27 Апреля 2024

Суббота, 06:54

ПУТЕШЕСТВИЕ В УКРАДЕННОЕ ДЕТСТВО

Ровно 30 лет сотни тысяч азербайджанских детей шли к нему, не переставая верить в чудо

Автор:

01.06.2022

Знаете, каково бывает ребенку, потерявшему любимую игрушку? Вопрос риторический, скажете вы и будете правы. А знаете, каково было целому поколению детей, лишившихся не только игрушек, но и самого уютного на свете дома, самой красивой в мире школы, самых любимых учителей, самых верных друзей и питомцев?! Некоторые потеряли даже своих родителей и близких. Потеряли навсегда, повзрослев в одночасье на много десятков лет.

Не теряя надежды

Тернистым и долгим выдался наш путь в украденное детство. Ровно 30 лет сотни тысяч азербайджанских детей шли к нему, не переставая верить в чудо. Ничто не могло заставить нас свернуть с этого пути. Даже расставленные врагом на каждом шагу капканы. Мы мечтали начать все с самого начала. Прямо как в игре, в которой не по нашей вине что-то пошло не так. 

Склоны Муровдагского хребта. Теперь они не такие непроходимые. Перевал за перевалом мы покоряем вершины по следам доблестных азербайджанских воинов, оставляя за собой огромные клубки белых облаков. 

На глазах наворачиваются слезы. Вспоминаешь, сколько молодых людей отдали свои жизни за то, чтобы больше никогда не было войны и дети не теряли детство. Одно утешает: что и Кяльбаджар, и Лачин были возвращены без единого выстрела благодаря дипломатической победе Азербайджана.

За горой Кяльбаджар. А там и до Лачина рукой подать. 

 

Мы вернулись!

Лачин! 18 мая 2022 года. Сегодня исполнилось бы ровно 30 лет со дня его оккупации соседней Арменией. К счастью, черный юбилей не состоялся. Уже два года, как мы вспоминаем об этой трагической дате, будучи победителями. Отдавая дань памяти павшим за освобождение Родины, мы движемся по узким горным дорогам навстречу к родному дому. 

Мы обещали ему, что вернемся. Обязательно вернемся. И Лачин обещал, что будет ждать нас. Он не мог приютить у себя соседей, которые украли наше детство. 

Тогда мы были слабы и беспомощны, но в пути выросли и окрепли. Мы объединились в железный кулак, прогнали оккупанта, а теперь возвращаемся домой. 

 

Деревня детства

Село Гаджисамлы. В народе его больше называли Завод. Даже на дорожном указателе во въезде в село было так и написано: «Завод». Здесь в советские годы действовал деревообрабатывающий цех. По информации Министерства экологии и природных ресурсов Азербайджана, за годы оккупации Армения беспощадно эксплуатировала лачинские леса. В лесах Гаджисамлы произрастает самый ценный вид дубовых - красный дуб. Его армяне вырубали и отправляли во Францию для производства бочек для хранения коньяка. А ореховые леса валили для изготовления мебели. 

Освободив свои земли, Азербайджан не только вернул мир в эти края, но и предотвратил самый настоящий экологический террор, учиненный здесь Арменией.  

Сейчас от того цеха ничего не осталось. Ни здания, ни пилорамы, ни огромных генераторов, которые вырабатывали электричество. Все растащили оккупанты. 

 

Добро пожаловать домой!

Вот он, наш дом детства. Точнее все, что от него осталось. Все мои сочинения на тему «Как я провел летние каникулы» тем или иным образом были связаны с этим домом. 

Вот здесь была тандырная. Представьте обжигающий пальцы ароматный хлеб из тандыра с настоящим деревенским сыром. 

Тут было стойло для скота, там росла яблоня, а вот тут черешня. Помню, как мы тайком срывали с деревьев еще не поспевшие фрукты и убегали купаться в горной речке. 

А потом нас звали на сенокос. Взрослые косили, мы помогали собирать траву вилами. Какое удовольствие уставшим детям доставлял обед в тени дерева рядом с журчащим родником!  

Приятные воспоминания прерывает ужасающий вид развалин отцовского дома. Ровно так же, как и война в свое время прервала наше счастливое детство. Это как хороший сон, от которого тебя разбудили. Хочется снова заснуть, чтобы посмотреть продолжение.

 

Поседевшие дети

Идем дальше, в глубь села. На месте, где когда-то стоял его дом, сидит Эхтирам Гусейнов. Тот самый озорник из прерванного детства. Теперь он известный исполнитель мугама, заслуженный артист Азербайджана. Поседел. Да и здоровье успело пошатнуться. Ему было всего 12 лет, когда армяне оккупировали Лачин. Даже слава, которой он добился, не могла его утешить, пока родное село находилось под оккупацией. 

«Вот оно, украденное детство!» - разводит руками 42-летний заслуженный артист. От дома, в котором он родился и провел самые счастливые годы своей жизни, не осталось и камня. «Но хвала Аллаху, что мы вернулись. Пусть покоятся с миром шехиды, которые ценой своей жизни подарили нашему народу это счастье! Я благодарю каждого солдата Азербайджанской армии, благодарю Верховного Главнокомандующего за то, что они вернули нашему народу его достояние!» - добавляет он. 

Спрашиваю у Эхтирама фотографии детства для композиции «До и после». «А они разве остались? Все фотографии сгорели вместе с домом», - снова разводит руками он.  

 

Школа жизни

Птичий щебет переливается яркими красками на фоне журчания реки. С покрытого густой травой места, где 30 лет назад жил Эхтирам Гусейнов, видны руины небольшой сельской школы. Подходим к ней.  

Вспоминаем учителей. Самым строгим учителем был мой отец, рассказывает Эхтирам. В этой же школе учительница пения выявила его талант. «Для меня это была самая большая и ответственная сцена», - говорит заслуженный артист, вспоминая, как он выступал по праздникам на школьных мероприятиях. 

Не обходилось и без прогулов, продолжает ханенде. Убегали с уроков купаться в речке, птиц из рогатки пострелять, в футбол на лужайке поиграть. А чего стоил поход в тутовый сад. 

 

Сад Паша бека

Тогда мы даже не представляли себе, кому в свое время принадлежал этот сад, откуда детей, как правило, прогонял сторож местного колхоза. Не знали и то, что в огромном по тем временам доме рядом с садом в свое время выросли первый военный министр Азербайджанской Демократической Республики, генерал-губернатор Карабаха Хосров Бек Султанов и его брат, народный герой Султан Бек Султанов. Уже повзрослев, мы узнаем, что благодаря отваге и мужеству сыновей Паша бека из Гаджисамлинской волости в начале XX века целые села Карабаха и Зангезура смогли избежать участи быть истребленными армянскими бандформированиями, еще тогда претендующими на эти земли. 

Водружаем флаг над домом Паша бека. Это была зимняя резиденция известной семьи. Летом они жили в соседнем селе Гуррдгажы, что в паре километров отсюда. 

Кстати, в Гурдгажы находится кладбище, где покоятся усопшие до войны жители близлежащих сел. Здесь же находится могила моего деда - Маилова Бахмана Зейналабдин оглу. Его надгробье, как и некоторые другие, по счастливой случайности уцелело от рук вандалов. Остальных постигла та же участь, что и другие кладбища на ранее оккупированных Арменией землях. 

 

Когда не хочется уходить

Для подготовки репортажа из украденного детства нам было отведено два дня. Время здесь пролетает быстро. Вокруг все цветет и благоухает. Не успеваешь вдоволь насладиться этим раем на земле, как уже пора уходить. Расставаться с детством не хочется. Впрочем, мы и не расстаемся с селом. Прямо как в детстве. Летние каникулы закончились, значит, надо возвращаться в Ханкенди, где я родился и вырос.  

Всю дорогу человека не покидает ощущение того, что машина времени переправила его через облака в совершенно иное пространственное измерение. С одной стороны, это наше прошлое, с другой - будущее. Сюда возвращается новая жизнь. Здесь будет новое детство, и теперь больше никто его не сможет украсть.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

144


Актуально