7 Мая 2024

Вторник, 20:08

БОЛЬШОЙ КОНЦЕРТ ВОЛШЕБНЫХ ЗВУКОВ

Умай ГАСЫМЗАДЕ: «Было бы очень скучным и предсказуемым заранее знать, куда ведет наш путь»

Автор:

01.12.2023

Умай Гасымзаде - молодая пианистка, исполнитель современной модернистской, постмодернистской, неоромантической и плюралистической музыки, написанной в XX-XXI веках. Умай также исполняет произведения современных азербайджанских композиторов. Повторяющиеся текстуры, техника тонов, тотальный сериализм - манера и стиль написания произведений современной классической музыки. Все это открыло для Умай новый мир для проявления своего творческого потенциала. Молодая пианистка защитила также докторскую диссертацию, посвященную развитию современной азербайджанской музыки. Ее работа была признана лучшей диссертацией года в Bowling Green State University (США). 

- Современная музыка. Почему именно это направление?  

- Обучаясь в Азербайджанской государственной музыкальной академии в классе профессора Адели Векиловой, я впервые начала исполнять  произведения наших молодых современных композиторов, в числе которых и мой брат Туркар Гасымзаде. Благодаря ему я получила правильное направление и определила свой творческий путь. Окончив консерваторию в 2011 году, через год поехала в Норвегию, где изучала исполнительское искусство в классе Эйнара Роттингена в Музыкальной академии имени Грига при Университете Бергена. В Норвегии я открыла для себя новую страницу современной музыки, узнала новые имена композиторов, работы которых не могли не вдохновлять. Особо меня привлекли творения Джорджа Крама. Этот американский композитор отличается своеобразной музыкальной грамотой и техникой исполнения. Его произведение «Макрокосмос» является визитной карточкой мировой современной музыки. 

- Каким вы открыли для себя мир музыки в США, куда отправились после завершения учебы в Норвегии? 

- Частые выступления на концертах и фестивалях в Норвегии стали для меня бесценным опытом, но чтобы стать профессионалом, необходимо было совершенствовать свои знания и навыки. К сожалению, современная музыка преподается не в каждой стране. И я приняла решение переехать в Нью-Йорк. Здесь я получила второе образование магистра. Манхэттенская музыкальная школа, где я изучала современную музыку, стала новым этапом в моем творчестве. Здесь во время обучения мы работали над сложнейшими программами. Я научилась читать ноты с максимальной скоростью, стала более внимательна к самым мелким деталям, которые в итоге создавали картину произведения. Затем было принято решение получить докторскую степень. Я обратилась в университет Bowling Green State University в штате Огайо и спустя время получила оповещение, что меня выбрали из двух кандидатов. 

- Как известно, ваша научная работа была признана лучшей диссертацией года в Bowling Green State University...

 - Да. Тема моей научной работы была посвящена разбору фортепианных произведений трех азербайджанских компазиторов Саида Гани, Туркара Гасымзаде, Тахира Ибишова. Несмотря на то, что они пишут в одном направлении, стиль каждого из них отличается. Эти композиторы чтят национальные истоки, они глубоко изучили каноны традиционной азербайджанской музыки, но тем не менее их музыка не повторяет то, что было создано на протяжении веков в нашей стране. Их композиционное мышление находится под влиянием азербайджанских национальных музыкальных традиций и умело сочетает в себе современные музыкальные принципы западного музыкального канона. Для меня было неожиданным услышать новость, что моя диссертация была признана лучшей работой года в Bowling Green State University. После этого события многие заинтересовались нашей национальной музыкой. К сожалению, за рубежом сложился стереотип, что в странах Востока пишется только экзотическая, ориентальная музыка. Их очень удивляет, что у нас немало композиторов, которые могут внести свой вклад в современную мировую музыку. 

- Еще одной хорошей новостью стало ваше сотрудничество с лейблом Форума американских композиторов (American Composers Forum) Innova Recordings. Ваш альбом среди 15 проектов из разных стран мира, вошедших в список Spring National Call, был выбран как самый лучший...

- Это была еще одна важная и приятная весть! Проживая в США, я создала записи современных азербайджанских композиторов, о которых писала в своей диссертации. Этот альбом я загрузила на платформу bandcamp и отправила американской звукозаписывающей компании Innova Recordings, которая как раз объявила программу для исполнителей. Мне посчастливилось, что среди участников из разных стран мира они выбрали именно мои записи. Недавно встретилась с ними. Теперь мой альбом будет размещен в топах Spotify и Apple music и распространяться на других платформах в 2024 году. Это, с одной стороны, широкая пропаганда азербайджанской музыки по всему миру, а с другой - возможность получить отзывы от лучших мировых критиков. Мой альбом теперь отправится «в путешествие» по digital-миру.  

- По каким категориям проходил выбор победителей и почему именно ваш альбом привлек внимание лейбла?

- В альбоме представлены фортепианные пьесы Аяза Гамбарли, Тахира Ибишова, Саида Гани, Туркара Гасымзаде, Эльмира Мирзоева. По мнению Innova Recordings, их композиционное мышление заслуживает особого внимания. Эти композиторы охватывают в своих произведениях различные современные музыкальные направления западного канона, которые не интерпретируются как «ориентализм», хотя в их работах и прослеживается влияние азербайджанской национальной музыкальной традиции. В их музыке не наблюдается имитация или прямое цитирование народной, традиционной музыки Азербайджана.

- Это действительно большое достижение! Как вы считаете, является ли успех доказательством того, что вы на верном пути?

- Успех - это результат наших усилий. Мы живем в мире, где на одном таланте далеко не уедешь. Поэтому ты должен находиться в постоянном поиске, записывать свои работы, налаживать контакты, заявлять о себе миру. Только так можно расти и развиваться в современном мире. 

- Современная музыка отличается своеобразным стилем и манерой исполнения, не сразу понятной слушателю импровизацией. Чем же она вас привлекла?

- Мы живем в XXI веке, где формируются новые реалии. Мне хочется идти в ногу со временем, быть в тандеме с потребностями сегодняшнего дня, но при этом отдавая дань своим истокам. 

- Ну, скептическое отношение к современному изобразительному искусству известно. Что насчет современной музыки?

- Современная музыка - это не новшество. Оно включает в себя серийную, электроакустическую, спектральную, атональную и другую музыку. Стиль тоже многообразный. Некоторые музыканты весьма критично относятся к современной музыке. Порой слышу от них: «То, что ты играешь, - не музыка!» - так грубо они выражают свое мнение. Другие, напротив, считают, что надо быть высоким интеллектуалом, чтобы понимать современную музыку, так как стиль ее исполнения весьма многогранен. А что значит понимать музыку? Складывается впечатление, что понимать музыку - это слушать что-то привычное. 

- А как в Азербайджане?  

- Здесь интерес к современной музыке, безусловно, растет. К примеру, каждый месяц в столице проходят концерты оркестра современной музыки Cadenza. На ежемесячных концертах помимо классической исполняются лучшие образцы современной музыки. Еще одной отличительной чертой этих концертов является то, что перед исполнением дается небольшая информация об авторе и произведении. Таким образом зритель готовится к их восприятию. Приятно видеть, как с каждым концертом растет число наших слушателей. В мае этого года оркестр Cadenza также организовал Фестиваль современной музыки. Это было большое событие в академической музыкальной жизни.

- И во время концертов исполнитель находится в контакте с композитором…

- Да, все верно. Ведь у тебя нет шанса побеседовать и получить направление от Баха, а вот в нашем случае с этим легко (смеется). Моя главная цель как исполнителя заключается в верном донесении до зрителя мысли автора. Важно понять, что вложил автор в свое сочинение. Общаясь с композитором, ты получаешь возможность впитать его дух, понять его идею, философию, а затем раскрыть этот мир зрителю.  Но тут есть один важный нюанс. Исполнитель является связующим звеном и носителем идеи, заложенной композитором в музыкальное произведение. Выполняя эту обязанность, он должен сосредоточиться не на дополнительных ролях, а на своей передающей функции. Бывают моменты, что вы приходите к какому-то решению совместно с автором произведения.  Порой они меняют или добавляют какой-то элемент, полагаясь на мое видение. Процесс общения с композиторами весьма увлекателен.

- Часто ли вы обращаетесь к произведениям вашего брата Туркара Гасымзаде? По вашим словам, он является вашим творческим путеводителем. 

- Мой брат очень требователен ко мне. Но мне повезло, что я всегда слушала и играла его музыку, поэтому мне легко воспринимать ее. Часто во время видеозвонка играла для него. Он внимательно слушал, делал при необходимости поправки. Он знает, как нужно меня направлять, знает мои сильные и слабые стороны, знает мои предпочтения. Он может, одним словом, полностью изменить мою интерпретацию его произведения. 

- И как был заключен этот творческий союз?

- Мне кажется, это был естественный процесс, и благодаря этому я себя считаю удачливой. 

- Между тем вы оба выбрали профессию музыканта. Вас направляли или это был личный выбор каждого?

- Все сложилось само по себе. Мы живем в здании Союза писателей Азербайджана. По соседству с ним находилось здание Союза композиторов, где жил профессор Хайям Мирзазаде, который и обучал моего брата музыке. Помимо этого наш отец окончил класс тара в музыкальной школе. Наше детство прошло под отцовское исполнение на таре. Уже в детские годы я обнаружила в себе чуткость к звукам. К примеру, нажимала на клавишу пианино и наблюдала, как менялся окрас ноты на протяжении всего звучания, плавно растворяясь в воздухе. Я любила прислушиваться ко всему, что меня окружает. Бывало, что придут к нам гости и часами напролет обсуждают что-то едва понятное мне. Но мне было интересно не то, о чем говорят, а как говорят. Звуки голоса, шум беседы, спадающий и поднимающийся тон речи, смех: все это превращалось в некую мелодию, которую я любила слушать. Но заниматься музыкой на профессиональной основе было только нашим самостоятельным решением. 

- Несомненно, в зависимости от ситуации, в которой вы находились, «мелодия звуков» менялась. Какие же звуки близки вашему духу?

- Интересный вопрос. Звуки голосов моих родных. Живя за рубежом, я поняла свою привязанность к близким и друзьям, а также к городу, где выросла. Каждый раз находила повод, чтобы вернуться сюда. 

- Как же вы опишете звуки города Баку?

- Это контраст звуков большого города с атмосферой Ичери шехер. Все это создает уникальную гармонию Баку.

- Как планируете развиваться дальше? 

- У меня сложились контакты со многими местными композиторами. Мы готовим интересные концерты, я играю в составе оркестра Cadenza,  художественным руководителем которого является Туркар. Конечно, очень важно посещать разные страны, гастролировать, принимать участие в международных фестивалях. Сейчас очень популярны онлайн-фестивали. В 2020 году я впервые попробовала себя в американском фестивале Contemporary performance competition, который проводился онлайн в Италии во время пандемии, и стала победителем конкурса исполнителей современной музыки.  Для меня лично удивительным опытом стало проведение онлайн-концерта. Открыла для себя уникальную возможность одновременно исполнять и читать комментарии слушателей сразу после концерта. Они выражали свое мнение относительно каждого произведения. Я могла понять, что чувствуют мои слушатели. На живых концертах ты играешь, слышишь аплодисменты, но что почувствовал зритель в какой-то определенный момент, остается загадкой. Есть и отрицательные стороны. К примеру, во время онлайн-концертов трудно получить энергетику зрительного зала, понять масштаб концерта.

- Каждый этап в жизни влияет на наше формирование и становление. После каких концертов вы почувствовали, что покинули зал совершенно другим человеком?

- Каждое выступление и выход к зрителям для меня большая ответственность. Но два концерта оставили в моей памяти неизгладимый след. Первый проходил в Кирхе. Тогда я училась в 9-м классе у Ханым Магеррамовой в музыкальной школе имени Бюль-Бюля.  Я играла Прокофьева  с Азербайджанским государственным симфоническим оркестром под руководством Рауфа Абдуллаева, будучи юной школьницей. Второй концерт проходил в Manhattan School of Music, университете, в котором я получила магистерскую степень. Здесь я  исполнила произведения Эллиотта Картера Tripple Duo совместно с Tactus Contemporary Ensemble, что  сильно повлияло на мое внутреннее становление. После концерта ко мне подошел педагог и сказал: «После этого выступления считай, что ты вдруг неожиданно оказалась на вершине высокой горы и теперь находишься там». 

- Вы смогли сформировать для себя представление о вершине горы, на которую поднимаетесь? Что там вас ждет?

- Было бы очень скучным и предсказуемым заранее знать, куда ведет наш путь. Я хочу продолжать свой путь с глубокой благодарностью к Аллаху.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

43


Актуально