшим иностранным инвестором в Турции.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

191


Актуально