19 Декабря 2024

Четверг, 12:16

«НАС С ВАМИ ЖДУТ БОЛЬШИЕ ДЕЛА!»

Кинорежиссер Шамиль АЛИЕВ считает, что в киноиндустрии Азербайджана пришло время работать, творить и думать по-новому, на перспективу

Автор:

01.11.2023

У нашего собеседника режиссера Шамиля АЛИЕВА сложилась успешная творческая карьера. А в этом году создатель кинолент и документальных фильмов - победителей многочисленных международных кинофестивалей возглавил Комиссию по выдвижению азербайджанских картин на премию Американской киноакадемии «Оскар». Несмотря на свои личные достижения и награды, Шамиль Алиев переживает о судьбе отечественной киноиндустрии. По его мнению, у азербайджанского кинематографа есть все для успеха.  

- Вам грех жаловаться на свою кинематографическую судьбу: это и конкурсные награды, и международное признание. Вместе с тем люди, вовлеченные в искусство, говорят, что с кино в Азербайджане все непросто. Как вам удалось стать успешным режиссером в такой неоднозначной ситуации?

- Я вынужден согласиться с теми, кто так говорит. В этом есть доля правды. Мне посчастливилось, я именно тот режиссер, фильмы которого два раза были в длинном списке претендентов на премию «Оскар» от Азербайджана. Также впервые мы приняли участие с документальным фильмом, хотя все привыкли к художественным лентам. В прошлом году мой документальный фильм «Созидатели» попал в список претендентов на «Оскар». Теперь о грустном. С 2012 года моим последним художественным фильмом был «Степняк». После этого я долго ничего не снимал. И только в 2018 году появился документальный фильм «Архитектор», а в 2020-м - «Созидатели». Вот и посчитайте: девять лет я ничего не снимал, не мог продвинуть свой проект.

- По какой причине?

- Благодаря предыдущему составу Минкультуры. Это только кажется, что в данной области не может твориться беззаконие. И это сказалось на нашей деятельности совершенно естественным образом. В 2014 году я подал заявку в министерство на полнометражный художественный фильм «Халы» («Ковер»). Казалось бы, тема, приоритетная для Азербайджана. В свое время благодаря усилиям нашего Первого вице-президента Мехрибан ханым Алиевой азербайджанский ковер был утвержден ЮНЕСКО в качестве национального материально-культурного наследия. Было много противников, но она смогла это сделать! Так получилось, что такая важная тема, как азербайджанский ковер, не имела своего киновоплощения. А ведь именно такой проект необходимо было запустить в производство. Это имя Азербайджана. Ситуация дошла до критической точки, три наших фильма чуть не оказались на полке.

- Как можно объяснить сложившуюся тогда ситуацию?

- Не могу утверждать, но может быть все что угодно: от непрофессионализма до... Поэтому, исходя из сказанного, да, ситуация была непростой. Была!

- Однако на этом фоне вам все же удалось представлять свои работы на международных кинофестивалях.

- Да, грех жаловаться. Но «Халы» я не могу снимать. До этого был проект «Архаичные мотивы», который затем переименовали в «Гыз галасы» («Девичья башня»). Его тоже должны были запустить в производство, но затормозили. Слава Богу, что в министерстве сейчас новый состав. Создано Агентство кино Азербайджанской Республики - очень надеюсь, что процесс сдвинется с мертвой точки. Во всяком случае, мы подали заявку на «Халы», есть поддержка, и не только со стороны Минкультуры.

Дело в том, что в 2009 году я уже снял документальную ленту «Азербайджанский ковер» по заказу Фонда Гейдара Алиева. Этот очень удачный проект курировала лично Мехрибан ханым Алиева. Наша первая леди выступала в защиту азербайджанского ковра, и этот фильм сопровождал ее слова в качестве видеоряда. «Азербайджанский ковер» участвовал во многих кинофестивалях, был даже внесен в список Short Film Corner в Каннах.

- А что с полным метром?

- В 2012 году, как я уже говорил, был снят «Степняк». У него удачная биография: фильм участвовал в более чем 150 кинофестивалях, получил около ста премий и наград. Два раза «Степняк» участвовал в фестивалях категории «А» как «Лучший фильм»: в Таллинне («Темные ночи») и в Каире. В Каире было представлено всего 12 фильмов, наш «Степняк» был среди них. В 2014  году был готов сценарий «Халы», но уже восемь лет мы не можем приступить к съемкам. И он, и «Гыз галасы» - художественные полнометражные проекты. Поэтому все наши усилия посвящены тому, чтобы их реализовать.

- Шамиль муаллим, что легче реализовать: проект по своей творческой инициативе или который, что называется, «по заказу»?

- Дело в том, что в новосозданном агентстве существуют три категории проектов: «государственный заказ», «коммерческий заказ» и «произведение искусства». Мы подали сценарий на конкурс, и если его пройдем, то сможем рассчитывать на то, что Минкультуры выделит часть средств на его производство. Остальные деньги должны найти мы сами. Бюджет - около миллиона манатов, и уже есть наметки, позволяющие рассчитывать на конкретную помощь.

- Сложно ли найти деньги под кинопроект? То есть невероятно трудно, очень трудно или просто трудно?

- Очень трудно, и я объясню почему. На коммерческий проект стоимостью 100-120 тыс. манатов найти средства не очень трудно. Будем откровенны, подобные проекты не несут особой глубины и смысловой нагрузки, это исключительно развлекательный контент. И такого рода продукция должна окупаться и даже приносить деньги. Под произведения искусства, которые заточены на культуру, историю, найти средства значительно сложнее. Многое зависит от киносреды. Вы поймите, наша киноиндустрия еще до конца не сформировалась. Когда-то «Азербайджанфильм» был частью советской киноиндустрии, она развалилась. Каким-то образом в России смогли сохранить ту базу, которая у них осталась после развала Союза. Мы же должны были создавать все заново. Да, мы старались, но киноиндустрия - это очень широкий спектр производства. В развитой индустрии должны находить воплощение абсолютно все жанры кинематографа. Слава Богу, мы победили, вернули наши земли. И сейчас пришло время, чтобы мы уже по-новому начали работать, творить, думать на перспективу. В ведомство пришел новый министр - Адиль Керимли. Он начал с важных и нужных дел в культуре, кинематографии.    

- Нужны ли в новых условиях творческие союзы кинематографистов?

- Если правильно работать, то нужны. Это, безусловно, устаревшие модели, но при правильном подходе, если их переориентировать на поддержку творческих проектов, встречи, дебаты, обсуждения новых идей, конференции и мастер-классы, то такие объединения даже полезны. Просто мир меняется, нужно не только совершенствовать оболочку - у нас целых два союза, которые собираются не только объединять, но и реформировать внутреннее содержание, то есть мышление. И независимому Азербайджану надо помогать, в том числе и творческим союзам, чтобы развивать наше киноискусство, а не подыгрывать чуждым интересам. Нас с вами ждут большие дела!

- Меня заинтересовала градация проектов в Агентстве кино. Можно ли, чисто гипотетически, задумывая коммерческий проект, получить в итоге произведение искусства?

- Это невозможно.

- Почему? Тема не та или?..

- Подход иной. Плохой или хорошей темы не бывает! Я бы переиначил ваш вопрос: можно ли, снимая произведение искусства или госзаказ, получить коммерческий успех? Это возможно. Но к некоммерческим проектам другие требования, и они не обязаны окупаться. Данная категория служит интересам государства, во главу угла поставлены совершенно другие цели. И еще дело в том, что создатели коммерческого продукта не ставят перед собой таких задач.

- Каких именно?

- Создание произведения искусства.

- Или хотя бы высокопрофессионального произведения...

- Высокий профессионализм должен быть обязательным условием во всех трех случаях, это даже не обсуждается. А для этого необходимы кадры и индустрия. Сколько сейчас в прокате азербайджанских фильмов? Не больше 5%. В последнее время, правда, их стало больше, но все равно этого недостаточно. А одно из требований к индустрии - это прокат. Должно быть 55% отечественного кино, а остальные 45% - зарубежное. 

Если мы примем закон о том, что в прокате не может быть более 15% иностранного кино, то есть искусственно создадим преграду, кинотеатры просто не выживут. У нас и с дубляжом проблемы. Многие фильмы идут в русской озвучке. Субтитры на азербайджанском языке - это не выход из положения. Человек пришел кино смотреть или субтитры читать?

В свое время азербайджанский дубляж был на высоком уровне. Я хотел бы рассказать один случай. Очень давно в Советском Союзе сняли фильм «Король Лир» по Шекспиру. Режиссер был Григорий Козинцев. Главного героя в исполнении Юри Ярвета озвучивал Зиновий Гердт. У нас эту роль озвучил ныне покойный Семендер Рзаев. Гений! Такие актеры даже в мировом масштабе встречаются довольно редко. Знаете, в каком возрасте он озвучивал короля Лира? В 26 лет! Режиссером дубляжа тогда был Алисаттар Атакишиев, тоже без всякого преувеличения гениальный режиссер. И вот он направил своего ассистента к Адилю Искендерову, тогдашнему директору киностудии, чтобы тот разрешил озвучить короля Лира Семендеру Рзаеву. Целый месяц пришлось уговаривать директора, чтобы он позволил 26-летнему актеру озвучить этот знаковый в мировой драматургии персонаж. Наконец Адиль Искендеров сдался и распорядился сделать пробную запись, чтобы проверить, как справится молодой актер. Не буду мучить вас подробностями, скажу только, что Рзаев очень легкомысленно подошел к этому - пришел в студию совершенно неподготовленным. Текст, который ему предварительно дали, он то ли потерял, то ли забыл дома. Прямо в студии ему заново выдали текст, он пару раз его прочел и с ходу, с первого дубля записал свой фрагмент. Гений! На фестивале дубляжных фильмов со всего Союза, проходившем в Москве, именно эта работа заняла первое место. Зиновий Гердт, который принимал участие в работе фестиваля, высказал тогда предположение, что пожилой, по мнению Гердта, актер, озвучивавший короля Лира на азербайджанском языке, готовился к этому не меньше года. Ему ответили, что он вообще не готовился, записывал с ходу и ему всего 26 лет. Актер-самородок. Имея такие традиции, надо снова создавать дубляжную школу, ведь у нас есть очень талантливые актеры.  

  - Каждое время диктует свои темы. Были периоды, когда людей нужно было развлекать или наоборот - озадачивать какими-то идеями. Существует в конце концов мода, есть и общечеловеческие проблемы. Какие темы сейчас являются востребованными? О чем нужно снимать и что бы вам самому хотелось снять?

-  После обретения Азербайджаном независимости на плечи художников легла огромная ответственность. Для формирования нового мышления, для осознания этой независимости можно ли снимать фильмы, в которых азербайджанское общество будет показано в искаженном виде? И что это будет? Неверие в себя. Если ребенку с детства внушать, что он непутевый, неуч, кто вырастет из такого ребенка? Мы должны создать правдивый образ народа, в котором есть таланты, целеустремленные люди, хороший юмор, великое искусство. Но есть, к сожалению, и такие режиссеры, которые пытаются через кинематограф решать свои личные проблемы.

- Вы считаете, что художник должен быть отстраненным? 

- Нет, ни в коем случае. Но он не должен с помощью искусства лечить свои комплексы. Нельзя демонстрировать свою ущербность или мстить кому-то - родителям, детям через произведение искусства. Тем более за счет государства, прикрываясь творческой свободой.

- Тогда что диктует время?

- Не только у нас, во всем мире через либерализм насаждается уход от корневой системы. Под видом глобализации... Кстати, «Степняк» именно этому и посвящен. Перед каждым художником должно быть четкое понимание, что он хочет сказать зрителю. Вечные или сиюминутные идеи или задачи, воплощенные в конкретном произведении. Я сиюминутными делами не занимаюсь. Тем, что актуально в течение одного года, да и то - максимум. То есть через год эта тема будет никому не интересна. «Степняк» до сих пор участвует в международных фестивалях, потому что тема актуальная, вечная. К примеру, когда проводился престижный международный кинофестиваль в Мангейме и Гейдельберге (Internationales Film Festival Mannheim-Heidelberg), куда меня пригласили, организаторы прочитали, что в фильме поднимаются тема глобализации и то, насколько она приемлема или нет для мирового сообщества. Да, события фильма разворачиваются в Азербайджане, но эта тема волнует и меня. Так как этот процесс происходит во всем мире, значит, касается и нас. Более того, глобализация идет с большим натиском, против нее, что называется, не попрешь. Ни один народ не в силах противостоять ей, но и идти на поводу этого процесса тоже гибельно. Потому что, не осознав свою корневую систему, народ превращается в биомассу с потребительской философией. Так многие народы теряют свою самобытность, свои корни.

- Не считаете ли вы, что когда-то Советский Союз тоже в каком-то смысле унифицировал самобытность многих народов?

- Поэтому он приказал долго жить. Так вот, возвращаясь к фестивалю в Германии. Сторонники глобализации, ознакомившись с основным посылом моего фильма, пришли со мной познакомиться. После показа, по традиции, должна была состояться встреча режиссера со зрителями. И вот в ходе диалога мне задали вопрос, почему я против глобализации. Мол, благодаря ей я и оказался на фестивале. Я ответил, что им не надо переоценивать свою роль и влияние. Да, я здесь, но как азербайджанец, которого интересует самобытность своего народа. В фильме открытый финал, я не даю окончательного ответа.

- Согласитесь, общечеловеческие ценности - это те универсальные темы, которые понятны людям во всем мире. Вам не приходится объяснять, почему тот или иной персонаж поступил так, а не иначе.

- Да, безусловно. К примеру, у великого шведского режиссера Эрнста Ингмара Бергмана были очень сложные взаимоотношения со своим отцом, который, кстати, был священнослужителем. И режиссер в каждом своем фильме касался этой темы, но не мстил отцу, а пытался разобраться. Это же вечная тема, священник и художник, история противостояния. 

- А какие вечные темы актуальны сейчас?

- Ну, например, социальные, семейные проблемы. Или послевоенный период. Да, война закончилась, но отголоски будут слышны еще долго. Это трагедия, и она коснулась очень многих.

- А может ли великая тема «вытянуть» фильм посредственного режиссера?

- Нет, конечно. Он испортит и фильм, и тему. Посмотрите мою картину «Случайная встреча» с Фуадом Поладовым - очень поучительный фильм на тему любви и родины. Первый приз эта лента привезла из США, вся Европа по ней с ума сходила.

- И напоследок: как вы относитесь к сериалам?

- Это очень важная часть кинематографа. Ее нельзя недооценивать. Во всем мире снимают сериалы в самых разных жанрах, к производству подходят очень серьезно и ответственно. У нас этот сегмент развит слабо. Обратите внимание, на какие темы снимают сериалы в России. Это детективы, исторические события, войны, выдающиеся личности. И на хорошем уровне. И идеологическую подоплеку сохраняют, и сам процесс хорошо обеспечивают. Сериал - это большая драматургия и недешевый съемочный процесс.

- Спасибо за беседу.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

117


Актуально