2 Января 2025

Четверг, 21:31

БРОСОК ТОВАРИЩА СИ

Китай и арабский мир становятся партнерами в борьбе за новый глобальный порядок

Автор:

15.12.2022

По приглашению короля Саудовской Аравии Салмана бен Абдель Азиза Аль Сауда председатель КНР Си Цзиньпин посетил в декабре Эр-Рияд с трехдневным государственным визитом. Он принял участие во встрече лидеров стран - членов Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) и первом китайско-арабском саммите, на который приехали главы десятков арабских стран. Итоги саудовского визита китайского лидера означают амбициозный приход Поднебесной на Ближний Восток, который скажется не только на росте ее стратегического взаимодействия с арабским миром, но и общем укреплении позиций Пекина в глобальной политике и экономике.

 

Сотрудничество для продвижения общих интересов

Локомотивом расширения отношений между КНР и арабским миром выступает, прежде всего, успешное развитие китайско-саудовского диалога. За последние годы Пекин стал крупнейшим инвестором в экономику Саудовской Аравии, ее ведущим торговым партнером. В то же время сама Саудовская Аравия, начиная с 2005 года, вошла в список основных инвесторов в экономику КНР (занимает в нем 12-е место). Столь внушительный рывок в развитии китайско-саудовских отношений, равно как китайско-арабских отношений в целом, обеспечен за счет сотрудничества в энергетической сфере. И не случайно вопросы энергосотрудничества Пекина с Эр-Риядом и другими арабскими экспортерами нефти из региона Персидского залива заняли особое место в ходе переговоров, проведенных в рамках визита Си Цзиньпина в Саудовскую Аравию. Однако итоги этого визита оказались поистине знаковыми не только по причинам энергетического характера.

Показательно содержание совместного заявления Китая и Саудовской Аравии, в котором подчеркивается, что стороны договорились уделять отношениям друг с другом приоритетное внимание, твердо поддерживать друг друга в защите национального суверенитета и территориальной целостности, совместно защищать принцип невмешательства во внутренние дела других государств. Эр-Рияд, в частности, подтвердил свою приверженность принципу одного Китая. Важнейший момент - адресованное Саудовской Аравии приглашение присоединиться к сотрудничеству в рамках китайской инициативы энергетического и инвестиционного партнерства «Пояс и путь», а также одобрение Пекином выдвинутых Эр-Риядом программ  «Видение-2030», «Средневосточная зеленая инициатива» и «Саудовская зеленая инициатива». Последнее означает, что Китай и Саудовская Аравия выступают за значительное и заблаговременное сокращение развитыми странами выбросов парниковых газов в атмосферу и оказание ими эффективной финансовой и технологической помощи развивающимся странам в решении климатических проблем.

Ожидаемые практические шаги, направленные на расширение китайско-саудовских отношений, отражены во Всеобъемлющем соглашении о стратегическом партнерстве. Предусмотрена реализация 34 инвестиционных сделок, охватывающих такие секторы, как «зеленая» энергетика, информационные технологии, транспорт и логистика, строительство и недвижимость, медицина.

Пекин рассматривает сотрудничество с Эр-Риядом как важный элемент своего геополитического броска на Ближний Восток и в арабский мир. Си Цзиньпин, выступая на саммите ССАГПЗ (помимо Саудовской Аравии, в него входят также Бахрейн, Катар, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты и Оман), прямо заявил: «Мы стремимся к всестороннему сотрудничеству для продвижения общих китайско-арабских интересов». Констатировав, что товарооборот КНР со всеми арабскими странами превысил $300 млрд, он выразил готовность Пекина продолжить работу над «построением общего будущего с арабскими странами». Си Цзиньпин обсудил с лидерами государств - членов совета перспективы создания китайско-арабской зоны свободной торговли, увеличения импорта нефти и сжиженного природного газа из стран Персидского залива с прицелом на создание через пять лет «новой модели объемного энергетического сотрудничества» КНР со странами ССАГПЗ. И даже предложил арабским лидерам углублять сотрудничество в аэрокосмической сфере, допустив возможность полета арабских космонавтов на китайскую орбитальную космическую станцию для проведения совместных научных экспериментов.

 

Между Западом и Поднебесной

Очевидно, что в основе заявленного сближения Китая с арабскими странами лежат стремление первого к усилению своего влияния в Азии и, в целом, в мировых делах, а также нацеленность вторых на диверсификацию при содействии Пекина политических и экономических перспектив развития арабского мира. Исходный взаимный посыл - поддержка «многополярности мира», что и было заявлено на саммите КНР-ССАГПЗ.

Не случайны в этом смысле экспертные суждения о том, что в укреплении китайско-арабского диалога не заинтересованы США и остальной Запад. Поскольку столь мощный приход Китая на Ближний Восток чреват ослаблением региональных позиций Соединенных Штатов, прежде всего в сферах торговли, экономики, технологий. К подобному результату может привести и возможная реализация китайского предложения к арабским странам продавать нефть и газ на Шанхайской бирже за юани, что является ничем иным, как призывом присоединиться к борьбе за дедолларизацию мировой экономики. Не говоря уже о том, что сама реализуемая Эр-Риядом энергодиверсификация, в том числе и в китайском направлении, может лишь усилить недовольство Вашингтона энергетической политикой аравийского королевства. Недовольство, достигшее своего пика в связи с отказом Саудовской Аравии удовлетворить требование США обеспечить увеличение нефтедобычи как самим королевством, так и на уровне ОПЕК+.

Не исключено, что критику Вашингтона вызовет и китайско-саудовская сделка относительно строительства высокотехнологичных комплексов в городах Саудовской Аравии. Поскольку США опасаются, что участвующая в данной сделке китайская компания Huawei нанесет ущерб американским интересам в регионе Персидского залива, связанным с безопасностью использования новейших технологий.

Еще один пункт взаимодействия между Пекином и Эр-Риядом, в котором объективно не заинтересованы США, - это заявка китайцев и саудовцев на дальнейшее развитие сотрудничества и координации в сфере обороны. Причем в двустороннее оборонное сотрудничество Китай и Саудовская Аравия намерены включить также и атомный «пакет». Речь идет о планах совместного использования мирного атома и возобновляемых источников энергии. Ранее американская разведка неоднократно информировала о возможности рывка Саудовской Аравии в сфере ядерных технологий при содействии Китая. При этом Вашингтон осуждал подобную перспективу как противоречащую режиму ядерного нераспространения. За основу для таких опасений берутся все более явные проявления готовности аравийского королевства заполучить ядерное оружие в случае окончательного краха международного соглашения по ядерной программе Ирана - заклятого врага Эр-Рияда.

В политической сфере явный повод для неприятия со стороны США, в целом - Запада, предоставляют фигурирующие в подписанных китайско-арабских документах призывы «избегать политизации вопроса о правах человека и его использования в качестве инструмента давления на другие государства и вмешательства в их внутренние дела». В них также фигурируют призывы «отказаться от вмешательства во внутренние дела других государств под предлогом сохранения демократического правления». Кроме того, лидеры Китая и арабских стран региона Персидского залива прямо осудили такие проявления политики Запада, как двойные стандарты и исламофобия.

Тем не менее, будет преувеличением полагать, что сотрудничество Китая с Саудовской Аравией и другими арабскими государствами приведет к полному сворачиванию традиционно партнерских и даже союзнических отношений между США и странами региона Персидского залива. В этом не заинтересованы не только Соединенные Штаты, но и сами арабские страны. Так, МИД Саудовской Аравии в ответ на заявление Белого дома об отсутствии у них требования к Эр-Рияду выбирать между Вашингтоном и Пекином подчеркнул, что саудовско-китайское сотрудничество не означает отказ от сотрудничества с США. 

Другой вопрос, что арабские монархии четко дают понять - их не прельщает гегемония США и остального Запада на международной арене. В этом неприятии однополярного мира их ключевым союзником и выступает главный стратегический противник Запада - Китай, последовательно наращивающий свои позиции как одного из ведущих глобальных центров силы.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

114


Актуально