3 Мая 2024

Пятница, 10:13

АНКАРА НЕУКРОТИМАЯ

Проблемы в отношениях между Турцией и Западом не только сохраняются, но и нарастают

Автор:

01.01.2024

Конец 2023 года ознаменовался для Турции ростом осложнений в отношениях с Западом. В контексте турецко-американских связей это выражается в новом витке борьбе Анкары с поддерживаемыми Вашингтоном на севере Сирии и Ирака курдскими террористическими организациями. Политика же Евросоюза в отношении Турции дала ей очередной повод для недовольства Брюсселем, блокирующим путь страны в организацию.

 

США, курды и турецкий удар

После подрыва автомобиля у здания МВД в начале октября Турция активизировалась в плане антитеррористических мер. В результате теракта были ранены двое полицейских. Анкара сразу же объявила о масштабной антитеррористической операции внутри страны. В ходе нее за считанные дни были задержаны около 1000 человек. Кроме того, Анкара заявила, что отныне все объекты в Ираке и Сирии, контролируемые террористическими группировками - Рабочей партией Курдистана (PKK) и подконтрольными ей Отрядами народной самообороны (YPG), представляют собой законные военные цели Турции.

В течение октября-декабря 2023 года ВС Турции поразили десятки подобных целей. Мощные авиаудары были нанесены по террористам после совершенного ими 22 декабря очередного вероломного нападения на позиции турецкой армии, приведшего к гибели 12 турецких военнослужащих.

23-24 декабря министр национальной обороны Турции Яшар Гюлер лично руководил военной операцией, в ходе которой были уничтожены 29 объектов PKK (включая убежища и нефтяные хранилища) в северных районах Ирака и Сирии.

Президент Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что Турция любой ценой будет противостоять присутствию PKK у своих южных рубежей. Примечательно в данном заявлении то, что «отряды наемных убийц» были отмечены как «работающие по субподряду империалистов». Это - явное указание на продолжающуюся поддержку курдских террористических организаций со стороны США, которые рассматривают PKK и YPG как важный инструмент американской политики в сирийском и иракском направлениях большого ближневосточного кризиса. 

Обострение турецко-американских противоречий на этой почве вступило в новую фазу с октября нынешнего года. В начале месяца один из турецких дронов, наносивший авиаудары по террористам в сирийском городе Хасака, был сбит американским истребителем F-16 при полете вблизи позиций дислоцированных в этом районе войск США. Хотя Минобороны Турции официально не подтвердило принадлежность сбитого беспилотника турецким ВС, мировые СМИ расценили этот инцидент как первый случай, когда США ликвидировали летательный аппарат Турции - их союзника по НАТО.

Между тем непосредственная военная помощь США курдским группировкам помимо поставок вооружения проявляется и в проведении совместных военных учений. Одно из таких учений состоялось в первой половине декабря. Недовольство Анкары в этой связи выразил министр национальной обороны Я.Гюлер, заявивший о неприемлемости для Турции военных учений Соединенных Штатов с боевиками PKK.

Усиление борьбы с курдским терроризмом предполагает модернизацию имеющихся в арсенале Турции самолетов F-16. Однако Вашингтон не торопится не только с модернизацией, но и с одобрением запроса Анкары на поставку новейших моделей этих американских истребителей.

Как заявил Яшар Гюлер, Турция и США завершили технические переговоры по модернизации и приобретению Анкарой F-16. Однако Вашингтон увязывает этот вопрос, во всяком случае на словах, с готовностью Турции одобрить заявку Швеции на вступление в НАТО. Вполне определенно на эту тему высказались госсекретарь США Энтони Блинкен и официальный представитель Госдепартамента Мэтью Миллер, которые ссылаются на позицию «некоторых» членов Конгресса, настаивающих на одобрении Турцией вступления Швеции в НАТО в качестве условия поставок истребителей F-16.

Утверждению подлинно союзнического уровня отношений между Турцией и США препятствуют также и американские санкции против Анкары, введенные в ответ на ее военно-техническое сотрудничество с Россией. Поэтому Турция регулярно ставит вопрос об устранении ограничительных мер США. «Союзники должны хорошо понимать глобальную и региональную функции Турции и немедленно отказаться от ограничительной практики. Сильная Турция и ее сильная армия - это сильное НАТО и эффективная борьба с терроризмом», - заявил, в частности, Гюлер.

Вне всяких сомнений, от того, желают или нет Соединенные Штаты видеть Турцию своим «сильным» союзником, будет зависеть преодоление затянувшегося отчуждения в отношениях между Анкарой и Вашингтоном. Между тем вопрос подобного рода столь же актуален и для отношений Турции с европейской составляющей Запада. 

 

Ошибка Брюсселя

ЕС продолжает чинить препятствия на пути евроинтеграции Турции. Она подала заявку на членство в Евросоюзе еще в 1987 году, получила же статус кандидата на вступление в эту организацию только в 1999 году. Однако в июне 2018 года переговорный процесс по этому вопросу был приостановлен. После чего Турция неоднократно давала понять, что вообще может отказаться от евроинтеграции. Президент Эрдоган периодически заявляет, что Турция может обойтись и без ЕС, поскольку она «достаточно самодостаточна».

В конце ноября 2023 года Брюссель предложил Анкаре возобновить диалог высокого уровня в рамках Совета ассоциации. Но при этом обозначил наличие круга вопросов, которые препятствуют турецкой интеграции, а также «ожидания» самого ЕС в этой связи. Верховный представитель ЕС по иностранным делам Жозеп Боррель упомянул необходимость «сохранения спокойствия в Восточном Средиземноморье», сотрудничества между Турцией и Евросоюзом «с целью воспрепятствовать обходу европейских санкций против России», «создания благоприятного климата для возобновления переговоров по Кипру».

Немногим ранее Еврокомиссия (ЕК) опубликовала доклад о процессе расширения ЕС по состоянию на 2023 год, в котором, в частности, говорится, что Турция должна «предпринять решительные шаги для значительного улучшения согласованности с общей внешней политикой и политикой безопасности ЕС». Показательно, что в отчете Европарламента о ситуации с евроинтеграционными процессами в Турции за 2022 год указывается на «отсутствие серьезных изменений курса турецкого правительства», с учетом чего «процесс вступления Турции в ЕС не может быть возобновлен при текущих обстоятельствах».

Вывод из подобных «оценок» очевиден: несмотря на выставляемый Анкаре счет за «недостатки» во внутренней политике, ключевым фактором неприятия Турции Евросоюзом выступает ее внешняя политика. Суть которой - существенное за последнюю пару десятилетий усиление роли Турции на мировой арене, последовательное отстаивание ею своей позиции практически по всем актуальным международным вопросам, что не оставляет Брюсселю никаких шансов диктовать свою волю Анкаре. Отсюда и постоянное нахождение Евросоюзом различных технических, процедурных отговорок, затягивающих переговоры по вступлению Турции в организацию.

Это подтвердил и состоявшийся 14-15 декабря в Брюсселе саммит ЕС, на котором лидеры европейских стран договорились рассмотреть доклад ЕК по Турции на следующем саммите, запланированном на 21-22 марта 2024 года. В этой связи глава турецкого МИД Хакан Фидан выразил в телефонном разговоре с еврокомиссаром по вопросам расширения и политике соседства Оливером Варгейи серьезное недовольство Анкары. Как подчеркивается в сообщении МИД Турции, Фидан заявил, что ЕС должен занять более здравую и справедливую позицию по отношению к Турции. Речь идет об ошибочности переноса на следующий саммит рассмотрения доклада об отношениях Турции и ЕС, подготовленного Еврокомиссией и лично Жозепом Боррелем.

Между тем на декабрьском саммите ЕС были приняты решения о начале переговоров о вступлении в Евросоюз Украины и Молдовы, а также предоставлении Грузии статуса кандидата на вступление. Кроме того, Брюссель пообещал вернуться в марте следующего года к рассмотрению вопроса о начале переговоров о вступлении в ЕС Боснии и Герцеговины. Решения по поводу вышеупомянутых стран стали еще одним поводом усомниться в искренности подхода ЕС к Турции. Как сказал президент Эрдоган, «ни одна из этих стран не Турция», стратегический и экономический потенциалы которой давали ей право присоединиться к Евросоюзу, «однако этому помешали политические препятствия». Более того, подчеркнул Эрдоган, «Турция больше соответствует критериям вступления в Евросоюз, нежели некоторые страны, уже состоящие в ЕС». Но ее «годами заставляли ждать», и теперь «ЕС нужно отказаться от этой ошибки».

Откажется ли ЕС от своей «ошибки» в связи с Турцией - вопрос, что называется, риторический. Ее исправлению может не помочь даже председательство в ЕС Венгрии, которая, согласно принципу ротации, будет возглавлять организацию во второй половине 2024 года. Между Турцией и Венгрией сложились подлинно дружественные, союзнические отношения, что подтвердил и визит Эрдогана в Будапешт. В ходе его было заключено двустороннее соглашение о приоритетном стратегическом партнерстве между Анкарой и Будапештом. Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан и президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган по итогам заседания Совета стратегического сотрудничества заявили о «намерении развивать союзнические отношения, чтобы вместе одержать победу в XXI веке».

«Турция важна для Венгрии, потому что венгерская безопасность невозможна без Турции», - подчеркнул Орбан и указал на то, что Анкара «помогает осуществлять транзит российского газа», который поступает в Венгрию. Кроме того, согласно договоренности между венгерской энергетической компанией MVM и турецкой Botaş, в 2024 году Венгрия начнет закупку газа, добываемого непосредственно в Турции.

По возвращении из Будапешта Эрдоган сообщил, что рассчитывает на прогресс в переговорах с Евросоюзом во время председательства в нем Венгрии. Турецкий лидер допустил возможность того, что во время венгерского председательства вопрос вступления Турции в ЕС «будет вынесен на обсуждение в совершенно ином контексте и будут сделаны новые шаги».

Однако допустят ли заправилы политикой Евросоюза подобную самодеятельность со стороны Венгрии, которая при премьере Орбане, упорно отстаивающем национальные интересы своей страны, превратилась чуть ли не в изгоя внутри ЕС? Достоверный ответ на этот вопрос будет получен в конце следующего, 2024 года.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

43


Актуально