2 Мая 2024

Четверг, 12:23

ДРЕЙФ С ПОСЛЕДСТВИЯМИ

Армения превратилась в объект противоборства глобальных и региональных центров силы

Автор:

01.12.2023

Одним из существенных проявлений текущей южнокавказской геополитики выступает стремление Запада установить свой контроль над регионом. С этой целью США и Евросоюз откровенно заигрывают с Арменией, используя ее как орудие в реализации своих планов, подталкивая к переходу на орбиту западного влияния.

 

Форпост бросает Россию?

Дрейф Армении на Запад регулярно подтверждается выражением ее правительством недовольства ОДКБ и Россией. Премьер-министр Никол Пашинян и его окружение постоянно ссылаются на то, что ОДКБ, дескать, не помогла Армении в противостоянии с Азербайджаном. Что следует понимать так, что Армения ожидала от своих союзников по данной организации, прежде всего от России, содействия в продолжении оккупации азербайджанских территорий. Оккупации, конец которой положила Победа Азербайджана в 44-дневной войне 2020 года.

Еще в ноябре 2022 года Армения не стала подписывать совместную декларацию Совета коллективной безопасности ОДКБ из-за того, что в ней, видите ли, отсутствовала политическая оценка «агрессии Азербайджана». В самом же начале 2023 года Армения отказалась проводить на своей территории запланированные ранее учения ОДКБ, а вскоре не стала использовать свою квоту заместителя генсека и отозвала представителя страны при организации.

Ажиотаж вокруг участия Армении в ОДКБ усилился после проведенной Азербайджаном антитеррористической операции 19 сентября 2023 года, ознаменовавшейся восстановлением его суверенитета на всей территории освобожденного Карабаха. Премьер Армении Никол Пашинян, глава МИД Арарат Мирзоян, министр обороны Сурен Папикян, а также спикер парламента Ален Симонян отказались участвовать в состоявшемся в Минске 23 ноября саммите ОДКБ и сопутствующих ему других мероприятиях. Причем, как сообщил накануне саммита генсек ОДКБ Имангали Тасмагамбетов, официальный Ереван попросил партнеров по организации снять с повестки документ о совместных мерах по оказанию помощи Армении.

Означает ли «обида» Еревана, что он готов реально покинуть ОДКБ и полностью свернуть свое союзничество с Россией, что непременно должно включать в себя также вывод с армянской территории российской военной базы и прекращение Пограничными войсками РФ охраны границ Республики Армения?

Вскоре после своего отказа участвовать в Минском саммите Пашинян заявил, что не готовит почву для выхода Армении из ОДКБ, поскольку она, эта почва, «либо есть, либо нет». Просто «мы даем время для размышлений и нам, и ОДКБ», - подчеркнул Пашинян, подтвердив в то же время, что Армения решила диверсифицировать свои отношения с внешними игроками в области безопасности.

Подобная неопределенность сохраняется и вокруг участия Армении в СНГ. В октябре нынешнего года армянский премьер отказался приехать в Бишкек на заседания Совета глав правительств стран СНГ и Евразийского межправительственного совета. Тем не менее Пашинян, как следует из слов помощника президента России Юрия Ушакова, согласился участвовать в предстоящей в конце декабря в Санкт-Петербурге неформальной традиционной встрече лидеров стран СНГ.

Однако при этом однозначно можно говорить о том, что руководство Армении хоть и размышляет над тем, стоит ли выходить из фактически возглавляемых Россией структур на постсоветском пространстве, но точно решило идти на сближение с Западом. Необходимо упомянуть прежде всего расширяющееся присутствие наблюдательной миссии Евросоюза в приграничных с Азербайджаном районах Армении. 20 ноября 2023 года Ереван и Брюссель заключили соглашение о статусе миссии ЕС на армяно-азербайджанской границе. Причем в состав миссии было решено включить и представителей Канады.

Таким образом, Армения рассчитывает установить тесное военно-политическое сотрудничество с Западом с той же целью, что заставляла ее использовать союзнические отношения с Россией на протяжении предшествующих трех десятилетий. В Ереване надеются, что, как и ранее Россия, теперь США и ЕС помогут Армении в противостоянии с Азербайджаном. И не случайно одним из ключевых элементов этой помощи выступает закупка западных вооружений и военной техники.

 

Запад принимает меры

На роль военного союзника Армении «номер один» претендует Франция. За последние месяцы страны подписали ряд соглашений о поставках французского оружия и военной техники в Армению. Речь идет, в частности, о таких средствах ПВО, как зенитно-ракетные комплексы Mistral и многофункциональные радары Ground Master 200. Кроме того, в Армению уже начались поставки французских бронеавтомобилей Bastion. 

Правда, из-за высокой стоимости французских вооружений встает вопрос о платежеспособности Армении. Раньше основным поставщиком вооружений была Россия, которая осуществляла этот процесс за счет выдаваемых Еревану кредитов. Причем позже часть этих кредитов прощалась, так что Армения приобретаемые у России оружие и военную технику получала практически даром. Ясно, что Франция дарить свою военную продукцию не будет. Но, тем не менее, ради перевода Армении под свой контроль Запад несомненно изыщет нужные финансовые схемы обеспечения ее милитаризации.

Следует учитывать, что хотя Франция и выступает в качестве авангардной силы в «армянских» порывах Запада, этот процесс поддерживается, если не сказать курируется, Соединенными Штатами. Что и подтвердил помощник госсекретаря США по делам Европы и Евразии Джеймс О'Брайен, указав на «значительное» содействие Франции в проводимой Соединенными Штатами и Евросоюзом работе «над дополнительными мерами по обеспечению безопасности Армении».

Очевидно, что на стремление держав Запада «обеспечить безопасность Армении» серьезно влияет внутриполитический фактор. Армянское лобби в той же Франции давно проникло в «мозг» политической элиты страны. Традиционно сильные позиции оно имеет и в США, где фактор армянского лобби особо активизируется в преддверии и во время избирательных кампаний. Соединенные Штаты вступают в новую президентскую гонку, в связи с чем кандидаты на пост главы государства уже развернули охоту за голосами избирателей армянского происхождения. Не в последнюю очередь именно с грядущими через год президентскими выборами связан проармянский крен в южнокавказской политике администрации Джо Байдена. И все же ключевым моментом американской стратегии, в наибольшей степени определяющей стратегию Запада вообще, выступает геополитический интерес.

 

Фактор геополитики

Южнокавказские планы США и ведомого ими Запада нацелены в первую очередь на вытеснение традиционного влияния России, не говоря уже о подрыве позиций Ирана и ограничении все более растущей роли Турции в региональных процессах. Относительно Турции, бесспорно, учитывается тот факт, что она - член НАТО и союзная Соединенным Штатам страна, но это не отрицает солидарности Анкары с Москвой и Тегераном в вопросе неприемлемости для крупных региональных игроков доминирования на Южном Кавказе внешних центров, в частности Запада.

Даже Иран дает понять, что в стратегическом отношении его не устраивает амбициозное присутствие Запада на территории этой южнокавказской страны. Поскольку закрепление в Армении позиций США и Франции, а значит и НАТО, однозначно угрожает долгосрочным интересам национальной безопасности Ирана.

Между тем отмеченные О'Брайеном «дополнительные меры», преподносимые под соусом «обеспечения безопасности Армении», направлены именно на установление контроля Запада над этой страной. Помощник госсекретаря прямо заявил, что США и ЕС совместно разрабатывают план сближения Армении с трансатлантическим сообществом.  Это отчетливо понимают в Москве: отсюда и заявление официального представителя МИД РФ Марии Захаровой, что Запад «звериной хваткой вцепился в Армению, пытается оторвать ее от России».

Однако при таком раскладе Армении угрожает мрачная перспектива превратиться в полигон противостояния между великими державами. В связи с этим многие эксперты предрекают этой стране сириизацию или украинизацию. Но в данном контексте всем силовым центрам следует учесть также и позицию Азербайджана, который усматривает угрозу для своих национальных интересов и безопасности в предоставлении Западом военной помощи Армении. Поэтому Азербайджан твердо дает понять, что при необходимости всегда может использовать свое право устранить любую представляемую Арменией угрозу. Включая и ту, что создается при содействии США и Франции, предусматривая ремилитаризацию сокрушенной в ходе 44-дневной войны страны. Ведь оружие и военная техника, поставляемые Армении, которая все еще не отказалась от антиазербайджанской политической повестки, автоматически становятся законными военными целями для Азербайджана. Тем самым предоставляемая в ущерб интересам Баку западная помощь Армении лишь препятствует мирному процессу между ними.

 

Баку расставляет приоритеты

Все более превращаясь в арену противоборства между Западом и Россией, сама Армения препятствует переговорному процессу с Азербайджаном двояким образом. Во-первых, напрочь отказываясь от российской площадки переговоров. А во-вторых, стремясь превратить западную переговорную площадку, получившую развитие при параллельном посредничестве США и Евросоюза, в инструмент давления на Азербайджан. В результате Баку отказался от брюссельской и вашингтонской платформ, потерявших какую-либо ценность для мирного процесса в условиях, когда Запад затеял откровенно антиазербайджанскую игру.

Азербайджан вынужден был отказаться от участия в запланированных западными центрами пятисторонней встрече в Гранаде и трехсторонних переговорах в Брюсселе и Вашингтоне. Поскольку и Евросоюз, и Соединенные Штаты стремятся протолкнуть в переговорный процесс, кульминацией которого обещает стать заключение мирного договора между Баку и Ереваном, положения, ущемляющие суверенитет Азербайджана, преследующие цель вмешательства в его внутренние дела. Речь идет о попытках вернуть в обсуждение несуществующий по итогам войны 2020 года «нагорно-карабахский вопрос». Причем эти попытки реализуются на фоне развернутой западными центрами оголтелой антиазербайджанской кампании, выдвижения ими несправедливых, в корне лживых обвинений в адрес Баку, восстановившего свой суверенитет над всем Карабахом, положившего конец сепаратистскому режиму в результате однодневной антитеррористической операции.

Занимая проармянскую позицию, США и ЕС отошли от нейтралитета и непредвзятости, что лишило Запад каких-либо оснований для продолжения посредничества. Однако Ереван, судя по всему, не отказался от намерения использовать рвущиеся в посредники западные центры для укрепления армянских позиций на переговорах с Азербайджаном. Провластные и политэкспертные круги Армении муссируют идею потребности в гарантах выполнения договоренностей, которые могут быть достигнуты в переговорном процессе. Но у этого вопроса есть и оборотная сторона: что такое предполагаемый статус гарантов для самих западных посредников, которые рассматриваются в качестве таковых Арменией?

Очевидно, что стать гарантами мирного договора между Азербайджаном и Арменией означает для Запада получить серьезный рычаг для утверждения своего геополитического доминирования на Южном Кавказе. Поэтому США и дальше будут пытаться возобновить азербайджано-армянский переговорный процесс под эгидой западных инстанций. Об этом свидетельствуют звонки госсекретаря США Энтони Блинкена 27 ноября Президенту Азербайджана Ильхаму Алиеву и премьер-министру Армении Николу Пашиняну.

Однако Баку четко расставляет свои приоритеты: успех мирного процесса зависит от реальной готовности Армении к миру с Азербайджаном на основе взаимного признания суверенитета и территориальной целостности. Это предполагает, в частности, и деоккупацию все еще остающихся под контролем Армении восьми азербайджанских сел. Кроме того, заключение мирного договора практически немыслимо в ситуации, когда Армения послушно выполняет роль орудия в руках тех или иных силовых центров глобальной политики. Особенно если это орудие направлено против Азербайджана. Наличие последнего фактора, кстати, не оставляет армянскому государству ни единого шанса не только на мир, но и на само существование.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

41


Актуально