18 Апреля 2024

Четверг, 15:38

МОСТ В НИКУДА

Насколько «гуманитарная дипломатия» растопит турецко-армянский диалог?

Автор:

01.03.2023

Политические эксперты и дипломаты отличаются известным скептицизмом, а порой и цинизмом. Розовые иллюзии, радужные проекты и стеклянные замки на песке здесь не в почете. Но все же иногда и в весьма специфичной «тусовке» политических экспертов и действующих дипломатов случается «всплеск больших надежд». 

Катастрофическое землетрясение в Турции и международная помощь Анкаре тому пример. Первым на помощь братской Турции пришел Азербайджан. Баку направил и наибольшее число спасателей, и модульные дома, и полевые госпитали, и большое количество гуманитарных грузов. Были задействованы практически все грузовые самолеты азербайджанской Silk Way. К слову, это один из крупнейших в регионе карго-перевозчиков и располагает он солидным авиапарком. Большую помощь Турции оказали также Израиль, США, Катар…

Примечательно, что помощь поступила и со стороны стран, которые до этого вряд ли кто назвал бы дружественными Анкаре. Турецкая Республика, как того и следовало ожидать, оказалась в центре внимания мирового экспертного сообщества. Кампанию помощи Анкаре со стороны ЕС инициировала Швеция - та самая, отношения с которой оказались на грани после возмутительной и постыдной акции с сожжением Корана. Одной из первых пришла на помощь Греция, отношения которой с Турцией в последние годы снова накалены. В экспертном сообществе вспомнили и 1999 год, когда прошла серия землетрясений в Турции и Греции. Тогда помощь Афин Анкаре, а Анкары - Афинам позволила серьезно сбить накал взаимной напряженности. При этом на слуху появилось даже такое словосочетание, как «дипломатия землетрясений», которую вернее было бы назвать гуманитарной дипломатией. 

Гуманитарную помощь и своих спасателей в пострадавшие от землетрясения регионы Турции направила и Армения. После чего примерно через неделю в Анкару отправился с визитом глава армянского МИД Арарат Мирзоян. Он провел переговоры с турецким коллегой Мевлютом Чавушоглу и затем посетил город Адыяман, где лично открывал двери грузовиков с прибывшей из Армении гуманитарной помощью и встречался с армянскими спасателями. 

 

«Гуманитарная дипломатия» - надежды и реальность

Картинка, где грузовики с гуманитарной помощью из Армении пересекают границу с Турцией, закрытую в течение трех десятков лет, как того и следовало ожидать, оказалась в центре внимания журналистов, дипломатов, политиков. Глава Агентства США по международному развитию Саманта Пауэр в своем Twitter написала: «Так трогательно видеть, как десятилетия враждебности откладываются в сторону, чтобы помочь людям, которые отчаянно в этом нуждаются. Впервые за 35 лет был открыт пограничный переход между Арменией и Турцией, чтобы помощь можно было доставить пострадавшим от землетрясения». 

Спецпредставитель Евросоюза на Южном Кавказе и по кризису в Грузии Тойво Клаар в своем Twitter весьма высоко оценил визит А.Мирзояна в Турцию: «Это исторический визит, который последовал за решением поддержать соседа, нуждающегося в помощи. Надеемся, что это признак развития армяно-турецких отношений». 

В свою очередь Чавушоглу и Мирзоян тоже сделали довольно оптимистичные заявления. Глава МИД Армении заверил, что его страна готова установить мир в регионе, открыть границу и восстановить дипломатические отношения. А его турецкий коллега отметил, что договорился с Мирзояном и дальше работать над процессом нормализации. 

И главное, теперь нормализации отношений Турции и Армении не препятствуют агрессия последней против Азербайджана и оккупация азербайджанских территорий. Ведь Азербайджан два года назад освободил свои земли военным путем, одержав уверенную победу. Есть договоренности о ремонте «Моста Шелкового пути» близ развалин Ани - очередной «древней столицы Армении» по утверждению Еревана. Это, конечно, не исторический прорыв, но, как известно, «самая длинная дорога начинается с первого шага».

 

Мост в будущее… или в никуда?

В течение почти трех десятков лет главным препятствием для нормализации отношений Армении и Турции была агрессия Армении против Азербайджана. Турция, первой признав все 15 бывших союзных республик, отказалась устанавливать дипломатические отношения с Ереваном и открывать границу, пока Армения не выведет войска с азербайджанских земель. В Ереване упирались, но в Анкаре дали понять, что будут ждать. 

Теперь, после Победы в 44-дневной войне, Азербайджан выступает за нормализацию отношений между всеми странами региона и даже предлагает такие форматы, как «3+3». Но именно сейчас, предупреждают эксперты, на первый план могут выйти противоречия и проблемы между Турцией и Арменией - за вычетом уже решенного вопроса Карабаха.

А противоречий, между тем, предостаточно. Среди них самый известный пункт - события 1915 года, которые Ереван требует трактовать как «геноцид армян». Турция открыла свои архивы, предлагает Армении создать совместную комиссию историков в связи с этим, но в Ереване ничего не желают слышать и требуют от Турции «покаяния» без расследования. В Армении возводят в ранг национальных героев террористов, убивавших турецких дипломатов, ставят памятники армянским террористам «первого поколения», называют в честь таких персонажей улицы и учебные заведения - достаточно вспомнить культ Монте Мелконяна. 

Вместе с тем самым опасным является, без сомнения, территориальный компонент - Армения продолжает предъявлять претензии на шесть восточноанатолийских вилайетов. Правда, на международной арене озвучивать такое представители официального Еревана не решаются, но на внутренней - всегда пожалуйста. Несмотря на все разговоры о необходимости мира, нормализации отношений, в Ереване не торопятся признавать нынешние границы Турции. 

Еще в 1991 году Турция выразила обеспокоенность, что Армения может предъявить ей территориальные претензии. Несогласованная граница - всегда потенциальный детонатор войны. А в случае с Арменией такая опасность была не впервой. Маленькая бедная Армения вряд ли представляла опасность для Турции, но она входила в ОДКБ. А Турция - в НАТО. Так что отголоски Первой мировой войны запросто могли спровоцировать третью мировую. 

И сегодня успех диалога Турции и Армении зависит, прежде всего, от того, готов ли Ереван отказаться от территориальных претензий к Анкаре. 

«Территориальная мина» проявилась уже во время «футбольной дипломатии» 2008-2009 годов. Тогда тоже речь шла о беспрецедентных событиях. Президент Турции Абдулла Гюль отправился на игру сборных команд Армении и Турции в Ереван. Вскоре с ответным визитом в Турцию пожаловал на футбол президент Армении Серж Саргсян. Тогда же в Цюрихе главы МИД двух стран подписали протоколы о нормализации отношений. Но… «футбольная дипломатия» закончилась ничем. И не последнюю роль здесь сыграло именно решение Конституционного суда Армении о том, что, подписав Цюрихские протоколы, Ереван тем не менее оставляет за собой право добиваться от Анкары «территориальных репараций» за пресловутый «геноцид армян».

 

Время отказаться от теней прошлого

На дворе XXI век, Армения более не часть СССР, а независимое государство, которому нужны, в первую очередь, нормальные отношения с соседями. И, казалось бы, сегодня для армянского руководства самое время отказаться от теней прошлого, перестать жить идеями и мечтами столетней давности и начать строить добрососедские отношения с Турцией и Азербайджаном. 

Но, во-первых, для этого придется преодолеть огромную инерцию общественного мнения, причем не только и не столько в самой Армении, сколько в армянской диаспоре. В то время, как армянские власти подают позитивные сигналы, в диаспоре все еще рассуждают о том, кому должны принадлежать Карс, Ардаган, Битлис и Диярбакыр, не особо задумываясь о военной, экономической и человеческой цене этих претензий для маленькой и слабой Армении. 

Во-вторых, Еревану следует не забывать о том, что процесс турецко-армянской нормализации должен идти параллельно развитию поствоенного мира между Арменией и Азербайджаном. Об этом продолжают напоминать и в Анкаре. 

Но для того, чтобы преодолеть закомплексованность армянского общества и диаспоры, а также влияние заинтересованных внешних игроков, нужна действительно авторитетная власть в самой Армении. А тут имеются проблемы, которые со всей очевидностью выявила Мюнхенская конференция во время панельной дискуссии о безопасности на Южном Кавказе, в которой приняли участие и Ильхам Алиев, и Никол Пашинян. Здесь речи о Турции не шло. Однако Никол Пашинян, как и на прошлых дебатах 2020 года, не произвел впечатления человека, готового проводить реальную мирную повестку. И вряд ли он возьмет на себя ответственность и подпишет договор, подразумевающий отказ от вековой мечты армянского народа о турецких землях. 

А это значит, что мост на границе Армении и Турции по-прежнему ведет в никуда.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

63