Автор: Нигяр БАГИРОВА
Произведения, написанные эмигрантами про эмигрантов, затрагивают у читателей глубоко сидящие и такие щемящие, знакомые практически каждому человеку понятия, как тоска по Родине, семье, дому. Эмигрантская литература - это всегда особое настроение. Что бы ни происходило с героями произведений, красной нитью через все события, мысли и чувства проходит либо бесконечная ностальгия, либо предвкушение возвращения.
Наша соотечественница Мехрибан ЭФЕНДИ является автором бестселлера ISatAlonebytheGate, посвященного теме эмиграции. Сама Мехрибан ханым в недавнем прошлом дважды эмигрировала: вначале из Азербайджана в США, а затем - обратно. Сейчас азербайджанская писательница, прожившая в Штатах два десятка лет и выпустившая книгу, снова на родине и вместе с нами вспоминает, что предшествовало рождению ее бестселлера. Книга была напечатана издательствами Green leaf Book Group Press (США) и TEAS Press (Азербайджан). Она переведена на турецкий язык и уже совсем скоро ее можно будет приобрести в книжных магазинах Турции. В настоящее время роман переводится на азербайджанский язык, а в будущем планируется также на русский. В Штатах книга продается в магазинах BarnesandNoble. Ее электронная версия имеется на сайте amazon.com.
- Мехрибан ханым, если судить по последним вехам вашей жизни, то вы, строго говоря, коренным образом меняете место жительства, страну проживания. Впервые вам пришлось адаптироваться к жизни и быту в США, а через два десятка лет это вновь происходит, но уже в Азербайджане. Как идет процесс? Он завершился? Не скучаете ли вы по американским просторам и возможностям?
- Да, менять страну после того, как прожил там 20 лет, - особый вид экстремального спорта. Сама бы я на этот шаг не пошла. Вернулась я на родину благодаря давней мечте супруга. Он, как и я, почти 20 лет прожил в США, но всегда лелеял надежду, что настанет день, когда он вернется на родину. Звучит это очень романтично, даже патриотично. Прочитав такое в интервью, я бы, наверное, скептически отнеслась к этому, но другого объяснения у меня нет.
Адаптироваться в новой стране всегда сложно. Это я поняла, написав книгу, посвященную именно этому этапу в жизни. Когда ты одновременно окрылен новыми возможностями, новыми улицами и именами, новой ролью в жизни, и в то же время тебя посещает чувство полного одиночества. Накрывает тоска и кажется, что никому в мире нет до тебя дела.
С удивлением замечаю, что адаптация не проходит легче с возрастом. Мне так же сложно было привыкнуть к жизни и в Баку. И отвечая на ваш вопрос - процесс не завершился, но мне легче, чем год назад.
Я скучаю по Америке. Скучаю по городу, в котором жила, по четкому графику и запланированной жизни, к которой так привыкла в Штатах. В Техасе люди живут в больших домах. Так вот я скучаю по своему дому, по гостиной, которую я сама декорировала, по тихим часам, проведенным за книгой на диване. Я скучаю по парку, где бегала по утрам, по старому кафе, в котором постоянно собирались музыканты, художники и поэты. Я скучаю по ужасной жаре Хьюстона. Переезд в Баку помог мне осознать, насколько я «существо привычки» и как сильно привыкаю к людям, вещам, погоде. Многие думают, что я бесконечно путешествую, но, как сказал один мой знакомый, «тебе нужны крылья, чтобы летать, и дом, куда можно бесконечно возвращаться».
- Вы автор книги-бестселлера I sat alone by the gate, повествующей об эмиграции. Тема не новая, но по-прежнему притягивает. Счастливая ли судьба у вашего произведения?
- Какой прекрасный вопрос! Нет, счастливой бы я ее не назвала. Книга нелегкая, но и эмиграция является непростым процессом. Главная героиня моего романа - 18-летняя Марьям, только окончившая школу и переехавшая из Баку в Чикаго с мамой и братом. По приезде у Марьям и ее семьи все идет не так. Маме пришлось развестись с мужем, деньги очень быстро заканчиваются и Марьям приходится работать, чтобы поддержать семью. Моя героиня, которая выросла в знакомой нам всем опекаемой и теплой среде, вдруг сталкивается со взрослой жизнью. Детство, которое вроде было еще неделю назад, заканчивается очень резко. И вот она выходит из квартиры, в которую они заселились, и едет поездами и автобусами на свою первую работу. Это ее первое серьезное испытание в жизни. Путь у нее нелегкий, но Марьям - хрупкая и неопытная - оказывается довольно крепким орешком.
- В процессе работы над книгой вы думали, для кого вы ее пишете, кто ваша аудитория?
- Аудитория определялась очень тщательно командой издательского дома и включает в себя несколько категорий - женщины-иммигранты между 30 и 60 годами которые любят читать о женских судьбах, любят книги и фильмы, основанные на реальных событиях. Им интересна и сама тема иммиграции, и как переносят это разные культуры. В основном это работающие замужние женщины, имеющие детей, и книги для них - способ окунуться в другой мир, отдохнуть от ежедневной беготни.
Поехав в книжный тур, который включал 6 городов и 9 мероприятий, я вдруг обнаружила, что у меня довольно большая аудитория в США в лице азербайджанской диаспоры. На мои презентации приходили друзья и читатели во всех городах, поддерживали, покупая книгу и делясь с американцами впечатлениями. В последнее время все чаще получаю сообщения от читателей мужского пола, и так приятно, что они тоже читают мой роман.
- Есть две категории писателей… Кстати, вы считаете себя писателем или пишущим человеком? Есть те, кто умеет писать, но им нечего сказать, а есть такие, кто переполнен мыслями и чувствами, а пишет слабо. Не будем сбрасывать со счетов счастливцев, которые обладают и тем, и другим. Считаете ли вы, что первым двум категориям пишущих людей не стоит в себе сомневаться, а надо заниматься творчеством, развивать свои навыки, пробовать себя в писательском деле?
- Писать можно по разным причинам. Писать можно (и нужно!), чтобы разобраться в своих чувствах, в том, как ты видишь мир и как раскладываешь его по полочкам. Писать можно, чтобы освободиться от того, что тяготит нас. Писать также можно, чтобы понять, прожить и забыть какой-то жизненный путь. Это все путь исцеления через слова, и я его всем рекомендую. Вспомните, когда последний раз вы сели и что-то написали. Сразу после этого внутри наступает покой, хоть и непродолжительный… Облегчение, опустошение. В нас освобождается место и благодаря этому мы наполняемся, но на этот раз не ежедневной суетой, а чем-то легким, воздушным, волшебным. Хотя бы ради этого момента стоит писать.
Теперь поговорим о профессиональной деятельности писателя. В этом случае есть совет Стивена Кинга, который я часто вспоминаю: «Пиши, только если не писать ты просто не можешь». Зарабатывать деньги писателям очень сложно. Работа эта полна эмоциональных терзаний (и я тут не исключение, кстати), и поэтому подвергать себя этому стоит только тем безумцам, которые просто не могут иначе. Извините за такой сумбурный ответ, но я обещала быть честной.
Сегодня днем я обедала с коллегой, который учился в Италии на инженера, но сейчас работает в сфере медиа. Он признался, что мечтает написать книгу о своей жизни, но сюжет кажется ему слишком простым. «Я недостаточно жил еще», - сказал он. Тогда я задала ему вопрос: «Познал ли ты дружбу? Любовь? Разочарование? Надежду? Если да, то тебе нужны просто комната с дверью, чашка чая или кофе и целеустремленность. Вот все, что нужно, чтобы стать писателем». «Я могу обратиться к вам за советом?» - спросил он. «Конечно», - ответила я. Всячески стараюсь помогать начинающим писателям в этом нелегком деле.
- Если бы ваша книга не стала столь популярной, как бы вы повели себя дальше? Стали бы продолжать пробовать себя или поставили на этом крест?
- Писать я буду всегда. Это я поняла шесть лет назад, когда закончила первую главу своей книги. Я долго искала это чувство умиротворения в йоге, в медитациях, в путешествиях по миру, но нашла его в этом простом ритуале - сидеть и писать историю, исследовать глубины эмоций, постепенно «очищать чешуйки лука», как говорят американцы. Ведь даже эмоции многослойны, и если посчастливится, то из одной, казалось бы, простой истории можно вытянуть невероятную глубину. Я не претендую на то, что добилась этого в своем романе, но каждый раз, садясь за письменный стол, я стараюсь сделать именно это.
Вы говорите о популярности и успехе. Я часто задавала себе вопрос: «Что такое успех для меня?» Это может быть статус бестселлера - от него не откажусь, это может быть коммерческий успех - тоже классно! Но то ощущение парения, которое я испытываю, когда читаю отзывы читателей и имею возможность увидеть их вживую, не передать словами. В эти минуты я духовно наполняюсь - таких моментов у писателей мало. Опустошаемся мы постоянно, оттуда и нервные срывы, и психическая нестабильность. Почитайте биографии известных писателей - найдете все: от биполярки до суицидов. Поэтому духовное наполнение жизненно важно для людей искусства. А не писать я уже не смогу - поэтому уж любите и жалуйте. Я с вами надолго.
- Чему, кроме творчества, посвящено ваше время?
- Детям, мужу и периодическим головным болям. Забыла сказать - я недавно вернулась в корпоративную деятельность. Работаю в отделе корпоративной стратегии в нефтяной компании. Это иногда создает диссонанс с моей творческой деятельностью, но я не могу иначе. Люблю аналитическую работу, и скажу больше - она подпитывает желание, интерес и энтузиазм ко всем моим креативным проектам, будь то литература или искусство (рисует акрилом. - Авт.) Читаю очень много, раздражаю этим всех, потому что в любой ситуации достаю книгу и ухожу в нее. Люблю ходить по кофейням с мужем, обсуждать все подряд, отпускать саркастичные шуточки, подкалывать. С ним можно говорить обо всем на свете, и это такое счастье, когда находишь своего человека по жизни. Недавно обсуждали с его кузеном, который работает в шоу-бизнесе, насколько важно человеку, связанному с искусством, построить отношения с тем, кто совершенно далек от искусства. Иначе будет как в фильме Вики Кристина «Барселона» между персонажами Пенелопы Крус и Хавьера Бардема - два взрывных, нестабильных человека, море чувств и ноль гармонии. Хаос! Нет, без мужа был бы незаконченный файл на моем компе, а с ним - книга-бестселлер и одно из самых важных сбывшихся мечтаний в моей жизни.
- Как вы планируете совмещать здесь, на родине, деятельность в нефтяной сфере и писательство?
- Собираюсь продолжать заниматься и тем, и этим. Полностью уйти в писательство пока не намерена, но не исключаю в будущем. Я пишу об обычных людях - о секретаршах, шоферах, студентах, проживающих обычную жизнь, поэтому, если я выпаду из этой жизни, у меня «высыхнет» сырье для сюжетов. Вдохновляюсь я сценами из общественного транспорта, офисной жизни, пробок, дождливых вечеров на бульваре - мои герои живут обычной жизнью. Они не успевают позавтракать, делают домашнее задание с детьми по вечерам, не находят время для посещения спортзала, звонят родителям вечерами, собираются с одноклассниками раз в год. Где они - там и я. Это часть моей жизни.
- Наверняка у вас созрели темы для следующих произведений. Если не секрет, назовите, которые из них вы хотели бы раскрыть в вашей прозе и на каком языке.
- Не везет мне заранее говорить, но раз уж вы задали вопрос, немного расскажу. Я верю, что не писатель выбирает тему, а она его. Написать искреннее произведение человек может, только проникнувшись каким-то глубоким чувством, которое породили в нем или жизненный опыт, или история другого человека, которая задела самые глубокие струны души. Ты сидел в поезде с незнакомым человеком, и он поведал тебе о своей судьбе. Вы расстались, а ты потом годами вспоминаешь этот рассказ, пересказываешь кому-нибудь, и таким образом он оживает. У этого рассказа появляется своя судьба, своя жизнь. Мы все это делаем. Писатели просто превращают эти истории в книги.
Я, как и многие, выросла, слушая истории бабушки. Они всегда были захватывающими. Там был и муж-разведчик, и три года их жизни в Бомбее, и тяжелые годы в Тебризе после исламской революции, и документы, которые дед вшивал внутрь ее сумки, и голодные годы Второй мировой, которые бабушка провела в городе Агдаш. Эти картинки мне в детстве казались забавными приключениями. Только недавно я задумалась и поняла, что у нее была весьма сложная и захватывающая жизнь, полная приключений. Вот эта тема постоянно крутится у меня в голове. Я чувствую, что это перерастет в роман. Так как я очень люблю исторические романы, написать его - одна из целей моей литературной деятельности. Посмотрим, смогу ли...
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ: