19 Декабря 2024

Четверг, 11:50

УНИВЕРСАЛЬНАЯ ЦЕЛЬ ИСКУССТВА

Джамиля ГАШИМОВА: «Роль художника-творца нужна обществу, чтобы приблизить его к Богу и самосовершенству»

Автор:

15.07.2023

Сложное переплетение растительных и геометрических форм словно основа всего сущего, которое есть и видимая часть этого мира, скрытое от человека мягким флером тонкой палитры мнимой прозрачности. Именно такое ощущение присуще изобразительным работам Джамили Гашимовой. Сюжеты их подобны миражам или видениям, лишь на короткое мгновение возникающим перед зрителем. Спонтанные узлы, скрещения линий становятся запалом, первоначальным толчком, дающим жизнь каким-то новым ощущениям, ситуациям, организмам. Художественную «тайнопись» художница представляла в Турции и Франции, Швейцарии и Иране, Бельгии и Германии, Италии и Болгарии. И каждая из выставок вызывала неподдельный завораживающий интерес, погружая зрителей в условную медитацию красочной палитры. Ведь каждую из работ Джамили ГАШИМОВОЙ отличает тот самый изысканный аромат тюркского Востока, по которому мы ностальгируем, который слышится в наших песнях, сказаниях и узорах золотошвеек. Именно его мы вспоминаем, накинув на плечи шелковый келагаи, прогуливаясь по улочкам cтарого города и вчитываясь в узоры старинного ковра...

- Через свои работы, особенно когда они выходят на публику, художник словно дает оценку себе, своему творчеству…

- Какой я художник? Мне сложно оценивать себя саму. Таковое случается сделать, лишь отойдя на несколько условных шагов. Оглядываешься на свою какую-то давно забытую работу и оцениваешь ее, воспринимая в отрыве от своего авторства, чтобы вывести некую эмоциональную шкалу. В силу личных восприятий работы «с вуалью времени» мне гораздо интереснее, чем те, что только снимаются с мольберта. Так я вспоминаю какие-то грани своего «я»… Может, оттого и расстаюсь с картинами тяжело. Раньше это было легко и просто. Но со временем и неожиданным открытием собственного интереса к своим прошлым картинам через иной взгляд мне кажется, что не все они должны покидать «свой дом». Думаю, что каждая работа должна «отлежаться в тишине» и спустя какой-то период вновь быть увиденной и переосмысленной мною с учетом прожитого. Сегодня, через призму опыта признаюсь, что многие работы дают мне силу и уверенность в себе.

- Собственное «я», живущее в каждой работе и воплощенное в красках…

- Моя жизнь прочно связана с искусством. Первое специальное образование я получила в художественном училище им. А.Азимзаде, затем окончила факультет живописи Азербайджанского государственного института культуры и искусств, стала членом Союза художников Азербайджана. С 2000 года являюсь арт-директором ArtGroup. А в 2014 году начала преподавательскую деятельность в Академии художеств. Люблю работать маслом. Люблю черно-белую и цветную графику. Люблю работать на керамических поверхностях, на медных подносах и посуде. При этом далека от экспериментов в других жанрах. Не боюсь признавать, что воспринимаю акриловую краску как классового врага. Последнее время увлекаюсь философией искусства, миниатюрой. Пишу профильные статьи, а научные изыскания вылились в диссертацию на тему «Влияние морально-этического кодекса ислама на искусство мусульманских стран» - и наше в частности.

- Думаю, не погрешу против истины замечанием, что в искусстве каждый находит свой путь к цели.

- Начну с моих целей в искусстве. Какие-то чисто профессиональные, безусловно, есть. Но высшей целью художника может быть только желание получить силу и вдохновение для плодотворной работы. Более мелкие цели можно назвать просто планами на будущее. Не думаю, что открою тайну из тайн, сказав, что искусство - это работа. Духовная и физическая. При этом, дабы не сгореть в излишнем фанатизме, периодически творческое внутреннее состояние требует временных отходов от холста. Чтобы душа получила новое наполнение. Ведь опустошение без восполнения, выплеснутого в работах, чревато пустословием, убивающим глубинную суть искусства живописи. А если тебе нечего сказать, если ты высказался до конца, то зачем говорить? Что ты будешь транслировать своему зрителю? Банальности? Избитые истины в потрепанных фразах? Тогда это уже не искусство, а чистая коммерция, уводящая из сферы осознания и восприятия духовного в плоскость дизайнерского «пятна на стене». Но это уже не творческое воплощение в мыслеформы пропущенных через себя эмоций, а лишь суррогат, пусть даже и требующий некоего вдохновения.

- Так вдохновение - весьма капризная субстанция...

- Вдохновение - очень красивая и яркая птица, которую сложно поймать. Работа над картиной словно летит, на душе становится хорошо. Ты оглядываешься, чувствуя спиной чье-то присутствие. А она сидит за спиной… Откуда эта «птица» прилетает? Может, это связь с Всевышним? Может, еще какой-то скрытый канал? А может, это колодец, который ты годами копаешь?

- Кисть в роли «лопаты»...

- Талант и труд не без оснований считаются взаимосвязанными. Причем труд считают первичным. Верен ли такой взгляд? На мой взгляд, ответ находится вне плоскости моего права давать оценку. Мне кажется, это миссия.  И если ты работаешь, берешься за кисти, размешиваешь краски, проводишь время перед холстом, значит, этого требует Душа. Талант сам не дает себя в обиду.

- Вот только талант, бывает, подвергается критике…

- Художники плохо переносят критику. Это старый добрый факт! Но если тебе скажут то, что поможет в будущем не терять собственную нить? Думаю, это достойно благодарности. Мир искусства полон «камней». Как непосредственно на пути внутреннем - художественном, так и с внешней стороны - мнения других людей. И все бы хорошо, если критика конструктивна! Поэтому, как говорил Низами: «Великое творите в тиши».

- Низами? Интересная отсылка…

- Искусство относится к разряду духовного проявления человеческой личности. Низами Гянджеви не только художник слова. Но и ученый, философ. Пережитый опыт, багаж знаний и нравственные принципы необходимы и обязательны для творческой личности. Современные модернисты подчас относятся к искусству как к полету фантазии художника. Но это не совсем верный подход. Именно мировоззрение автора, его понятие красоты и его божественная сущность (душа) и являются основой для создания произведений искусства. Недаром издревле пошли понятия «божий дар», «божья искра», не потерявшие свое значение по сей день.

- Божественный промысел?

- Сила искусства настолько велика, что порой я просто не позволяю себе углубляться для ее детального понимания. Да и насколько необходимо это погружение в погоне за правом разложить ее на атомы. Потому принимаю эту силу, не задумываясь. Как данность… При этом, возможно, это магия и волшебство. Ведь когда-то искусство несло в себе сакральное наполнение. Древние греки очень внимательно относились к любой форме проявления творчества и считали его сильным орудием. Пифагор, например, «музыкой очищал смятенный ум учеников перед сном и после сна», легко изменял и приводил в противоположное состояние страсти души, облегчал страждущих от телесных недугов. Античный философ-неоплатоник Ямвлих в трактате «О Пифагоровой жизни» писал: «Все то, что совершает искусство, оно совершает в нашем теле и через наше тело».

- Но порой, глядя на то, что предлагают современные авторы, начинаешь беречь собственное психическое здоровье…

- Я бы не обобщала современное искусство. Оно разное. Очень богатое. Порой спорное. Так ведь искусство - реакция на происходящее на данном отрезке временного развития цивилизации. Мир, в котором нам отведено жить, предлагает иную эстетику. Да, человечество все так же восхищается произведениями эпохи Возрождения, но ведь в музеях наряду с ними уже не один десяток лет соседствуют импрессионисты и авангардисты. А они отражали поиски изобразительного выражения своего периода, которое какое-то время также не воспринималось обществом. Время доказало правильность или ошибочность художественных изысканий. Единственное, что я не люблю, так это фальшивое и гламурное благополучное искусство без тени поиска. Любой другой поиск возможен, по моему мнению. Творчество подразумевает постоянное сомнение, играющее роль двигателя для каждого отдельно взятого автора.

- Который, в свою очередь, должен понимать, что он часть общей картины?

- Искусство является глобальным и интернациональным средством коммуникации и всегда было ориентировано на универсальные ценности в процессе развития самосознания. Именно по этой причине можно найти схожие художественные произведения, являющиеся воплощением глобальных идей и этико-эстетических ценностей во всем мире. Еще одно доказательство универсальности искусства в том, что созданные одним поколением в любой части света произведения искусства воспринимаются любым из следующих поколений. Например, архитектурные памятники Мемара Синана, произведения Моцарта или да Винчи являются предметом восхищения людей без различия религий, языка, расы или и социального статуса.

- И так по кругу…

- Искусство развивается даже тогда, когда идет по кругу. Ведь для нас неизвестное, пришедшее к нам и рожденное до нас, - тоже открытие. Куда идет искусство? Вглубь и вверх? На север или юг? Все как всегда. Нет ничего нового под луной, как говаривал Экклезиаст. Мир, Земля, искусство не движутся куда-то в неизвестное. Планета миллионы лет крутится вокруг своей оси и вокруг Солнца… И обращено искусство, прежде всего, к людям. В сегодня и в завтра, опираясь на вчера. Не только к отдельному человеку, а к нему в общем контексте мирового общества. Как писал немецкий философ Гегель: «Искусство существует не для небольшого замкнутого круга, не для немногочисленных очень образованных людей, а в целом для всего народа».

- Особенно когда искусство начинает осваивать современные технологии…

- Если говорить о технологическом искусстве, то оно мне не кажется таким уж ужасным, как о нем предпочитают отзываться многие. Греки называли искусство и промышленность словом «техне». Великий художник Леонардо да Винчи работал в области технологий и его именем назван Национальный музей науки и техники в Милане, потому что благодаря его изысканиям сделано много открытий в области науки. Лорд Байрон был прекрасным музыкантом и математиком. Большинство великих людей добивались успеха, относясь к искусству и науке как к средству познания мира и самого себя. По-моему, лишь бы не нарушались понятия Красоты и Гармонии, а остальное имеет право на жизнь.

- Красота как спасение мира?

- Может ли красота спасти мир? Вопрос сложный на все времена. И потом каноны красоты меняются, время от времени представляя человечеству очередную «икону черт». Через художественные произведения легко проследить поиски идеальной красоты. Может ли искусство его спасти? Наверное. Мир не рухнул по сей день, значит, что-то не дает этому произойти. Может, его держит Моцарт? Или неизвестный художник, чье имя знает только Всевышний и ради него наш мир еще жив?

- Человек в роли посредника?

- Плутарх считал, что между людьми и богами находятся герои и гении. То есть роль художника-творца нужна обществу, чтобы приблизить его к Богу и самосовершенству. Это не в полной мере осознается людьми и не все понимают, что искусство - это лицо нации…

- Писать и объяснять таковое просто жизненно необходимо, используя любые площадки.

- Роль СМИ в продвижении художника и искусства в целом неоценима. Необходимо воспитывать массы и приучать их к искусству, помогать отличать истину от имитации, красоту от красивости, чистоту от грязи, плагиат от оригинала, душу от бездуховности. При этом желательно придерживаться этических норм, потому что нельзя не учитывать силу слова. Профессионализм и знание предмета просто необходимы, когда речь идет об искусстве. В возможности сделать имя тому, чье творчество - неприкрытый дилетантизм, упирающийся в необоснованные амбиции, и выдавать результат этого симбиоза за глубокое искусство неприемлемо! Вкус должно поднимать и обогащать. Идти на поводу толпы? Ведь аукнется однажды… Особенно сегодня, когда стать знаменитым легко, стоит лишь выстроить грамотный пиар. Но ведь всегда есть «а дальше что?».  И вместе с именем вчерашнего «гения» автор вчерашних панегириков в честь того попадает в непростую ситуацию. Где попытки прикрыться «я не искусствовед» оставляют пятно некомпетентности. Так мы подходим к понятию честности в искусстве (а СМИ тоже его часть), без которого оно теряет свою воспитательную роль.

- Сегодня общество «болеет» клиповым мышлением, требующим некоей формы упрощения.

- Упрощаться для людей не пробовала и незачем! Самодостаточность в лице даже ищущего художника, постоянно находящегося в попытках найти более совершенные формы выражения в творчестве, воспринимает таковое как утерю чего-то весьма важного, что сложно определить в словах. Это некая часть собственной божественной сущности, которая через работы транслируется в мир. Так что любая форма упрощения равна искажению меня самой как художника. Я придерживаюсь правила привнести красоту в этот мир - и это универсальная цель искусства.

- Прослеживая ваше творчество, нельзя не отметить, что оно перекликается с элементами миниатюрной живописи.

- И в этом есть правда. Особенно в последнее время я нахожусь под впечатлением нашего искусства миниатюры. Миниатюра - часть азербайджанской культуры, неотрывно связанная с мировой. Для меня это абсолютно ни с чем не сравнимый мир. Мистический. Полный тайн и находок. Увлекательный и увлекающий своей изобразительной философией. Ведь миниатюрная живопись не терпит суетливости. Здесь полное погружение в многочисленные детали. Миниатюра своего рода музыка восточной живописи. Мир, живущий по собственным законам и предоставляющий своему зрителю изначальную неторопливость познания особенностей огромного и неповторимого мира. И я не скрываю огромного желания постичь его до глубины.

- Вашему творчеству присущи не только разные направления, но и использование нетрадиционных поверхностей для живописи. Преподавание в академии. Словно нарочитое желание испытать свои силы.

- Это очень интересная проблема. Даже не так… вызов самой себе. Впрочем, таковое присуще не только мне, но и любому художнику. Выйти из зоны комфорта - необходимое и обязательное правило жизни. Ты нашел свой путь и по этой тропинке невероятно легко двигаться. Ведь эксплуатировать «работающую модель» можно практически бесконечно. Но нет гарантии того, что однажды окажется, что развитие себя как творческой личности утеряно за некоей условной благополучностью и мнимой востребованностью. Потому, избегая стагнации, надо всегда искать новые пути. Поэтому и стала возвращаться мыслями назад, к той самой развилке дорог. В момент, когда выбрана одна из них. Ревизия своего профессионального пути никому не мешает. Необходимый путь для художника - это постоянная смена направления. Конечно, тогда, когда ты сам поймешь, что время для изменений пришло…



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

125


Актуально