13 Мая 2024

Понедельник, 14:35

БУНТ ОТ ШЕФА

В условиях украинского контрнаступления в России попытались устроить странный переворот

Автор:

01.07.2023

Конфликт вокруг Украины в последние дни довольно быстро стал трансформироваться во внутрироссийскую напряженность, грозившую вылиться в масштабную дестабилизацию. Всему виной стало очередное видеообращение главы ЧВК «Вагнер» Евгения Пригожина, в котором он опроверг официальную версию начала войны, обвинил во всем министра обороны Шойгу и, по сути, призвал к открытому противостоянию с военным ведомством.

Президент России Владимир Путин расценил это заявление как призыв к смуте и «удар в спину» и велел применить к руководству «Вагнера» самые строгие меры. Что фактически могло стать триггером для роста внутреннего противостояния в России. Могло, но не стало. Неизменной оставалась и ситуация на фронте.  

 

Странный бунт

Все началось после видеообращения 23 июня главы ЧВК «Вагнер» Евгения Пригожина. Он заявил, что Украина не бомбила Донбасс 8 лет, а только обменивалась ударами с российскими силами в регионе. По его словам, ВСУ и НАТО не собирались нападать на РФ, спецслужбы ни в чем не виноваты - они не дезинформировали президента. Пригожин обвинил во всем руководство Минобороны и лично министра Сергея Шойгу, «который погубил тысячи российских солдат под Гостомелем». Дескать, война была нужна олигархическому клану, управляющему Россией, чтобы поставить президентом Украины Медведчука. 

Заявление Пригожина последовало после того, как российские СМИ практически открыто начали обсуждать его роль в так называемом трансфере власти-2024. В СМИ предположили, что за спиной Пригожина стоит та тыловая консервативная группировка силовиков, которая фактически не участвует в СВО, но готовится перехватить якобы ослабевшую власть. Самое опасное, что во второй части видеообращения Пригожин призвал своих военных, а это без малого 25 тыс. человек, к открытому неповиновению руководству ВС РФ.

24 июня утром президент России выступил с обращением к народу и расставил политические акценты относительно ситуации с Пригожиным. Многомесячной неопределенности вокруг конфликта интересов между руководством ЧВК «Вагнер» и МО РФ пришел конец. 

Все эти месяцы «Вагнер» был составной частью общих действий российских войск в Украине, несмотря на все те публичные заявления эпатажного хозяина ЧВК, с которыми он периодически выступал, изобличая высшее военное руководство страны. Но тогда он был частью плана, частью команды, частью функционала, которому отводилась «особая» роль. Пригожин всегда выполнял роль крайнего. Крайнего на линии фронта, крайнего в «войне элит» и информационной войне. Возможно, в последнее время он стал все больше импровизировать. Добавлять в тексты вольную интерпретацию, пытался даже менять сюжетную линию. До поры до времени это ему разрешалось. Но то ли он хорошо вошел в роль и стал требовать больше, то ли его поставили в такую ситуацию намеренно, очевидно одно: теперь этой роли Пригожин лишен. 

Возможно, он просто пошел на опережение, понимая свою незавидную участь, и решил стать «героем», чем кончить жизнь где-нибудь в окопе с группой своих единомышленников тихо и без привычного информационного шума. Это уже не столь важно. Главное другое. Ситуация позволила еще лучше определить друзей и врагов, консолидировать политическую элиту РФ и переформатировать власть к условиям нового времени.

Это особенно показательно, если принять во внимание последующий ход событий. Известно, что с утра 24 июня вагнеровцы решили из контролируемого ими Ростова выдвинуться в сторону Москвы с требованием отставки руководства Минобороны, принятия их плана продолжения войны и реформирования армии.

Многие стали делать вывод, что главу «Вагнера» уже никто не остановит, впрочем, никто и не спасет. Однако уверенное продвижение вагнеровцев к Москве было остановлено. И сделано это было руками президента Беларуси Александра Лукашенко. Чья пресс-служба вечером того же дня распространила заявление, что основатель ЧВК «Вагнер» Евгений Пригожин принял предложение президента Лукашенко об остановке движения его бойцов на территории России и дальнейших шагах по деэскалации напряжения.

Сам он, как сообщается, согласился передислоцировать свои подразделения на прежние позиции на фронте.

И самой, пожалуй, главной во всей этой истории стала фраза пресс-секретаря президента РФ Дмитрия Пескова, что кадровые перестановки в Министерстве обороны во время переговоров с Пригожиным не обсуждались.

 

Позиционные изменения на фронте

В течение последних недель ВСУ продолжали развивать локальные наступательные операции, по крайней мере, на четырех участках фронта и достигли ограниченных территориальных успехов. 

При этом параллельно в информационном поле тиражировалась мысль, что возможна временная приостановка действий для оценки ситуации и определения участков будущих ударов. Причем как официальные лица, так и паблики подчеркивают, что большое контрнаступление Украины еще даже не начиналось. Сам президент Украины Владимир Зеленский признал, что контрнаступление может идти «медленнее, чем хотелось бы». По его словам, война - это не голливудский фильм, и он не будет без нужды рисковать жизнями солдат, чтобы оправдать ожидания международного сообщества.

Комментарии президента Украины прозвучали после того, как Владимир Путин предположил, что интенсивность долгожданного контрнаступления Киева, похоже, спала. «Как ни странно, на данный момент мы наблюдаем определенное затишье», - сказал Путин. «Это связано с тем, что противник несет серьезные потери, как в личном составе, так и в технике».

Путин также объявил, что вскоре на вооружение поступят новые межконтинентальные баллистические ракеты «Сармат», способные нести ядерное оружие. Ракеты предназначены для нанесения ядерных ударов по целям за тысячи километров, но их развертывание идет медленнее, чем планировалось.

Украина в свою очередь объявила об освобождении более дюжины деревень в результате двухнедельных наступательных операций в районах с плотным минированием и превосходством России в воздухе, что оказалось серьезным препятствием на пути к прогрессу. Украинским силам также приходится отражать российские атаки в районе Кременной на востоке Луганской области и в Серебрянском лесу к северу от Бахмута в Донецкой области.

Согласно военным источникам, атаки, предпринятые Москвой в то время, когда Украина стремится продвинуться дальше на юг, вынудили украинских генералов перебросить свои войска, чтобы заполнить бреши.

Однако украинские силы еще не ввели в бой все свои резервы. Военное командование Украины создало 12 бригад для контрнаступления, девять из которых были укомплектованы западными державами, но считается, что только три были переброшены на фронт.

Давая интервью Би-би-си, президент Украины сказал, что не будет отдавать приказ своей армии наступать исключительно для того, чтобы удовлетворить потребности Запада в прогрессе на фронте.

Владимир Путин же признал, что Украина «еще не исчерпала свой боевой ресурс, есть и резервы, которые противник думает, где и как использовать».

Тем временем украинская сторона продолжает тактику «рассеивания» внимания российских военных. Ранее российские источники заявили, что два украинских беспилотника разбились в 30 милях от Москвы, когда они приближались к складам местной воинской части. Российские СМИ сообщили, что обломки третьего беспилотника были обнаружены в некотором отдалении от российской столицы. Минобороны заявило, что беспилотники были сбиты с помощью радиоэлектронных средств, о повреждениях или жертвах не сообщалось. 

В ночь на 22 июня ВСУ нанесли удар по Чонгарскому мосту в Азовском море. Это стратегический объект, поскольку позволяет обеспечить кратчайший путь из Крыма в Мелитополь и далее к Южному фронту.

Удар по мосту рассматривается как часть подготовительных мероприятий ВСУ для пресечения переброски российской военной техники и живой силы в направлении Юго-Западного фронта, где в настоящее время украинская сторона активно ищет возможности прорвать линию российской обороны. 

 

Трудный путь к восстановлению

Все понимают, что успех Украины будет невозможен без последовательной и масштабной поддержки экономики страны. Эта непростая задача решалась 21 июня в Лондоне на международной конференции, посвященной финансированию восстановления Украины. Основным итогом мероприятия можно считать обещание стран-доноров выделить 60 млрд евро ($66 млрд) на поддержку разоренной войной страны.

«Мы не предполагали, что это будет конференция по объявлению взносов. Тем не менее, сегодня на этой конференции мы можем объявить об общей поддержке Украины в размере 60 млрд евро», - заявил министр иностранных дел Великобритании Джеймс Клеверли. Основную часть пакета помощи в размере 50 млрд евро ЕС планирует выделить до 2027 года.

США также объявили о помощи в размере $1,3 млрд, в частности, для поддержки энергетического и инфраструктурного секторов. При этом подчеркивается, что обязательства правительств и международных организаций будут поддерживать Украину в краткосрочной и среднесрочной перспективах.

Участвовавший в форуме премьер-министр Украины Денис Шмыгаль выступил с заявлением, смысл которого сводился к тому, что Киев собирается начать восстанавливать Украину уже в этом году, - не дожидаясь окончания войны. В Киеве подсчитали, что на ближайший год стране нужно $6,5 млрд только на восстановление инфраструктуры. Всего же,  по оценкам украинской стороны, на восстановление Украины потребуется $600-800 млрд. Несколько более скромную сумму называет Всемирный банк, который совместно с ООН и Еврокомиссией, проведя оценку положения в Украине, назвал более скромную сумму в $411 млрд, что составляет приблизительно 260% ВВП этой страны.

Денис Шмыгаль также призвал завершить создание компенсационного механизма, который позволит использовать замороженные российские активы для восстановления Украины. Отметив при этом, что международные усилия в настоящее время увязли в юридических дискуссиях.

Одной из основных целей конференции было привлечение частного сектора путем создания механизмов, гарантирующих инвестиции в Украине. По словам Джеймса Клеверли, около 500 компаний из 42 стран, включая такие известные, как Google, Siemens, Vodafone, Hitachi, Virgin Group и Rolls-Royce, заявили о своей поддержке в этом деле.

Президент Украины Владимир Зеленский, выступив на конференции по видеосвязи, призвал к большей настойчивости в реализации поставленных целей. «Мир следит за тем, восстановим ли мы нормальную жизнь таким образом, чтобы наша трансформация нанесла идеологическое поражение агрессору», - добавил он.

Призывы призывами, но все прекрасно понимают, что ни одна страна мира не сможет обеспечить все потребности Украины в восстановлении, особенно в условиях продолжающихся военных действий. 

Сами украинцы считают, что самым реальным и основным источником восстановления остаются разбросанные по миру замороженные российские активы. Их точная сумма неизвестна. Даже если, согласно оценке украинской стороны, общая сумма средств составляет порядка $500 млрд, ее не хватит на покрытие всех убытков, причиненных Украине.  Кроме того, есть немало претендентов на эти средства и среди россиян, пострадавших от войны.

В 2024 году в Германии пройдет следующая конференция по восстановлению Украины, и возможно, что к этому времени дальнейшая судьба замороженных российских активов как-то прояснится.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

59