Автор: Татьяна ИВАНАЕВА
С недавних пор в необычном формате в здании редакции газеты Qanun стал принимать зрителей M.Teatr. Первой же постановкой он доказал, что для настоящего театрального искусства не имеет большого значения антураж. Он и в аскетичных условиях способен «забраться под кожу» зрителю, когда тот словно оказывается практически соучастником сценического действия. Когда до актера можно практически дотронуться протянутой рукой. Название M.Teatr образовано от посыла его создателя и руководителя, актера государственного театра YUĞ, доцента кафедры «Актер театра и кино» Азгосуниверситета культуры и искусств, режиссера и сценариста, народного артиста Видади ГАСАНОВА, который обращается к нам сегодняшним через слова Mənim teatrım - Sənin teatrıdır... (Мой театр - Твой театр…).
- M.Teatr - он про что?
- M.Teatr - это про театр, про человека, а уж если точнее… театр про Душу человека, его Дух. И самое главное, M.Teatr - возвращение к настоящему театру, его глубинной сути. Не побоюсь высказать свой взгляд на театр настоящего времени, который стал больше местом для развлечений. А ведь он начинался с хорошей литературной основы и соответствующей ей актерской игры. Увы, сегодня это словно перестало быть нужным. Так что для меня стало важным вернуть театральное искусство к его истокам. И M.Teatr - территория именно этих критериев.
- Но кроме хороших литературы и актеров немаловажную роль играет режиссер. У вас будет режиссерский театр или авторский?
- Давайте сразу оговорим, что прежде всего я - актер. А в остальном… В нашем театре все режиссеры могут ставить что хотят по своему желанию. Никакой диктатуры! Главное условие - интересная идея и талантливая работа, которые и определяют уровень результата. И здесь вполне уместно сказать, что и развлекательная постановка при грамотном подходе имеет место случиться. Ведь каждый из режиссеров отличается мышлением, стилем, видением, ощущением материала. И чем разнообразнее будет репертуар, а соответственно и сам M.Teatr, тем увлекательнее и привлекательнее он будет для публики.
- Я буду права, если, проводя параллель в театральной истории между рождением M.Teatr и теми, кто появился в шестидесятых годах прошлого столетия, предположу, что честный театр начинается с «подвала»?
- В молодости я тоже так рассуждал. Казалось, такой неформат дает больше возможностей, которые принесут ощутимый успех, а вслед за ним и благосостояние. С годами и приобретенным опытом пришел к выводу, что театр в любом пространстве должен «транслировать» хорошую актерскую игру. Понимаете, все, что есть в пространстве вокруг актера, есть вспоможение для его игры. Чтобы тот каждым своим «движением поднимался над бытовой суетой». Вот тогда, как я считаю, получаются настоящий театр и истинное искусство. В обратном случае мы получаем площадный балаганчик.
- Выходит, что актер - это пластика души?
- Актерское мастерство сродни чтению книги. Поначалу мы знакомимся с текстом. Через него оказываемся в предлагаемой ситуации вместе с прописанными в нем героями. Далее начинаем сопереживать им, постепенно «примеряя» все происходящее на себя. И вот читатель, как бы изнутри произведения, начинает «спорить» с его автором, указывая на сложные перипетии сюжета или прописанных событий, каких-то несправедливостей или неуместных, на наш взгляд, действий… То же происходит в театре, когда начинается работа над новой постановкой. От первых прочтений пьесы до премьеры спектакля - все должно ориентироваться на актера. Потому что театр - пространство, где человек-зритель получает в условную единицу времени, в течение которой идет спектакль, многовекторную информацию: от музыки, декораций, освещения, самого текста… Все это объединяется синергизмом актера, который и является центром происходящего в театральном действии. Так что выделять лишь пластику души - неверный подход. Все зиждется на мастерстве актера, куда входят пластика души и тела, качественное наполнение и профессиональная подготовка, способность к внутренней трансформации к предлагаемым обстоятельствам. И еще множество нюансов.
- Тогда «литература» - это одежда, которую актер надевает на себя…
- А вот этот момент существует не только для актера. Он проживается всем театром. Когда мы берем ту или иную пьесу, это скорее похоже на большую палатку, которая «надевается» на весь театр со всеми служащими ему - от технических служб до труппы и режиссеров. Сама же пьеса может восприниматься и как пещера, в которой нужно обследовать каждый уголок в перемежающихся ответвлениях. И пусть где-то может быть страшно, где-то совершенно ничего не видно, где-то вероятность пораниться или нарваться на приключения, почувствовать себя слабым… Но именно через изучение этой «пещеры» театр выходит к зрителю, неся ему приобретенные знания и умения через пережитое в ней.
- А эта условная пещера может сопротивляться изучению?
- Не то что бы сопротивляться, просто надо проявлять аккуратность даже в мелочах. Я всегда говорю, что между актером и текстом существует расстояние. И наша задача с каждым днем его сокращать. Репетиционный процесс как раз способствует тому, чтобы нивелировать его до состояния, когда границы между персонажем и актером исчезают и уже становится невозможным понять, где кто есть. В таком же ключе работается и с этой условной пещерой. Постепенно, внимательно и очень осторожно написанное в пьесе переносится в сценическое пространство. Каждый из работающих над ней должен воспринимать ее содержание как родное. Вот тогда можно получить право на любое действие в его рамках. И пьеса перестает быть привязанной исключительно к имени драматурга, а трансформируется в произведение самого театра. Становясь совершенно другим произведением - театральным спектаклем.
- Видади Гасанов больше актер или режиссер?
- Конечно же, актер! И становиться режиссером никогда не было для меня самоцелью. Начнем с того, что это совершенно иная профессия. Другое мышление. Определяя себя, признаюсь, что, скорее всего, я педагог. Недаром за моими плечами почти четыре десятка лет на этом поприще. Начиная работу с молодыми над новым спектаклем, стараюсь донести до всех, что лично для меня главное, чтобы они с каждой постановкой чему-то учились. Актерское мастерство - нескончаемый учебный процесс познания собственных горизонтов возможностей. Так что назвать себя режиссером не могу и не хочу. Ведь и сам вместе с ними прохожу какую-то школу. Более того, неактеры, приходя в наш театр, показывают хорошую игру.
- Хотите сказать, что даже я могу прийти в M.Teatr и выйти на сцену?
- Не так сразу. Перед тем как выйти на сцену в полноценном спектакле, необходимо пройти определенный путь. Все будет зависеть от способностей и устремлений самого человека. Я уверен, что бесталанных людей нет! В каждом из нас есть искра таланта. Просто многие о ней и не подозревают. Потому и нужны педагоги, которые способны помочь человеку проявить свой талант. А дальше он сам будет совершенствоваться в выбранной области. Ведь талант относится к такой формации, которой только стоит открыть дорогу, и он сильным течением будет рваться вперед, осваивая новые пространства. Так что предпочитаю выступать в двух ипостасях - педагога и режиссера.
- Педагогика подразумевает определенную ответственность…
- …которую надо проявлять в любом деле. Не только применительно к педагогике. Помните, в «Легенде о Тиле Уленшпигеле» есть история, когда сумасшедшие люди в одном городе построили дом без окон и дверей. Один из самых, как считалось, умных предложил сделать подкоп, чтобы войти в него. Только попав таким образом в дом, люди оказались в кромешной темноте. По предложению другого «умного» эту темноту было решено выносить в мешках. Свидетелем этого и стал Уленшпигель, который вошел в дом и зажег одну свечу, осветив его внутреннее пространство. Так вот, на мой взгляд, педагог - это Уленшпигель со свечой, который просто дает возможность увидеть окружающее, а остальное зависит только от самого человека, стоящего рядом. Задача педагога - помочь открыть глаза ученику, дав ему поддержку, пока он осваивается с открывшимися перспективами, и, может, слегка корректировать его на первых порах. Но дальнейшее - мы все разные и каждый несет свою меру ответственности.
- Именно разные. Со своими характерами, мировоззрениями, амбициями. Всегда ли налаживается связь (connect) с этими «мини-вселенными» в человеческой форме?
- Не так легко! В моем случае целый год уходит именно на этот connect. Допустим, десять-пятнадцать человек, до того находящихся в различных территориальных и культурных особенностях и воспитании, собранных в одну группу, научились работать сообща. В мою задачу входит в течение года «разнохарактерных» людей подвести к «единой линии старта». Параллельно идет поиск общего и универсального для всех языка взаимопонимания, постепенно интегрируя всех и каждого в общую атмосферу творческого процесса. И это тоже некая форма поиска межличностного становления. Нельзя рассматривать четыре года обучения в отдельности друг от друга. Уже в дальнейшем, по окончании, если актер попадет в хорошие руки, ему нужно еще лет десять для того, чтобы он сформировался профессионально. И лишь потом можно говорить о нем как о художнике, который творит искусство своим мастерством.
- Что ближе - быть педагогом или актером?
- Я думаю, что хороший педагог - хороший актер. И наоборот.
- В M.Teatr практически отсутствует расстояние между сценой и зрительным залом.
- Идея заключается в том, чтобы изначально создать душевную атмосферу, говорящую о взаимопонимании и взаимоуважении. В нашем театре актер всегда работает крупным планом. В кинематографе это считается самым тяжелым. Играть «открытым» лицом весьма сложно, ведь инструментами становятся глаза, читаемая мимика, они не дают возможности солгать. Здесь вступает в права мастерство показать внутреннее актерское проживание. На крупном плане требуется искренность. В то же время крупный план выигрышен, заставляя зрителя отмечать актера, запоминать его. В M.Teatr мы потому и используем такую сценическую подачу актера. И когда перед нашими глазами в течение часа сценическое движение вкупе с актерской игрой разворачивается буквально до визуальной тактильности - равнодушными остаться невозможно. Ведь зритель откликается на актерское мастерство и на сцене ощущается живая эмоция зала. Играть крупным планом на театральной сцене не так легко. Я - актер. И вы мне поверьте…
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ: