4 Мая 2024

Суббота, 20:19

ГОЛОД, КОТОРОГО НЕТ

После провала в Совбезе ООН у армянской пропаганды уже не получится с прежним рвением тиражировать стенания и вопли о «гуманитарной катастрофе»

Автор:

01.09.2023

Созванному по инициативе Армении экстренному заседанию Совета Безопасности ООН в планах Еревана отводилась очень важная роль. Согласно официальной версии, обсуждать предполагалось гуманитарную ситуацию, по поводу которой армагитпроп уже несколько месяцев льет слезы. Задумано все было, как казалось, наверняка: стенания и плач по поводу мифической «блокады Арцаха» продолжаются уже не один месяц. Мировое сообщество, включая профессиональных дипломатов, на слова «голод» и «гуманитарный кризис» реагирует на уровне инстинкта, а значит, полагали в Ереване, можно рассчитывать на принятие антиазербайджанского документа. Одно плохо: никаких реальных доказательств голода и гуманитарной катастрофы Армения предсказуемо представить не смогла. Но зато Азербайджан выложил на стол козыри, которых у него предостаточно. 

 

Армения начинает… и проигрывает

Прежде всего в Ереване не должны забывать, что ООН приняла Азербайджан в свои ряды в нынешних границах, и организация априори не может потребовать от суверенного государства превратить свои границы, признанные всем миром, в проходной двор. 

Во-вторых, Азербайджан уже не первый день предлагает доставлять гуманитарные грузы карабахским армянам по дороге Агдам-Ханкенди. Она короче, чем Герус-Лачин-Ханкенди, имеет большую пропускную способность и не представляет собой головокружительный горный серпантин. Но от такой логистики категорически отказывается именно армянская сторона.

Кроме того, Азербайджан неоднократно предлагал провести переговоры с представителями армянской общины Карабаха. Этих самых представителей приглашали в Баку, но они от встреч и переговоров решительно отказывались.

И, наконец, очень уж сильным оказался эффект, когда постоянный представитель Азербайджана в ООН Яшар Алиев в качестве кульминации начал демонстрировать скриншоты со страниц жителей Ханкенди в соцсетях - с пышными семейными торжествами, богато накрытыми столами, роскошными тортами и т.д. Это не оставило ни у кого сомнений по поводу «голода» в Карабахе. В результате заседание СБ ООН завершилось без принятия какого-либо документа. Формально - «боевая ничья». В реальности - оглушительный провал армянской дипломатии.

Это, возможно, не тот случай, когда «мир уже не будет прежним». Но то, что у армянской пропаганды уже не получится, как раньше, слезно взывать ко всем и кричать о «голоде», «гуманитарной катастрофе» и т.п., это понятно.

 

Запрограммированное поражение

А были ли вообще у Армении реальные шансы добиться успеха в СБ ООН? Эксперты, и не только азербайджанские, напоминают, что это та самая Армения, которая больше четверти века игнорировала четыре карабахские резолюции того самого Совета Безопасности ООН. И уже после разгрома в 44-дневной Отечественной войне Никол Пашинян вдруг заговорил о том, что данные резолюции - это, оказывается, серьезный документ. При этом Армения попыталась инициировать дискуссию на фоне раскола между постоянными членами того самого Совбеза. Выходить в ООН, не имея на руках реальных доказательств, - верх самонадеянности.

 

Тогда почему? 

Умение трезво оценить расклад сил на дипломатической арене - явно не самая сильная сторона Еревана. Местный политикум пребывает в полной уверенности, будто цивилизованный, а точнее христианский мир несет особые обязательства перед «многострадальной» Арменией. Что он просто обязан в любом случае и любой ценой защищать, прежде всего, ее интересы. К тому, что и России, и США, и Великобритании сегодня не до армянских капризов, в ведомстве Арарата Мирзояна оказались просто не готовы. Возможно, экстренное заседание СБ ООН для армянской дипломатии в определенном смысле было актом отчаяния.

 

Сильный ход

Теперь же Баку сделал новый сильный ход. Азербайджанское Общество Красного Полумесяца (АОКП) направило в зону временного размещения российского миротворческого контингента фуры с 40 тоннами муки по дороге Агдам-Ханкенди. Это, напомним, та дорога, по которой предлагает поставлять грузы в Карабах Азербайджан и которую сами сепаратисты перекрыли еще в те времена, когда в их «правительстве» пост «госминистра» занимал Рубен Варданян. АОКП, таким образом, поставило сепаратистов практически в безвыходное положение. Принять груз после своего оглушительного провала в Совбезе означает подписать политическую капитуляцию и отказаться от игр в «миацум». Не принять - самый надежный способ обнулить все собственные вопли о «блокаде», «гуманитарной катастрофе», «дефиците хлеба» и т.д. Потому как по-настоящему голодающие не будут перекрывать дорогу для колонны с продовольствием только потому, что их не устраивает маршрут доставки.

 

«Гуманитарная катастрофа» пишем, «статус» в уме 

Очень верно отражает происходящее пост в Facebook российской журналистки Елены Романовой: «Блокада - это когда пулеметчики по периметру и выехать нельзя. А когда вы морите своих детей, если можно получать продовольствие из Азербайджана, - это не блокада, это спектакль». Суть в том, что гуманитарная ситуация, статус и прочие душещипательные штампы армянскую верхушку интересуют в последнюю очередь. Ныть и стенать о «блокаде» сепаратисты в Карабахе начали еще минувшей зимой, когда на дороге Лачин-Ханкенди у города Шуша появился пикет экоактивистов. О мнимых голоде, гуманитарной катастрофе и т.д. пытались говорить на всех уровнях уже тогда. После появления же пограничного контрольно-пропускного пункта (ПКПП) «Лачин» на мосту через реку Хакяри эта истерия достигла своего пика. 

Между тем появлению и пикета, и ПКПП предшествовали определенные события. При разминировании в Карабахе выявляли мины, произведенные в Армении в 2021 году. Cюда привозили армянских призывников, а также профессиональных террористов вроде Вовы Вартанова, в Ханкенди побывала целая группа военных инструкторов из Ирана, границу незаконно пересекла даже кандидат в президенты Франции мадам Валери Пекресс. Азербайджан регулярно обращал внимание мирового сообщества, прежде всего посредников и модераторов мирного процесса, на нецелевое использование Лачинской дороги. В Баку настаивали на принятии мер. Но реакции так и не дождались. И тогда пришлось действовать самим. 

Не последнюю роль здесь сыграла также попытка небезызвестного Рубена Варданяна возобновить работу рудников «Гызылбулаг» и «Демирли». Мириться с грабежом собственных недр в Азербайджане не желали и не собирались. 

И самое главное, в нарушение всех договоренностей, а также трехстороннего Заявления от 10 ноября 2020 года в зоне временного размещения российских миротворцев по-прежнему находится группировка Вооруженных сил Армении численностью до 10 000 стволов. Никаких попыток вывести или разоружить ее российские миротворцы не предпринимают. Хотя в трехстороннем Заявлении прямо указывается: «Миротворческий контингент Российской Федерации развертывается параллельно с выводом армянских вооруженных сил». 

Терпеть на своей территории «тикающую бомбу» ни одно государство в мире не согласится.

Признаться, что «мы хотим иметь возможность провозить в Карабах мины, оружие и боевиков, а обратно везти золотоносную руду», в Ереване, естественно, не могут. Поэтому все облекается в слезливые жалобы о блокаде, «тяжелейшем гуманитарном кризисе» и т.д. и т.п. Программа-минимум здесь - возродить на дороге Лачин-Ханкенди режим «проходного двора». Программа-максимум - заполучить некое международное присутствие и международные гарантии безопасности для армян Карабаха уже не от России и на срок более длительный, чем 2025 год. А там, если получится, говорить об «отделении ради спасения». Именно поэтому в Ереване и Ханкенди категорически отказываются обсуждать любую конкретику по вопросу доставки гуманитарных грузов. 

Примерно так же армянская верхушка вела себя 35 лет назад - на заре претензий на Карабах. На публику говорили о каких-то социально-экономических проблемах, ущемлении прав армян, школах, книгах и т.д. А на практике отказывались обсуждать что-либо, кроме отделения от Азербайджана и «воссоединения» с Арменией.  

Сегодня свое привычное политическое мошенничество Армения пытается разыграть уже при другом раскладе сил. Границы и территориальная целостность - это серьезно. Фразу «государство начинается с границ» тоже придумали не зря. Контролировать и охранять свои границы, осуществлять пограничный и таможенный контроль - это суверенное право любого государства. А значит, лучше не пытаться «подвинуть» азербайджанский ПКПП в Лачине, а поторопиться договориться с Баку, где предлагают реинтеграцию, гарантии прав, развитие социальной сферы и госинвестиции.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

62


Актуально