3 Мая 2024

Пятница, 16:13

ДИПЛОМАТИЯ ПО-ИРАНСКИ

Сможет ли Тегеран с ядерной картой во второй раз добиться успеха?

Автор:

01.01.2023

Исламская Республика Иран (ИРИ) и Европейский Союз (ЕС) договорились о восстановлении в рамках переговоров в Вене подписанного между Ираном и «шестеркой» стран в 2015 году ядерного соглашения. Об этом заявил верховный представитель Евросоюза по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель после встречи с министром иностранных дел Ирана Хосейном Амиром Абдоллахианом во время Багдадского саммита по сотрудничеству и партнерству        (20-21 декабря) в столице Иордании Аммане. 

Во встрече участвовали координатор ЕС по ядерным переговорам Энрике Мора и главный представитель ИРИ на ядерных переговорах Али Багири. Боррель добавил, что в ходе встречи он потребовал от Абдоллахиана, чтобы Тегеран прекратил военную поддержку России и применение силы против протестующих внутри страны.

Также отмечается, что обе стороны договорились держать открытыми каналы связи и возобновить ядерные переговоры на основе соглашения, ранее достигнутого в Вене.

За три дня до встречи в Аммане Иран посетила делегация инспекторов Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ). Основной целью двухдневного визита было обсуждение вопросов, связанных с тремя ядерными центрами, по поводу тайной эксплуатации которых существуют большие подозрения.

Также известно, что за несколько дней до визита инспекторов в Иран официальный представитель Организации по атомной энергии ИРИ Бахруз Камальванди сделал официальное заявление о достижении 60-процентного уровня обогащения урана.

Однако советник верховного лидера Ирана Камаль Харрази, выступая на III форуме «Тегеранский диалог», заявил об отсутствии у Тегерана каких-либо намерений производить ядерное оружие, даже несмотря на наличие соответствующих возможностей и мощностей. Он объяснил это двумя причинами. Во-первых, создание оружия массового поражения запрещено религией, ибо считается грешным действием (харамом). А во-вторых, объяснил Харрази, любые попытки сделать это могут привести к гонке за создание оружия массового поражения в регионе. Западные СМИ, освещающие визит инспекторов МАГАТЭ в Тегеран, отмечают обеспокоенность агентства тайной ядерной деятельностью Ирана, которая и стала причиной их приезда в страну. Однако на фоне продолжающихся разногласий между Тегераном и МАГАТЭ развеять обеспокоенность экспертов будет вряд ли возможно.

 

Расшифровка амманской «сходки» в верхах

Сообщение представителей ЕС и Ирана о продолжении ядерных переговоров затрагивает ряд вопросов. Прежде всего это означает, что развернутая в СМИ кампания о продолжающихся беспорядках и последующей за ними смене политического режима в Иране не входит в повестку обсуждений политиков с обеих сторон. Брюссель намерен продолжить переговоры с Тегераном по ядерной проблеме в 2023 году. Конечно, тут следует учитывать и условия, поставленные перед Тегераном по поводу прекращения военной поддержки России и снижения насилия в отношении протестующих. Но понятно, что сделанное в Аммане заявление свидетельствует о заинтересованности ЕС поддерживать диалог с нынешним правительством Ирана при любых обстоятельствах. В декабре президент Франции Эмманюэль Макрон на встрече с представителями протестующих в Иране сил заявил, что официальный Париж не будет добиваться смены иранского режима. Иными словами, Европа будет поддерживать дипломатические контакты с правительством ИРИ посредством Парижа. И в этом смысле политика ЕС, особенно Франции, расходится с политикой США и Великобритании.

Тут еще раз стоит отметить особую роль Франции в этом процессе. Пытаясь сблизиться с Ираном, французский президент, по всей вероятности, планирует осуществить новую «политическую атаку» на Ближнем Востоке. В настоящий момент Париж как минимум заинтересован в том, чтобы Тегеран оставался региональным центром силы. Внешнеполитические провалы Франции в отношении Саудовской Аравии в 2017 и Ливана в 2020 годах побуждают правительство Макрона приступить к очень серьезному обновлению своей ближневосточной политики. Намерение Парижа начать в регионе новую наступательную стратегию прогнозировалось и ранее. Теперь Иран играет роль новой альтернативы в ближневосточной политике Парижа. Во время сентябрьской встречи с президентом ИРИ Эбрагимом Раиси в Нью-Йорке Макрон предложил Тегерану широкое двустороннее и региональное сотрудничество.

Похоже, что действия Макрона, предполагающие тесное сотрудничество с Ираном, не останутся лишь на словах, а перейдут в практическую плоскость. И, конечно, Брюссель теперь сможет действовать относительно самостоятельно, пытаясь следовать путем, отличающимся от намерений США в отношении Ирана.

 

Нынешнее состояние ядерных переговоров

Еще в 2018 году президент Дональд Трамп принял решение о выходе США из ядерного соглашения, подписанного между Ираном и «шестеркой» стран тремя годами ранее в Женеве, что привело к полному краху достигнутых договоренностей. После этого Тегеран ограничил возможности МАГАТЭ контролировать свою ядерную программу, заодно заявив о желании увеличить уровень обогащения урана с существующих 4%, которые были оговорены в соглашении. Как отмечалось, официальные лица Тегерана уже объявили о достижении 60-процентного рубежа обогащения урана, что очень близко к 90%, необходимым для получения ядерного оружия.

Несмотря на выбывшие из соглашения США, другие страны - члены «шестерки» в нем остались. При этом Россия и Китай не предпринимали каких-либо серьезных шагов против ядерной программы Ирана. А Великобритания, Франция и Германия пытались восстановить соглашение и сохранить дипломатические каналы с Тегераном, дабы иметь возможность контролировать его деятельность по обогащению урана. Однако продолжающиеся в последние месяцы протестные акции в Иране и ответные насильственные методы правительственных сил нанесли серьезный ущерб отношениям Тегерана с ЕС. Но, в отличие от Великобритании и Германии, Франция кажется более склонной к продолжению переговоров с Тегераном, несмотря на взаимные политические обвинения. Вероятно, это больше связано с региональными амбициями Франции, нежели с ядерной проблематикой.

 

Перспективы американо-иранского диалога

Судя по всему, отношения между Вашингтоном и Тегераном серьезно подорваны, особенно с началом протестов, всколыхнувших Исламскую Республику после нашумевшего трагического инцидента с Махсой Амини. Официальный Тегеран обвинил власти США в проведении односторонней политики и использовании инструментов давления на него. Постоянный представитель Ирана при ООН Амир Саид Иравани заявил о тщетности попыток Вашингтона добиться желаемого посредством давления.

На заседании в ООН иранский дипломат отметил, что главным и решающим на переговорах о восстановлении ядерного соглашения должен стать вопрос о выходе из него США в мае 2018 года. «Если Вашингтон желает вернуться к ядерной сделке, то должен полагаться только на дипломатию», - добавил Иравани.

Отметим, что тогдашний президент США Дональд Трамп основную причину выхода Вашингтона из ядерного соглашения с Ираном объяснил тем, что оно не защищало интересы США, а, наоборот, было подписано на более выгодных для Ирана условиях. Но и тогда было ясно, что помимо риска приобретения Ираном ядерного оружия Вашингтон столкнулся еще с двумя большими проблемами: программами Тегерана по созданию баллистических ракет и поддержкой вооруженных группировок на Ближнем Востоке. Вашингтон считал, что наряду с прекращением производства ядерного оружия Иран должен перестать поддерживать вооруженные группировки, угрожающие региональным союзникам США, и прикрыть реализацию программ по производству баллистических ракет, представляющих опасность для Израиля. Естественно, Иран с этим не согласен. Более того, Тегеран уже заявил, что ему удалось-таки создать ракеты и беспилотники («Араш-2»), способные долететь до Израиля.

Теперь сюда добавились еще две проблемы - поставки в Россию иранских БПЛА и ракет, задействованных на войне с Украиной, а также жестокое подавление протестов внутри страны, включая казни. В настоящее время вопрос Украины имеет особое значение для Вашингтона. На Западе считают, что иранские ракеты и беспилотники помогают россиянам выбраться из затруднительного положения в Украине. Поэтому Вашингтон усилил давление на Иран через ООН.

Слушания в ООН по поводу действий ИРИ и ход ядерных переговоров указывают на то, что в ближайшее время Тегеран не надеется найти общий язык с Вашингтоном по ядерной проблеме. С другой стороны, в нынешних условиях Тегеран заинтересован в том, чтобы Вашингтон «застрял» не только в России, но и в Украине. Так, Тегеран уже увеличил добычу нефти до 3 млн баррелей в сутки, а добычу газа - на 10%. Кроме того, согласно дипломатическим источникам, Тегеран предложил Индии, второму экономическому гиганту Азии, комплексное инвестиционное и энергетическое соглашение, аналогичное тому, что было подписано с Китаем.

 

Переговоры ради переговоров

Похоже, что иранские дипломаты намерены использовать разногласия между Брюсселем и Вашингтоном для продолжения ядерных переговоров, а также не допустить принятия Евросоюзом новых санкций против Ирана, используя ядерную проблематику в качестве главного козыря в переговорах с Западом. Речь идет об ограничениях выхода Ирана на глобальный энергетический рынок. Ведь из-за проблем с платежами, вызванных ранее введенными против Ирана санкциями, в декабре в иранских портах застряли не менее 40 грузовых судов с зерном и сахаром (около 2 млн тонн груза).

Именно поэтому Тегеран попытается использовать ядерный вопрос как единственную возможность смягчить введенные ограничения. А расхождения во мнениях между США и ЕС по этому вопросу могут сыграть ему на руку.

В любом случае ход процесса показывает, что до окончательного решения ядерной проблемы Ирана еще достаточно далеко. Тем более что в настоящее время какие-либо приемлемые условия для возобновления соглашения отсутствуют.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

77


Актуально