2 Января 2025

Четверг, 21:56

ВНУТРЕННИЙ ДВОР ЕВРОПЫ

Евросоюз, кажется, понял, что может потерять Западные Балканы

Автор:

15.12.2022

Война в Украине привела к тому, что Европейский Союз срочно озаботился защитой своего юго-восточного фланга от влияния России, а заодно и Китая. 

Это, в свою очередь, придало некоторый импульс стремлению ЕС к расширению, хотя совсем недавно ведущие страны блока неохотно приветствовали новых членов. В ходу даже был такой термин, как «усталость от расширения», из-за того что страны находятся на разных уровнях экономического развития и качества институтов. Некоторые члены ЕС требовали до принятия новичков провести реформы в самом союзе. 

Вопрос о присоединении западнобалканских стран - Албании, Боснии и Герцеговины, Косово, Монтенегро, Северной Македонии и Сербии много лет фактически не сдвигался с мертвой точки, хотя уже лет 20 находится в повестке дня союза. Однако принятие новых членов никогда не было главным вопросом, требовавшим немедленного решения. 

Между кризисом еврозоны в начале и середине 2010-х годов, российско-украинским конфликтом в 2014-м, волной беженцев в 2015-2016 годах, пандемией коронавируса и экономическими проблемами всегда находился более важный вопрос, который отодвигал так называемый «внутренний двор Европы» еще ниже в списке неотложных дел союза.

Эмманюэль Макрон, став президентом Франции в 2017 году, сперва ретиво взялся за проталкивание идеи скорейшего присоединения к ЕС Западных Балкан, но столкнулся с противодействием Испании, Греции и других стран, а также с ослаблением интереса со стороны Ангелы Меркель. К тому же вскоре, пойдя на поводу у правых французских политиков, которые ворчали о якобы большом числе мусульман в Европе, он стал вдруг негативно относиться к принятию в союз Албании.

Кроме того, существуют двусторонние споры с участием стран-членов и кандидатов, которые еще больше усложняют ситуацию. Например, конфликт между Болгарией и Северной Македонией по поводу истории, языка и национальной идентичности, напряженные отношения между Сербией и Косово, Словенией и Хорватией, Грецией и Северной Македонией. К тому же Испания, Греция, Румыния, Словакия и Кипр до сих пор отказываются признать независимость Косово.

Дошло до того, что на прошлогоднем саммите ЕС-Западные Балканы, где, по сути, должны были постараться смягчить растущее разочарование в регионе, участники спорили о том, должна ли итоговая декларация содержать слово «расширение». 

 

ЕС - крупнейший партнер

При этом экономики западно-балканских стран, чей совокупный ВВП составляет около $127 млрд, давно и тесно интегрированы с ЕС. Евросоюз является их крупнейшим торговым партнером (более двух третей торговли в регионе), крупнейшим источником иностранных инвестиций и других финансовых потоков, а также основным пунктом назначения для внешней миграции. 

Валютно-финансовые системы в регионе сильно зависят от евро. Косово и Монтенегро перешли на евро в качестве своей валюты, Босния и Герцеговина имеет валютный фонд, деноминированный в евро, а македонский денар привязан к евро. Банковский сектор всех этих стран в основном принадлежит иностранным инвесторам, преимущественно из ЕС.

Эти тесные экономические отношения были подкреплены, среди прочего, соглашениями об ассоциации с ЕС, которые также включают положения об углубленной и всеобъемлющей зоне свободной торговли. 

Помимо этого ЕС активно развивает сеть горизонтальной свободной торговли. Соседние страны ЕС являются доминирующими торговыми партнерами каждой западнобалканской страны, на долю которых вместе приходится не менее 70% их общего объема торговли. 

 

Вето на санкции против России

Среди других экономических партнеров Западно-Балканского региона Европы выделяется Россия, которая играла определенную роль в снабжении этих стран, особенно Сербии, Македонии и Боснии и Герцеговины, энергетическими ресурсами.

У Сербии, пожалуй, самые тесные связи с Москвой. Контрольный пакет акций NIS, основной нефтяной компании страны, принадлежит «Газпрому». В прошлом году две страны провели совместные военные учения недалеко от Белграда. Как и в 2014 году, правительство Сербии не хочет вводить торговые и финансовые санкции против России. Вопреки стараниям Европейской комиссии сократить импорт российского природного газа Сербия продолжает импортировать его из России, а недавно с Москвой была заключена новая сделка о поставках. Белград отказался также прекратить полеты национального перевозчика Air Serbia в Москву и в обратном направлении. А опрос, проведенный этим летом, показал, что 51% сербов проголосовал бы против членства в ЕС на референдуме, а 40% респондентов высоко оценили российского лидера Владимира Путина.

Правда, Сербии удается придерживаться тонкой грани, осуждая Россию, когда это необходимо. Например, Белград поддержал резолюцию Генеральной Ассамблеи ООН, осуждающую вторжение России в Украину, и даже ввел несколько символических мер против Беларуси и семьи бывшего президента Украины Виктора Януковича.

В Боснии, административно состоящей из двух частей - Республики Сербской (РС) и Федерации Боснии и Герцеговины, сильно ощущается раскол в политических элитах из-за российского вмешательства во внутренние дела, считает немецкая Deutsche Welle. Россия поддерживает как лидера боснийских сербов Милорада Додика, так и лидера боснийских хорватов Драгана Човича. 

Додик заявляет, что уважает Владимира Путина, и открыто поддержал российское вторжение в Украину. Более того, президент Республики Сербской считает, что ему надо перенять опыт так называемых «референдумов» в Украине о присоединении к России. Милорад Додик регулярно встречается с Владимиром Путиным, открыл представительство Республики Сербской в Москве, в сентябре провел у себя бизнес-форум с участием российских предпринимателей. Благодаря его стараниям «Газпром нефть» и «Зарубежнефть» практически контролируют энергетический сектор РС. 

Хотя формально БиГ поддержала санкции Евросоюза в отношении Москвы, это решение на практике не применяется, так как Додик фактически наложил вето на любые карательные меры против России. 

 

Китайская альтернатива

Активность Китая в регионе также вызывает растущее беспокойство ЕС на фоне переоценки отношений блока со второй по величине экономикой мира. В последние годы Пекин проникает на Западные Балканы в рамках своей масштабной инвестиционной программы «Пояс и путь», предлагая привлекательную альтернативу странам, уставшим ждать приема в ЕС. 

В целом, по оценкам Балканской сети журналистских расследований (BIRN), в период с 2009 по 2021 год Китай участвовал в 136 крупных региональных проектах на сумму более 32 млрд евро.

Правда, Китай приносит не только деньги и инвестиции, но и множество проблем. Так, Монтенегро с трудом возвращает китайский кредит, взятый в 2014 году для финансирования спорного проекта автодороги, который так и остался незавершенным, - показательный символ невыгодных условий, связанных с китайскими инвестициями. Причем за помощью в возврате непосильного долга страна обратилась именно к ЕС.

 

Главное достижение

Предоставив летом Украине и Молдове статус кандидатов в члены ЕС, Брюссель вполне ожидаемо столкнулся с негодованием лидеров западнобалканских стран, крайне разочарованных отсутствием собственного прогресса на пути в ЕС. Тем не менее, за последние несколько месяцев в отношениях между ЕС и «внутренним двором Европы» наметился прогресс. И главное достижение - первый в истории саммит лидеров ЕС и Западных Балкан. Он прошел 6 декабря в столице Албании Тиране.

На встрече главы стран ЕС всеми силами старались продемонстрировать своим младшим партнерам, что у них есть будущее в рамках богатого экономического блока, подавая им конкретные знаки, а не просто обещания, что они обязательно присоединятся.

Переговоры также были сосредоточены на более тесном согласовании внешней политики и политики безопасности с ЕС, включая давление со стороны Брюсселя на Сербию и Боснию с тем, чтобы они приняли западные санкции против Москвы. Председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен в довольно решительной форме напомнила лидерам Западных Балкан, кто должен быть их истинным партнером, и потребовала определиться, на чьей они стороне.

По итогам саммита принята Тиранская декларация, в которой, наконец, термин «расширение» был вновь использован. В ней ЕС подтвердил свою полную и недвусмысленную приверженность перспективе членства Западных Балкан в Европейском Союзе.

 

Проект примирения

В последние десятилетия проект европейского объединения, казалось, в основном опирался на прогресс в экономической сфере. Однако смысл создания Европейского сообщества угля и стали в далеком 1952 году заключался в поддержке трансграничного сотрудничества с целью укрепления мира в Европе. Основателям европейского проекта удалось создать действительно успешный проект примирения. 

Сможет ли российско-украинская война преобразовать нынешний ЕС и процесс его расширения, чтобы придать реальный смысл идее Европейского Союза как сообщества ради мира, покажет время.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

128


Актуально