25 Апреля 2024

Четверг, 11:14

ПОЛУЭМБАРГО, НО ПОЛНЫЙ РОСТ ЦЕН

Ситуация на топливных рынках создает дискомфорт и потребителям, и производителям

Автор:

01.07.2022

Европейский Союз после двухмесячных обсуждений принял очередной, уже шестой пакет санкций против России из-за ее военных действий в Украине. Как и ожидалось, новый санкционный «выстрел» Брюсселя в сторону Москвы все-таки затронул импорт и транзит сырой нефти и ряда нефтепродуктов из РФ. Решение, как и обещала глава Еврокомиссии, оказалось довольно осторожным, чтобы смягчить обратный эффект от эмбарго для их же инициаторов. Россия оценила потенциальный ущерб экономикам стран ЕС от введенных ограничений на уровне свыше $400 млрд. в год, делая при этом очень оптимистичные заявления о непоколебимости российской экономики и ее готовности к любым коварным ударам со стороны западных недоброжелателей. 

Конечно, санкции не пройдут бесследно и для самой Европы (будет рекордное за последние годы повышение цен на энергию со всеми вытекающими из этого последствиями), однако и российским нефтяникам, и бюджету страны они не сулят в перспективе ничего хорошего. 

 

Частичное эмбарго

Итак, принятый Советом ЕС шестой пакет антироссийских санкций затрагивает экономический сектор, а также физлиц из РФ и Беларуси.

Документом запрещается покупать, ввозить или передавать, прямо или косвенно, нефть или нефтепродукты, если они вывозятся из России или имеют российское происхождение. Связанные с этим техническую помощь, брокерские услуги, финансирование или финансовую помощь, а также любые другие услуги также нельзя оказывать прямо или косвенно.

Глава Евросовета Шарль Мишель пояснил, что запрет касается импорта сырой нефти и некоторых нефтепродуктов из РФ, доставляемых в Европу морским (!) путем, на который приходится более 2/3 импорта нефти из России. Поэтапный отказ от сырой нефти займет около полугода, от нефтепродуктов - до восьми месяцев. Эти меры уже успели назвать полуэмбарго, но даже в таком виде они способны нанести ощутимый ущерб российской экономике. «В долгосрочной перспективе доходы от экспорта нефти для России в три-четыре раза важнее, чем от продажи газа», - считает руководитель аналитической службы Raiffeisen Bank International Гунтер Дойбер. По оценке концерна Wintershall Dea, экспорт нефти обеспечивает примерно треть российского бюджета, а газа - только 7%.

Исключение из санкций получила Болгария, которой разрешили импортировать нефть из России по морю до 2024 года. Небольшие поблажки получили также Чехия, Болгария и Хорватия. Существенные - выступавшая против санкций Венгрия (ей нефть поступала в основном по трубопроводу «Дружба», и это не изменится).

Вдобавок к этому Польша и Германия решили добровольно отказаться еще и от трубопроводных поставок российской нефти. Это означает, что они не будут брать ее и из нефтепровода «Дружба». В результате к концу года Евросоюз заблокирует 90% нефти, идущей из России, и в скором времени обсудит вопрос блокировки оставшихся 10%.

Перечень нефтепродуктов в шестом пакете не описан, указывается лишь, что запрещено импортировать любые нефтепродукты.

Запрет не действует на покупку морской нефти и нефтепродуктов из третьих стран, если они только загружаются, отправляются из РФ или проходят транзитом через Россию, - при условии, что и происхождение, и владелец этих товаров не российские. Такая оговорка актуальна, например, для казахской, туркменской или азербайджанской нефти, отгружаемой из портов Усть-Луги и Новороссийска.

 

Удар по бюджету

Агентство Bloomberg посчитало, что из-за новых санкций Россия лишится более $22 млрд. в год от экспорта нефти в Европу. Кроме того, велика вероятность также снижения добычи нефти в РФ уже после того, как полуэмбарго в ЕС вступит в силу. 

Международное энергетическое агентство ранее выдало прогноз, согласно которому добыча нефти в России в 2022 году упадет на 3 млн. б/с, то есть сократится на треть.

В самом правительстве РФ ожидают снижения добычи нефти по итогам года с 524 млн. тонн в 2021 году до 480-500 млн. тонн (т.е. ориентировочно на 8%). Такой прогноз озвучил вице-премьер российского правительства Александр Новак. Министр финансов РФ Антон Силуанов, например, оценил возможный уровень падения нефтедобычи в 2022 году в 17%.

При этом в российском правительстве не видят нужды в снижении Россией собственной нефтедобычи, считая, что к росту мировых цен это может не привести, но зато увеличит риски потери рынков сбыта и не только. «Не факт, что при снижении нашей добычи цены увеличатся, потому что тогда появятся соблазн и возможность компенсировать этот объем другими странами. Баланс спроса и предложения всегда будет, а дефицит покрывается новыми инвестициями и новыми объемами добычи. Краткосрочный эффект может быть, но если брать среднесрочный - наверное, это будет даже менее выгодно», - подчеркнул вице-премьер.

Между тем совладелец и бывший вице-президент ЛУКОЙЛа Леонид Федун предложил снизить добычу нефти в России на 20-30% - с 10 млн. до 7-8 млн. б/с. «Нужно ли стараться сохранить объемы докризисного экспорта, соглашаясь на 30-процентные, а порой и на 40-процентные дисконты?» - задается вопросом топ-менеджер. По его словам, покупатели под разговоры о нефтяном эмбарго будут стараться «институционализировать» эти скидки с помощью инструментов тарифного регулирования.

Впрочем, учитывая, что запрет на морские поставки российской нефти в ЕС вступит в полную силу только в конце года, отказ РФ от сокращения добычи нефти и экспорта в данный момент имеет свою логику, особенно если учесть высокий уровень цен. В апреле Россия впервые поставила на азиатский рынок нефти больше, чем в Европу, в мае данная тенденция усилилась. 

Что касается вероятности сокращения российской нефтедобычи в долгосрочной перспективе, то, по мнению экспертов, все будет зависеть от соотношения темпов по снижению закупок российской нефти ЕС с темпами перенаправления поставок в Азию. Однако есть большие сомнения, что процесс смены рынков сбыта пройдет безболезненно и гладко. Конкуренцию за рынки Азии еще никто не отменял, не говоря уже об инфраструктуре и логистике и для нефти, и для нефтепродуктов. 

Российский эксперт по энергетическим вопросам, партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин считает, что вводимое ЕС эмбарго будет иметь для России весьма плачевные последствия. «Это очень сильно. Западное направление - основной рынок. Есть китайский рынок, туда поступает 80 млн. тонн. Но прибавить туда что-то, чтобы компенсировать, не получится», - убежден эксперт.

Несостоятельными считает надежды на Китай и президент Ассоциации независимых центров экономического анализа Олег Буклемишев, поскольку у России «попросту нет необходимой инфраструктуры в виде нефтепроводов, логистики, железной дороги, налаженных складских резервуаров».

С пессимизмом воспринимается также идея экспорта 15 млн. тонн российской нефти в Индию с учетом больших транспортных расходов и сильной конкуренции со странами - поставщиками из Ближнего Востока.

 

Обновленные прогнозы

Запрет на морской импорт российской нефти поднял котировки на Brent выше $120 за баррель. Правда, в настоящее время нефть торгуется на отметке $115 за баррель. 

Причин, способных «толкнуть» цены вниз, пока нет. Напротив, по некоторым оценкам, в течение этого года они могут подняться до $150 за баррель. 

Банк Barclays, указывая на санкции ЕС, к примеру, обновил прогнозы средней цены на нефть марки Brent в этом и следующем годах не ниже $111 за баррель.

Американский инвестиционный банк Goldman Sachs Group предсказывает, что во второй половине этого и первой половине следующего года нефть марки Brent будет стоить в среднем $135 за баррель, что на $10 выше предыдущего прогноза банка.

Свои ожидания по ценам на нефть в 2022 и 2023 годах повысили и аналитики Всемирного банка. Так, они считают, что в 2022 году средняя цена барреля нефти приблизится к $140 за баррель, а в 2023-м - примерно до $110 за баррель. 

Исполнительный директор одного из крупнейших нефтяных трейдеров - сингапурской транснациональной биржевой компании Trafigura Джереми Вейр заявил, что цены на нефть могут достичь в этом году $150 за баррель, и предупредил о возможном в таком случае падении спроса на сырье, поскольку потребление станет «очень дорогим».

 

Азербайджан - за баланс интересов

«Если кто-то считает, что страны - производители нефти и газа очень рады столь высоким ценам, то это ошибочная оценка. Баланс интересов между производителями и потребителями, стабильный рынок - вот что на самом деле нужно производителям. Усилия в формате ОПЕК+, в котором Азербайджан принимает активное участие, направлены именно на это. Все это - новые вызовы. Сказанное мной сегодня существенно отличается от того, что я говорил здесь шесть месяцев назад. Это показывает, что все может измениться, все меняется и ничто не стабильно», - заявил Президент Азербайджана Ильхам Алиев 16 июня, открывая IX Глобальный Бакинский форум на тему «Угрозы глобальному миропорядку».

Позитивными последствиями роста мировых цен на нефть и газ для Азербайджана станут увеличение стратегических валютных резервов страны в течение 2022 года и рост доходов Государственного нефтяного фонда от продажи прибыльных нефти и газа. 

Текущая ситуация на нефтяных рынках подтолкнула правительство Азербайджана на пересмотр параметров госбюджета текущего года и увеличение базовой цены на нефть, заложенной на 2022 год, с $50 до $85 за баррель, что обеспечит государственной казне дополнительные доходы. 

Президент Ильхам Алиев в своем выступлении на том же форуме коснулся и вопросов энергетического сотрудничества с Евросоюзом, отметив, что энергобезопасность - один из актуальных вопросов глобальной повестки дня. «Потребность в энергоресурсах Азербайджана растет. …Мы приступили к энергетическому диалогу с Европейской комиссией. Сюда входят не только газ, но и нефть, электроэнергия и водород. В Азербайджане есть большой потенциал, связанный с возобновляемой энергией», - добавил И.Алиев. 

Известно, что в Азербайджан в июле с повторным визитом собирается приехать еврокомиссар по энергетике Кадри Симсон, которая участвовала в Баку в заседании Консультативного совета по Южному газовому коридору 4 февраля этого года. Круг вопросов, которые будут обсуждаться в ходе встреч с азербайджанской стороной, предположить несложно, тем более что глава страны уже обозначил темы, входящие в энергетический диалог с Брюсселем. Остается только дождаться результатов.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

98


Актуально