2 Мая 2024

Четверг, 02:00

ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ РАЗВОД

Стремительно меняющаяся картина на мировом топливном рынке вынуждает и экспортеров, и покупателей принимать нестандартные решения

Автор:

01.06.2022

Сильные мира сего на различных международных площадках продолжают вести дискуссии о том, какие последствия ждут глобальную экономику из-за войны в Украине и санкций Запада в отношении России. 

Эта война фактически поставила точку на реализации российского проекта газопровода «Северный поток-2» (СП-2). Теперь на повестке - отказ Евросоюза от импорта российских нефти и газа. Хотя со стороны ведущих государств ЕС все чаще стали звучать заявления о желании реализовать его как можно скорее, в своей решительности Европа не монолитна. Посему принимать решение о полном и бесповоротном отказе от российских энергоносителей будет трудно. 

В России считают, что проект СП-2 будет востребован, пусть даже в далеком будущем, намекая тем самым на незаменимость собственных поставок на европейский рынок. В правительстве РФ подчеркивают, что в случае, если Брюссель захочет вернуться к СП-2, то поставки газа по этому трубопроводу в Европу станут возможными не ранее 2028 года. Впрочем, если европейцам удастся снять себя с российской «газовой иглы», перспективы для СП-2 в Европе вырисовываются, мягко говоря, не самые радужные. 

 

Давосские обсуждения

Тем временем в Евросоюзе продолжаются обсуждения по введению поэтапного эмбарго на российскую нефть, вопрос до сих пор находится в подвешенном состоянии из-за позиции Венгрии. Правда, председатель Евросовета Шарль Мишель уверен, что странам блока удастся выработать консенсус по нефтяному эмбарго против РФ до запланированного на 30-31 мая саммита лидеров стран Евросоюза. «Я все еще уверен, что мы способны будем решить эту проблему до Совета ЕС, это потребует диалога, множества политических усилий, и мы очень упорно работаем над тем, чтобы сохранять единство, и также над тем, чтобы принимать решения», - сказал Мишель на пресс-конференции 25 мая.

Глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен в интервью американскому телеканалу MSNBC подчеркнула, что в вопросе введения эмбарго на поставки нефти из России Европе следует мыслить стратегически и соблюсти баланс, чтобы не навредить европейской экономике. 

По словам председателя Еврокомиссии, в перспективе Европа полностью откажется от российских ископаемых энергоносителей «и уже не вернется к ним никогда».

Обсуждения продолжились и на встрече мировой политической и экономической элиты в рамках ежегодного Всемирного экономического форума (ВЭФ) в швейцарском Давосе. Украина в лице президента Владимира Зеленского, открывшего форум, вновь обратила внимание мировых лидеров на необходимость ужесточения санкций в отношении России и введения эмбарго на экспорт российского углеводородного сырья. 

Исполнительный директор Международного энергетического агентства (IEA) Фатих Бироль со своей стороны отметил, что стремление международного сообщества диверсифицировать энергоресурсы из-за российско-украинской войны вполне понятно, но следует помнить о значении чистой энергии и энергоэффективности в глобальном масштабе. 

«Я понимаю, что наша первая реакция на данную ситуацию - обеспечить дополнительные поставки нефти и природного газа, но эта реакция не должна основываться на инфраструктуре ископаемого топлива в ближайшие годы», - подчеркнул он. 

В то же время глава IEA опасается, что ситуация в Украине может быть использована в качестве предлога для новой волны крупномасштабных инвестиций в ископаемое топливо: «Если такой сценарий реализуется, то путь к достижению климатических целей в будущем может закрыться навсегда».

Рассуждая о возможности введения газового эмбарго на российский газ, Ф.Бироль заметил, что перекрыть все эти поставки всего за один день было бы крайне сложно. Однако есть планы по значительному сокращению этого импорта и замене на сжиженный газ. 

«Год за годом, если его сокращать и заменять сжиженным газом, возобновляемыми источниками, а в некоторых странах атомной энергетикой и энергоэффективностью, Европа в итоге снизит объемы импорта российского газа, потому что Россия полностью потеряла доверие как надежный энергетический партнер», - считает Ф.Бироль.

Глава IEA также порекомендовал европейцам понизить температуру на регуляторах в своих домах, чтобы сократить зависимость от российских энергоресурсов, и подчеркнул, что зима в Европе будет довольно холодной, в том числе и в Германии.

«Один из наших анализов показывает, что если мы отрегулируем температуру на термостате, опустив ее на два градуса, то этого будет достаточно для экономии 20 млрд. кубометров, что эквивалентно газу, идущему из первого «Северного потока», - утверждает глава агентства.

Справедливости ради следует отметить, что реальная мощность российско-немецкого газопровода «Северный поток-1» все-таки примерно втрое выше. По официальным данным, только в 2020-2021 годах по данному маршруту из РФ в Германию было экспортировано свыше 59 млрд. кубометров газа. Вряд ли европейские потребители захотят нарушить контрактные обязательства, следуя рекомендациям Ф.Бироля, хотя снижение поставок даже на 1/3 может стать весьма болезненным для России. 

Между тем в правительстве РФ уверены, что от российского газа Европе не так-то легко отказаться, поскольку его импорт покрывает 40% от общего потребления Европы. 

Касаясь судьбы «Северного потока-2», вице-премьер российского правительства Александр Новак выразил уверенность, что он будет востребован на европейском рынке. «По политическим мотивам проект пока заморожен. Но я считаю, что в будущем он будет востребован. Он достаточно технологичен, его конкурентоспособность по сравнению с другими проектами не вызывает сомнений. Я верю, что он будет востребован», - подчеркнул А.Новак.

Отметил вице-премьер и то, что инвесторы неохотно вкладываются в развитие проектов по добыче нефти и газа в США, поскольку новая администрация Белого дома поддерживает развитие «зеленой» энергетики. 

 

Инвестиции в добычу

В нынешних условиях вопрос инвестиций в нефтегазовые проекты в глобальном масштабе действительно стоит довольно остро. Политика энергоперехода ряда стран, где господдержка возобновляемых источников энергии тесно переплетается с вытеснением углеводородов из энергетики и даже транспортной отрасли, не вдохновляет инвесторов вкладываться в сектор.

Этот вопрос затронул и министр экономики Азербайджана Микаил Джаббаров, который, выступая в Давосе, указал на наличие в стране значительных запасов углеводородов. 

«Азербайджан просят увеличить поставки энергоресурсов. Мы рады нарастить поставки на рынок. Однако за последние несколько лет инвестиции в сектор были недостаточными в связи с изменившейся политикой финансовых институтов в отношении ископаемого топлива, включая природный газ», - заметил глава Минэкономики.

М.Джаббаров заявил, что Азербайджан обладает дополнительными объемами энергоресурсов для наращивания поставок газа в Европу. «…Есть ли у нас объемы газа, которые не транспортируются? Да, есть», - сказал он.

Запасы есть, если принять во внимание тот факт, что введение ряда открытых месторождений в промышленную разработку планируется не ранее 2025-2026 годов, плюс продолжается работа по наращиванию ресурсной базы за счет разведочного бурения в азербайджанском секторе Каспийского моря. 

На данный момент экспорт азербайджанского газа осуществляется исключительно в рамках действующих контрактов, в которых указаны конкретные объемы. С учетом газового кризиса в Европе неудивительно, что страна уже получила от ряда европейских стран обращения на предмет увеличения поставок газа. Однако одного желания мало. Ведь практическая реализация этого вопроса потребует заключения новых договоров и вложения дополнительных инвестиций в наращивание добычи за счет бурения новых скважин, оптимизации газотранспортной инфраструктуры для устранения потерь газа и, конечно же, увеличения пропускной способности экспортных газопроводов. 

Стремление Европы как можно быстрее снизить зависимость от российского газа в пользу альтернативных источников и изменившийся подход европейцев к природному газу, временно причисленному к экологически устойчивым видам деятельности для инвесторов, дают основания полагать, что проблем с привлечением инвесторов в газовые проекты у Азербайджана возникнуть не должно.

Тем более что страна имеет далеко идущие планы и готова использовать газ для производства водорода, а существующий маршрут экспорта - для поставок водородной смеси в Европу. 

 

Продуктивный энергодиалог

«Война в Украине стала предупреждением для Европы в вопросе диверсификации своих источников энергетических ресурсов. Европейский Союз хочет диверсифицировать свои источники энергетических ресурсов и положить конец топливной зависимости от России», - заявил президент Литвы Гитанас Науседа 18 мая в Баку по итогам переговоров с Президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым.

Кстати, в Литве, первой в ЕС отказавшейся полностью от российских нефти, газа и электроэнергии, ожидают, что «однажды» в страну начнет поступать азербайджанский газ. 

По мнению президента Г.Науседы, это станет возможным благодаря новому газопроводу, связывающему Литву и страны Балтии с Европейской газовой сетью, мощностям литовского СПГ-терминала, газопроводам, связывающим Азербайджан с Европейским Союзом, и целям двух сторон по углублению сотрудничества.

В целом же ЕС, помимо переключения на новых поставщиков «голубого топлива» и увеличения объемов закупок сжиженного газа, планирует также удвоить долю возобновляемых источников в энергетике и довести ее до 45%, сократить потребление энергоресурсов на 2%, а к 2030 году уже на 13%.

Для ускорения перехода на «зеленую» энергетику Еврокомиссия предлагает сделать солнечные батареи обязательными для всех офисных и общественных зданий уже с 2025 года, а с 2029-го - и для новых жилых домов. Газовые бойлеры будут ускоренно менять на тепловые насосы, а строительство ветряных мельниц на суше и в море - одобрять по ускоренной программе.

Учитывая стремление к диверсификации источников поставок энергоресурсов, в обозримом будущем можно ожидать расширения энергосотрудничества ЕС с Азербайджаном и его выхода за рамки поставок ископаемого топлива. 

Это же следует и из выступления Президента И.Алиева на азербайджано-литовском бизнес-форуме, заявившем, что Азербайджан в этом году начал энергетический диалог с Евросоюзом, который охватывает многие сферы - нефть, газ, электроэнергию, водород и возобновляемые источники электроэнергии.

«Между нами существует полное взаимопонимание, и мы трудимся с большим желанием, потому что в этом случае выигрывают все. Азербайджану нужны надежные и долгосрочные рынки, рынки со справедливым регулированием и законодательством. А это - европейский рынок. Европейским же потребителям нужны дополнительные источники энергоресурсов. С этой точки зрения, конечно, Азербайджан воспринимается Европейским Союзом как сторона, вносящая вклад», - заявил И.Алиев.

Еще одной новостью стало то, что Азербайджан намерен скорректировать свои планы по развитию возобновляемых источников энергии и к 2030 году увеличить долю этого сектора в общем энергобалансе страны как минимум до 30%, а лучше даже до 40%. 

«В этом случае энергия, выработанная за счет возобновляемых источников, может быть более привлекательной для европейских потребителей. Мы работаем над этим», - отметил И.Алиев.

Словом, дальнейшее углубление отношений между ЕС и Азербайджаном полностью отвечает интересам обеих сторон. Им есть что предложить друг другу, и они обязаны реализовать эти возможности.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

106


Актуально