12 Мая 2024

Воскресенье, 18:07

СИРИЙСКИЙ ПЛАН АНКАРЫ

Препятствия на пути турецко-сирийского примирения, или Почему бьют по Телль-Рифъату?

Автор:

01.07.2023

Вновь усилилась напряженность в зоне боевых действий турецкой армии на севере Сирии. В середине июня военные провели акцию против боевиков террористической организации PKK/YPG в районах Манбидж и Телль-Рифъат, а также в оперативной зоне Азез-Джераблус. В августе 2016 года там в ходе операции «Щит Евфрата» было обезврежено более 40 террористов.

 

Подготовка к новой операции или полевые разногласия?

Тогда же была подбита бронемашина российской армии, в результате чего погиб один и получили ранения трое военнослужащих. Несмотря на утверждения местных источников о причастности к инциденту турецкого БПЛА или артиллерии, его удалось замять и скрыть от общественности.

Турецкая армия нанесла удары также по позициям YPG в приграничных с Сирией районах. Примечательно, что впервые с 2019 года турецкая артиллерия открыла огонь по точкам, находящимся в 38 км от сирийско-турецкой границы. Удары пришлись по курдским позициям вблизи поселка Ахдас на севере Алеппо. Несмотря на официальные заверения турецкой стороны, что главная цель - очистка от террористических элементов приграничной полосы шириной до 30 км вглубь Сирии, похоже, на этот раз зону охвата решено увеличить. Тем временем распространилась информация, что еще 31 мая турецкая армия направила в Идлиб колонну из 17 автомашин.

В ответ на действия турецкой армии против YPG на севере Сирии курды ответили протестными акциями против русских. Сторонники YPG обвиняют Москву в том, что, выводя свои военные силы из этой зоны, она создает благоприятные условия для Турции. Можно предположить, что, отступая, Россия дает Турции добро на проведение операции в Телль-Рифъате, так как известно, что военные трех стран четко координируют свои действия на севере Сирии. В таких условиях вероятность уничтожения вслепую военной техники одной страны представителями другой мизерная. Похоже, российская бронетехника была подбита преднамеренно, чтобы «оправдать» отступление русских.

В последующие за инцидентом дни российская авиация начала обстрел позиций сирийской оппозиции в Идлибе. Это произошло накануне запланированной на 20-21 июня в Астане XX встречи между Ираном, Россией и Турцией. Было ощущение, что каждая из сторон хотела отправиться в Астану с серьезными картами на руках. Но все не так просто.

 

Дорожная карта, составленная в Астане

Основной повесткой XX международной встречи в астанинском формате стало турецко-сирийское примирение, или вывод турецкой армии из страны, сообщают сирийские СМИ. Помимо делегаций во главе с заместителями министров иностранных дел России, Турции, Ирана и Сирии во встрече приняли участие сирийская оппозиция под руководством Ахмеда Тумана, спецпредставитель ООН по Сирии Гейр Педерсон, а также уполномоченные Ирака, Иордании и Ливана. Впервые в астанинском процессе участвовали представители правительств, сирийской оппозиции, а также соседних стран.

Согласно официальному сообщению, собравшиеся обсуждали такие вопросы, как политическая ситуация вокруг Сирии, на местах, борьба с терроризмом, освобождение заключенных, поиск пропавших без вести, восстановление разрушенных населенных пунктов и возвращение беженцев.

Однако главной темой заседания была подготовка дорожной карты по восстановлению сирийско-турецких отношений между представителями Ирана, России, Турции - с одной стороны и правительства Сирии - с другой. Неожиданностью для некоторых стало заявление главы МИД Казахстана Каната Тумыша, что нынешняя встреча по Сирии станет последней в рамках астанинского формата. Все цели, которые ставились шесть лет назад при запуске переговорного процесса, достигнуты, сказал он. В то же время Тумыш сообщил, что во втором полугодии 2023 года состоится еще одно заседание по сирийской проблематике, однако не уточнил, где именно. 

 

Факторы, препятствующие турецко-сирийскому примирению

Хотя руководство и Турции, и Сирии склоняется к примирению, на этом пути имеются серьезные препятствия. До этого турецко-сирийские контакты уже имели место на уровне глав армии, разведки и МИД. Следует отметить, что обе страны имеют как общие интересы, так и разногласия по некоторым вопросам. 

Главное требование сирийских властей к Анкаре - вывод ее армии с территории Сирии. Еще 29 мая, через день после выборов в Турции, глава МИД САР Файсал Микдад заявил, что нормализация отношений между двумя странами будет возможна только после выполнения данного условия. 

12 июня это в очередной раз подтвердил президент Сирии Башар Асад во время приема иранской делегации во главе с заместителем министра иностранных дел ИРИ Али Аскаром Хаджи. По его словам, вывод турецкой армии с территории страны является основным требованием сирийской стороны в переговорах с Турцией.  

Уход турецкой армии из САР означает не только вывод одной из иностранных армий с территории арабского государства. Тут также располагается крупный военный контингент США, и Дамаск пока не знает, как удалить из страны американцев. 

Если турецкие войска покинут Сирию, это развяжет руки Дамаску и оставит оппозицию в Идлибе в беспомощном положении. В результате у Асада может появиться возможность уничтожить арабскую военно-политическую оппозицию.

Понятно, что Анкара не хочет выводить военные силы из Сирии. Существование связанных с Анкарой оппозиционных группировок, в том числе «Свободной сирийской армии», зависит, в первую очередь, от Турции, точнее, ее армии. Без политического соглашения по ним Турция не может вывести свою армию. В противном случае российские и сирийские войска возьмут под контроль Идлиб. Кроме того, уход турецкой армии без предварительного плана возвращения на родину почти четырех миллионов сирийских беженцев может привести к провалу процесса по их репатриации.

В сложившейся ситуации это не отвечает и интересам Вашингтона. Напомним, что в последние месяцы США нарастили свою военную мощь в контролируемом курдами северном регионе Сирии, особенно на юге страны.

Тем самым Вашингтон старается сохранить контроль над нефте- и газоносными месторождениями на северо-востоке страны - в курдонаселенном Дейр-эз-Зоре и в прилегающих районах, а также над пересечением дорог, ведущих из Ирака в Сирию в направлении города Альбукамала. Это должно пресечь попытки Ирана транспортировать оружие и технику в Сирию через Ирак. А для реализации этих планов США пытаются соединить свою военную базу в районе Танаф на юге страны с Дейр-эз-Зором. 

В СМИ даже появились сообщения о встречах американцев с вождями местных арабских племен. Иными словами, американцы сейчас усиленно работают над этим вопросом. А подстегнуло их внезапное нападение на Танаф в начале этого года ополченцев, связанных с Ираном. Что подтвердило опасность нынешней ситуации для американских сил в данном районе. На фоне всего этого Вашингтон не заинтересован в уходе из Сирии Анкары. И это несмотря на то, что турецкое присутствие представляет серьезную угрозу для курдов - главного союзника США в стране.

Вместе с тем уход Турции может привести к уничтожению и выведению из строя оппозиции в Идлибе сирийскими и российскими вооруженными силами. А это невыгодно Западу, который все еще надеется на политические перемены в САР.

Еще одно препятствие, которое мешает Турции в решении сирийского вопроса, - санкции, введенные США в отношении Дамаска. Они делают любую координацию действий с Анкарой бесполезной, все больше затягивая сроки исполнения проектов вроде возвращения беженцев на север Сирии и строительства новых поселений.

 

Краткосрочные и долгосрочные цели Анкары

Основными целями Анкары в Сирии являются нормализация отношений с властями страны, запуск процесса репатриации беженцев и одновременная реализация строительных и инфраструктурных проектов для их размещения. В конце мая представители турецкого правительства участвовали в церемонии закладки фундамента 5 тыс. единиц жилых объектов - первого этапа проекта по строительству 28 681 единицы жилья, финансируемого Катарским фондом развития, в районе Джераблус на севере Сирии. Правительство Эрдогана при поддержке Катара планирует отправить 1 млн сирийцев обратно на родину. Этот процесс уже начался.

Россия и Иран оказывают давление на Анкару, дабы примирить ее с Дамаском. С другой стороны, страны Персидского залива, с которыми Эрдоган уже сблизился, также пошли на нормализацию отношений с Башаром Асадом. Все это побуждает Турцию к примирению с ним.

Однако это предполагает также решение ряда судьбоносных вопросов. Помимо возвращения сирийских беженцев турецкие власти рассматривают возможность определения судьбы Идлиба и находящихся там оппозиционных групп, а также обеспечения их безопасности и ухода из Сирии после решения курдской проблемы.

Интересно, что позиции Анкары и Дамаска по курдской теме полностью совпадают. Обе столицы не желают видеть на севере Сирии, то есть у южных границ Турции, курдскую автономию под властью PYD. Именно поэтому правительство Асада не особо обеспокоено военной операцией Анкары против курдов и даже готово закрыть на это глаза. И действительно, получая прямую военную поддержку от США, курды являются самой мощной военно-политической группировкой на севере Сирии. А единственной силой, которая может ослабить их влияние, является Турция. Учитывая, что турецкие власти на протяжении многих лет неоднократно поднимали перед США вопрос терроризма PKK, можно сказать, что Белый дом хорошо понимает чувствительность Анкары к этой проблеме. 

В последние месяцы Вашингтон предпринимает определенные шаги по налаживанию отношений с местными арабскими общинами в Сирии. Иными словами, высока вероятность, что курды будут выбраны в качестве жертвы для очередного турецко-сирийско-российского примирения.

Это обстоятельство устраивает Москву, так как сложная ситуация в Украине ни в коей мере не является поводом для российских властей поступаться своими позициями в Сирии.

В результате в нынешних условиях турецкие власти будут стараться освободить подконтрольные YPG районы на севере Сирии, в том числе Телль-Рифъат, ускорить процесс строительства новых жилых районов для сирийских беженцев, а также при посредничестве России вести переговоры с правительством Башара Асада. В этом отношении слабая позиция Асада по курдскому вопросу дает Анкаре некоторую гибкость.

Однако сейчас нормализация отношений между Турцией и Сирией по аналогии с Египтом представляется очень сложной. Даже общие интересы обоих государств нельзя считать достаточными для установления окончательного мира между Анкарой и Дамаском.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

68


Актуально