Автор: Салатын МИРЗОЕВА
Музыка бессмертна, равно как и ее создатель. Сегодня среди нас нет многих величайших личностей, но их творения продолжают свое путешествие по миру, покоряя все больше и больше сердец. Как и творения скрипача-виртуоза, композитора, создателя первой национальной классической японской оперы «Кодаю», балета «Королева Аба», автора двух опер «Маленький принц», сонат для фортепиано, скрипки, виолончели, кантат для солистов, хора и оркестра, которые исполнялись во многих городах бывшего СССР и за рубежом, азербайджанского композитора Фарханга Гусейнова.
Будучи молодым музыкантом, в 1972 году в составе оркестра Московской консерватории он участвует в конкурсе им. Герберта фон Караяна в Западном Берлине. Ему вручают почетную золотую медаль. В 1991 году его сочинение «Путешествие во времени» завоевывает премию на международном конкурсе композиторов в Токио, а в 1995-м на конкурсе «Пусть будет мир на Земле!» он получил специальный приз ООН за ораторию.
С 1992 года Фарханг Гусейнов переезжает в Турцию и продолжает свою деятельность в должности заведующего кафедрой струнных инструментов в Государственной консерватории университета Чукурова в Турции. В 2010 году Фарханг Гусейнов покинул этот мир, но его вклад в мировое наследие сделал имя музыканта бессмертным. Этим летом имя Фарханга Гусейнова было присвоено оркестровому залу Государственной консерватории университета Чукурова в турецком Адане. Своими воспоминаниями об отце с корреспондентом R+поделилась его дочь пианистка Томрис ГУСЕЙНОВА.
- Спасибо, Томрис ханум, что согласились поговорить о вашем отце - великом музыканте, оставившем богатое наследие в мировой музыке. Но по тому, как мало сведений о вашем отце в СМИ, предполагаю, что Фарханг бей был очень скромным человеком...
- Спасибо и вам. Да, это так, мой отец был очень скромным человеком. Скромным, но требовательным к себе. Благодаря своим успехам за пределами родины отец был известным человеком в музыкальной среде Азербайджана. Другое дело, что о нем не так много знала общественность.
- Имя Фарханга Гусейнова было присвоено оркестровому залу Государственной консерватории университета Чукурова в турецком Адане. Расскажите об этом значимом для вас и для Азербайджана событии. С чьей стороны была проявлена инициатива?
- Отец проработал в Государственной консерватории университета Чукурова в Адане 18 лет, и за это время взрастил много учеников. За период своей деятельности он дирижировал оркестром, написал балет «Королева Аба» и многое другое во благо развития этого учреждения. Это решение было принято с целью признания заслуг Фарханга Гусейнова Советом директоров университета. Это значимое событие. И я очень горжусь этим.
- Есть ли какие-либо факты, события, о которых не упоминали в СМИ, но вы считаете необходимым донести их до наших читателей?
- Да, о Фарханге Гусейнове можно говорить много. Папа был эрудированным человеком и любил читать. Он великолепно знал географию, вплоть до флагов всех государств. Даже мелких островных стран. Владел глубокими познаниями в области античной истории. Именно любовь к античности сподвигла его к созданию балета «Королева Аба» о женщине-воине, царице Киликии – это древнее название Южной Турции.
- По заказу оперной певицы Японии Эйко Аоки Фарханг Гусейнов создает оперу «Кодаю», посвященную отношениям между Россией и Японией. Расскажите, пожалуйста, об истории создания этой оперы…
- Написанное по заказу прославленной оперной певицы Эйко Аоки еще в 1993 году, произведение моего отца стало первой национальной классической оперой Японии, где была осуществлена и ее первая постановка. Но у этой истории есть предыстория. И началась она в далеких 90-х. В 1993 году по инициативе ЮНЕСКО проводился международный конкурс симфонических произведений под названием «Шелковый путь». На конкурс было представлено 278 произведений из 10 стран. После первого отборочного тура среди 10 избранных оказался и симфонический концерт моего отца «Путешествие во времени». По результатам следующего отборочного тура среди произведений, вошедших в пятерку лучших, оно заняло второе место. Тогда председатель жюри конкурса, вручая ему награду, заявил, что «впервые в вашем лице Япония узнала Азербайджан». А японский принц, обращаясь к моему отцу, в своей речи отметил: «Слово «Азербайджан» впервые звучит в моей стране у всех на устах. Ваша страна должна гордиться вами, потому что ваш талант и созданное произведение завоевали сердца японцев и мое. Мы вас считаем родным». Успех его концерта для оркестра «Путешествие во времени» был столь велик, что Эйко Аоки предложила ему написать оперу на ее либретто об отважном моряке Кодаю, личность которого стала в стране легендарной. Полное название оперы - «Российская одиссея Дайкоку Кодаю». Речь в ней идет о первом японце, побывавшем в России и даже общавшимся с императрицей Екатериной II. Дайкоку Кодаю жил в 1751-1828 годах и был капитаном торгового судна. Однажды шторм унес его далеко на север, к острову Ачика в цепи Алеутских островов. Побитое штормами судно оказалось непригодно к дальнейшему использованию. Тогда Кодаю с 17 членами команды попытался вернуться домой по суше. Путешествие длиной 11 лет пролегло через всю Россию. В Иркутске он познакомился со знаменитым естествоиспытателем Кириллом Лаксманом, с его помощью Кодаю добрался до Санкт-Петербурга и был представлен Екатерине II. Императрица помогла ему вернуться в Японию на российском судне - для налаживания связей с далекой восточной страной была снаряжена торговая миссия. Однако японские сегуны, поглощенные внутренними проблемами и не желающие открытия страны для иностранцев, отказались от переговоров с русскими, а самого Кодаю объявили предателем.
Эйко Аоки сказала отцу, что «долгие годы я искала рыбу, а поймала кита», выразив свое восхищение. По ее словам, только Фарханг Гусейнов из всех композиторов советского периода мог воплотить ее мечту - создание оперы, посвященной российско-японским отношениям. Мой отец принял предложение и приступил к ее воплощению.
Но был один казусный момент - музыка никак не укладывалась под ранее предложенное либретто. И тогда он решается поручить создание либретто своему другу - очень талантливому поэту и музыканту Азику Эфенди. Вместе, не покладая рук, работая дни и ночи напролет, они создают этот шедевр. А чтобы лучше сосредоточиться, мой отец переезжает на дачу и, не покидая ее в течение трех месяцев, сочиняет это историческое произведение.
- На каких сценах в данный момент звучат сочинения вашего отца?
- Конечно же, в Японии, Израиле, Швеции, России, Англии, Турции, Южной Америке. В 2022 году планируем постановку «Кодаю» на родине. Ведь 2022 год объявлен «Годом дружбы между Азербайджаном и Японией».
- Фарханг Гусейнов был духовно тесно связан с японской культурой и традициями. Чем же его влюбила в себя Япония?
- Отец был влюблен в Японию. Бескрайняя любовь, знание географии и истории помогли моему отцу осилить все сложности и многозначность японского колорита и культуры. Никогда ранее не слыша японскую музыку, отец в совершенстве изучил игру на национальных музыкальных инструментах благодаря своему интеллекту и образованию.
- Какими воспоминаниями о Баку больше всего любил делиться ваш отец?
- О периоде 90-х. 1991 год стал знаковым в признании его творчества в Азербайджане. Его называли героем Азербайджана, ведь он стал первым азербайджанцем, которому удалось завоевать премию и признание в Японии. Кстати, об этом конкурсе отец узнал от покойного Тофига Кулиева. И по возвращении из Японии первый, кому отец поспешил сообщить эту новость, был Тофиг Кулиев. Вы можете представить, какое счастье и ликование испытал мой отец? И, безусловно, глубокую признательность Тофиг муаллиму... Где-то в далекой Японии узнают об Азербайджане. Через музыку моего отца.
- С кем еще из местных деятелей искусства дружил Фарханг муаллим?
- Со многими. С Фараджем Караевым, Огтаем Зульфугаровым, Франгиз Ализаде, Арифом Меликовым, Фархадом Бадалбейли, Азадом Алиевым, Фарах Алиевой, Поладом Бюльбюльоглу, Азером Рзаевым. Он очень любил и уважал всех деятелей музыки и культуры Азербайджана.
- В какой обстановке любил работать ваш отец?
- Дома он находил все, что требовалось, чтобы отдаться миру музыки, - абсолютную творческую обстановку. Но главной его музой была моя мама. Ему всегда было важно в начале любого дела услышать ее мнение и одобрение. Он доверял только ей. А она - ему (улыбается).
- Как известно, у вас творческая семья. Вы сама - пианистка. Какую роль сыграл отец в вашем музыкальном формировании?
- Я росла в семье, где классическая музыка была ее составной частью. Папа привил мне любовь к труду и ежедневным многочасовым занятиям музыкой. Он научил меня относиться к занятиям с большой любовью.
- Как проходит развитие вашей професиональной деятельности сейчас?
- Несмотря на большой объем работы в Бакинской музыкальной академии имени Узеира Гаджибекова, я поступила на магистратуру туда же. В этом году я окончила университет с отличием. Идет подготовка к постановке оперы «Кодаю» в Азербайджане, где я выступаю в качестве главного режиссера.
- Помимо прекрасной музыкальной семьи у Фарханг муаллима было очень много студентов. Кого вы считаете его достойным последователем?
- Он оставил большое наследие в лице своих учеников, которые по сегодняшний день солируют в самых престижных оркестрах Европы и Америки. Среди них могу отметить Дениз Тахберер в Берлине, Ондер Балоглу, Озгюр Баскын в Анкаре, Беллу Гелладову в Израиле, Фархада Агамализаде, Озана Улудаг, Юсуфа Ялчына. Все они последователи его школы музыки и культуры.
- Какие слова или наставления отца направляют вас по жизни?
(задумалась) В его глазах я всегда была бойцом... Он отмечал мою силу воли и любовь к труду. Для моего отца всегда было важным оставаться честным музыкантом и человеком и быть преданным искусству. До конца! И он в этом для меня большой пример.
- Примечательный факт в жизни Фарханг муаллима – это его учителя. Помимо Кара Караева он был и учеником Леонида Когана… Как описывал ваш отец своих педагогов?
- Всегда с большим восторгом он отзывался о своих педагогах. Он буквально боготворил и считал их легендами.
- Фарханг Гусейнов представлял свою страну на мировой сцене в тяжелые 90-е…
- Те времена были действительно очень тяжелые для страны как с политической, так и экономической точки зрения. Мой отец делал все, чтобы пропагандировать музыкальную культуру Азербайджана. Он был очень скромным человеком и считал это своим долгом. Например, он был очень горд тем, что после завоевания премии в Японии в Азербайджанской государственной филармонии был организован специальный концерт под руководством Рауфа Абдуллаева, посвященный победе отца. Важно отметить, что лауреатство на конкурсе «Шелковый путь» было не единственной победой отца в его творческой жизни.
В 2000 году в Парагвае проходил конкурс, посвященный Хосе Асунсьону Флоресу, известному парагвайскому композитору и дирижеру, создателю жанра лирических песен гуарания - песен группы индейских народов в Южной Америке. Мой отец пишет произведение KapriccioQuarani для этого конкурса. И по его итогам, обойдя 100 других претендентов, представленных другими участниками, мой отец удостаивается первого места и получает высшую премию ЮНЕСКО. Члены жюри, которые состояли из композиторов и дирижеров Италии, Испании, Аргентины и других стран Латинской Америки, высоко оценивая творчество моего отца, отметили: «Даже если вы по национальности азербайджанец, вы также национальный композитор Парагвая».
- Какая профессиональная цель или желание остались у отца неисполненными? О чем больше всего мечтал Фарханг бей?
- Одним из его несбывшихся при жизни желаний была постановка балета «Королева Абба» в Азербайджане. А также в последние годы жизни он очень хотел написать симфонии для Азербайджана. Но, к сожалению, этого осуществить не удалось.
- Но остались желания, которые в силах исполнить его потомки и, конечно, мы. Ведь наш долг оживлять и сохранять все созданное великими деятелями.
- Верно. И я верю, что вместе мы приложим все усилия, чтобы воплотить все несбывшиеся желания, а также передавать творения Фарханга Гусейнова из поколения в поколение.
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ: