11 Декабря 2024

Среда, 23:16

«АРМЯНСКОГО ЧУДА НЕ СЛУЧИЛОСЬ»

Попытки Еревана переформатировать поствоенные реалии, спрятавшись под российским «зонтиком», не увенчались успехом

Автор:

01.11.2022

Состоявшаяся вечером 31 октября в Сочи трехсторонняя встреча Президента Азербайджана Ильхама Алиева, премьер-министра Армении Никола Пашиняна и президента России Владимира Путина вполне может считаться «верстовым столбом» в процессе постконфликтного урегулирования. Здесь появился новый документ - уже Сочинское трехстороннее заявление, которое подвело жирную черту под очередной попыткой Еревана, и не только Еревана, пересмотреть послевоенные реалии в регионе. 

 

«Карабахский конфликт - уже история»

Встреча в Сочи представляла огромную важность для многих ее участников. Россия не без оснований видела в ней шанс перехватить посредническую инициативу у Евросоюза. Тем более что скандальные заявления властей Франции нанесли по этому посредничеству очень болезненный удар. Азербайджан рассчитывал провести - и, как показали итоги встречи, успешно провел! - свою повестку дня. Армения же всерьез вознамерилась реанимировать тему статуса Карабаха. 

Как видим, у каждой стороны были свои интересы. Между тем сочинские переговоры завершились новым и масштабным успехом Азербайджана. «Карабахский конфликт - это уже история. Он был решен два года назад. В этом контексте практически обсуждать нечего. А нормализация азербайджано-армянских отношений - это тот формат, который требует, конечно, очень серьезных шагов, и рассчитываем и дальше на активную вашу личную роль и роль России в деле достижения этих целей», - цитировали многие СМИ Президента Азербайджана Ильхама Алиева на встрече с Владимиром Путиным. Проведенные Баку красные линии нашли полное отражение в итоговом документе встречи. В трехстороннем заявлении не упоминаются ни Нагорный Карабах, ни вообще Карабах, ни карабахский конфликт. Документ посвящен уже нормализации отношений Баку и Еревана, что полностью отвечает интересам и позиции Азербайджана. 

Азербайджан может считать своей победой итоговый пункт заявления, согласно которому участники переговоров «договорились воздерживаться от применения силы или угрозы ее применения, обсуждать и решать все проблемные вопросы исключительно на основе взаимного признания суверенитета, территориальной целостности и нерушимости границ в соответствии с Уставом ООН и Алма-Атинской декларацией 1991 г.». Территориальная целостность и Устав ООН - это именно то, что хотел видеть в итоговом документе Баку. 

По сути, сочинская встреча завершает целый этап, включающий и геополитические «шахматы», и неожиданные маневры, и попытку задействовать новых игроков, а также новые масштабные реалии. Причем в роли «проводника» этих самых новых участников выступила Армения. 

 

«Адреса надежд» по-армянски

У каждой страны свои излюбленные внешнеполитические приемы и ходы. Где-то делают ставку на экономическое влияние, где-то - на военную мощь. В Армении традиционные представления о внешней политике имеют свою специфику. Здесь не сомневаются, что интересы Еревана должны отстаивать и воевать за них другие страны. Вследствие этого местные эксперты, а то и политики продолжают искать для своих сограждан «адреса надежды».

В последние недели фокус этих самых «армянских надежд» начал смещаться в Европу. Тем более что в рамках реализации пражских договоренностей в Армению прибыла наблюдательная миссия Европейского Союза. Вскоре здесь появились и «наблюдатели» ОБСЕ, чье прибытие в регион вызвало крупный скандал. Как заявили в МИД Азербайджана, вопрос об отправке в Армению миссии ОБСЕ по оценке потребностей никогда ни одним коллективным органом ОБСЕ, принимающим решения, не обсуждался. В результате никакого решения по этому вопросу принято не было. Таким образом, любая группа, именуемая «Миссия ОБСЕ по оценке потребностей в Армении», не имеет мандата этой организации, не может быть каким-либо образом связана с ней, и ни один из ее результатов или отчетов не может быть принят в качестве документа ОБСЕ, подчеркнули во внешнеполитическом ведомстве. МИД Азербайджана предупредил, что это односторонняя инициатива Армении по визиту группы из нескольких государств-участников, и любой результат такого частного визита будет оценен соответствующим образом.

Миссия Евросоюза успела разочаровать Армению уже на старте своей деятельности. Как заявили ее представители, они будут только наблюдать, а не заниматься расследованиями. В переводе: никаких громких заявлений против Азербайджана от «евронаблюдателей» ждать не следует. Как уже неоднократно отмечали азербайджанские эксперты, главные надежды Армении с самого начала потерпели крах. В Ереване рассчитывали, что наблюдатели встанут именно между сторонами. Пашинян предлагал нечто подобное уже давно - с весны 2021 года, по горячим следам провала армянской провокации у озера Гарагёль. Глава правительства Армении еще тогда предложил «зеркально» отвести войска и разместить на границе наблюдателей. И уже тогда Азербайджан выступал против по той же причине, по которой ранее, еще до 44-дневной войны, в Баку отказывались от идеи размещения на линии соприкосновения камер наблюдения под эгидой ОБСЕ.

Размещать наблюдателей на границе и тем более «зеркально» отводить от нее войска можно, когда граница четко определена, демаркирована и делимитирована. Сегодня же граница между Азербайджаном и Арменией весьма условна. Процесс делимитации тут толком и не начинался. Причем за годы существования СССР, а тем более во время оккупации Карабаха и Восточного Зангезура Армения незаконно присоединила к себе солидные приграничные азербайджанские территории. В процессе делимитации и демаркации эти территории приходится возвращать. В Ереване попытались ситуацию затянуть. Но это не получилось. Азербайджан превратил европейскую миссию в «одностороннюю», заведомо без какого бы то ни было влияния на процесс демаркации и делимитации границ. 

И для Еревана неверно было считать, что эта «европейская миссия» может дать Армении некие «гарантии безопасности». Даже посещающие Ереван армянские лоббисты нехотя признавали, что для начала сама Армения должна принять кардинальные решения. Но самостоятельно охранять границу, покупать нефть, газ и оружие по мировым ценам и содержать убыточную инфраструктуру в Армении по-прежнему не готовы. Флирт с Западом был нужен Армении для торга с Россией - особенно на фоне краха надежд Еревана на заступничество ОДКБ. 

Здесь с трудом пережили, что ОДКБ не стала вмешиваться в 44-дневную войну. Но после боев на границе 12-13 сентября в Ереване ожидали, что на них отреагируют - с той же жесткостью и оперативностью, что и на беспорядки в Казахстане. И были совершенно не готовы к тому, что экстренный саммит ОДКБ закончился ничем. 

Однако, как показала встреча в Сочи, ереванский торг Россию не впечатлил. 

 

Новые реалии от Азербайджана

Масштабные геополитические перемены в регионе завязаны на Азербайджане. В Зангилане открыт уже второй по счету международный аэропорт. В торжественной церемонии вновь, как и в Физули, принял участие президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган. Открытие новой воздушной гавани стало очередной демонстрацией крепнущего союза Баку и Анкары. Президент Азербайджана Ильхам Алиев заявил журналистам: «В прошлом году в Шуше мы подписали Шушинскую декларацию, Турция и Азербайджан официально стали союзниками. Стали союзниками во всех сферах, что является серьезным достижением для наших народов. В то же время это - серьезный месседж региону и миру, потому что турецко-азербайджанское единство является очень важным фактором в регионе. Это - фактор мира и стабильности. В то же время, если кто-то вновь попытается предпринять несправедливые действия против нас, то, конечно, должен серьезно учесть этот фактор».

Без сомнения, одним из адресатов этого заявления была Армения. Где не могут не замечать темпов и масштабов восстановительных работ. Несмотря на «минный террор», разрушенную инфраструктуру, Азербайджан уверенно реализует свою стратегию восстановления, причем делает это продуманно, четко и по плану. Более того, рухнули и чьи-то надежды, что после такой дорогостоящей войны, как вторая Карабахская, Азербайджан будет если и не разорен, то неизбежно столкнется с финансовыми трудностями. 

В большой степени заявление Президента Ильхама Алиева было адресовано соседнему Ирану. Где как раз в это время анонсировали учения КСИР с имитацией форсирования пограничной реки Араз. 

 

Иран начинает… и проигрывает

Вполне очевидно, что в Тегеране задумали «демонстрацию силы». Учения, открытие генконсульства в городе Гафан в Западном Зангезуре, контролируемом Арменией, заявления иранских официальных лиц в стиле «мы не потерпим изменения границ в регионе», видеоролики с угрозами в адрес Баку - все это вызвало в Азербайджане понятное возмущение. В Баку задавали вполне справедливые вопросы: почему Иран «терпел» 30-летнюю оккупацию Арменией азербайджанских земель? Почему Исламская Республика не считала и не считает нужным реагировать на разрушение и осквернение мечетей и кладбищ в оккупированном Карабахе? Почему, открывая генконсульство в Гафане, власти Ирана не сочли нужным поинтересоваться судьбой коренного азербайджанского населения этого города? 

Отношения Баку и Тегерана опустились почти на нулевую отметку. И демонстрация силы вовсе не напугала Азербайджан. Где ответили не только язвительными комментариями по поводу «военной мощи» Ирана, представленной техникой семидесятых годов. В Баку продемонстрировали «мягкую силу». Принимая генерального секретаря Организации тюркских государств Багдада Амреева, Президент Азербайджана, в числе прочего, отметил: «…Мы в Азербайджане со своей стороны будем делать все для того, чтобы укреплять единство стран нашей организации, а также поддерживать наших братьев, проживающих в различных странах мира, а это десятки миллионов наших кровных братьев. Только азербайджанцев за пределами Азербайджана проживает намного больше, чем в Азербайджане, в несколько раз больше. И, конечно, их безопасность, их права, их благополучие для нас имеют важнейшее значение. Мы и дальше будем делать все для того, чтобы оказывать помощь азербайджанцам, волею судьбы оказавшимся оторванными от нашего государства, оказывать им помощь в их развитии с тем, чтобы они сохраняли азербайджанский язык, азербайджанские традиции, азербайджанскую культуру, были верны принципам азербайджанства и никогда не обрывали связей со своей исторической Родиной, так же, как и многие представители других народов наших братских тюркских государств проживают за пределами государственных границ. Но я также знаю, что все руководители тюркских государств придают важное значение тому, как обеспечиваются права их братьев в тех или иных странах». Намек на Иранский Азербайджан получился слишком явным, чтобы его не заметить. Особенно на фоне внутренней нестабильности Ирана. В Баку не испугались и лишь усилили противодействие Тегерану. И ИРИ точно не стоило бросаться камнями, живя в «доме из очень тонкого стекла», «обломки» которого похоронили под собой очередные надежды Армении - теперь на Иран. 

Это значит, что и региональным, и внерегиональным игрокам придется привыкать к тому, что теперь геополитическую погоду определяет связка Азербайджан-Турция. И эти новые реалии уже не удастся игнорировать.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

143


Актуально