3 Мая 2024

Пятница, 00:43

С ПРИЦЕЛОМ НА ЗАВТРА

Итоги муниципальных выборов в Турции оказались неожиданными для правящей партии

Автор:

15.04.2024

Среди важных политических событий, которые происходили в последнее время в регионе, самым интригующим, пожалуй, оказались муниципальные выборы в Турции. Они, в частности, интересны тем, что завершили большой электоральный цикл, начавшийся в мае прошлого года с президентских и парламентских выборов. А самое главное - своими неожиданными результатами.

 

Проснувшись в «другой стране»

Зафиксированный по итогам последних выборов расклад политических сил будет оказывать влияние на последующий внутриполитический дискурс в стране, а возможно, и на формирование политического климата в преддверии очередных президентских выборов. 

Они показали значительный интерес избирателей к политическому процессу. Из 61 млн человек с правом голоса в них приняли участие более 78%. Что также подтверждает высокое доверие избирателей к системе выборов. 

Если учесть, что подготовка к ним велась в крайне сложных условиях политической борьбы, результаты могут говорить о реальном раскладе политических сил внутри страны. Причем, что особенно важно, об их региональной дифференциации. 

Председатель Высшей избирательной комиссии (Центризбиркома) Турции Ахмет Енер на основе обработки 99,99% бюллетеней сообщил: Народно-республиканская партия (НРП) получает большинство в 35 городских муниципалитетах, Партия справедливости и развития (ПСР) - в 24, прокурдская DЕМ Parti - в 10. Остальные партии - националистического движения, Новая партия благоденствия, великого единства и Хорошая соответственно взяли верх  в 8, 2, 1 и 1  городах страны. 

Енер пояснил, что в борьбе за посты мэров в 30 городах-метрополиях НРП победила в 14, ПСР - в 12. Там, где голоса достались ведущей оппозиционной Народно-республиканской партии, проживает до 60% населения страны. Здесь формируется около двух третей ВВП Турции. 

Причем НРП удалось оставить за собой Стамбул, Анкару, Измир, Анталью из числа метрополий, а также получить контроль еще над 13 региональными центрами по сравнению с итогами муниципальных выборов 2019 года. Для правящей партии такая ситуация является явным поражением. Сам президент Реджеп Тайип Эрдоган в течение последних двух месяцев прилагал немало усилий, чтобы всячески продвинуть кандидатов в мэры от своей партии, особенно в городах Стамбул, Анкара и Измир. Он пытался вывести эти города из-под влияния НРП, но правящая партия не только потерпела неудачу, она также потеряла контроль над другими важными городами. Победа Народно-республиканской партии является убедительной еще и потому, что она не достигала таких результатов с 1977 года.

В Стамбуле, победа в котором всегда рассматривалась в качестве уверенной заявки на президентство, мэром был переизбран Экрем Имамоглу. Он смог улучшить свой же показатель, достигнутый на предыдущих выборах. И вдобавок к 14 регионам, в которых победил в 2019 году, он добавил еще 12 новых. Таким образом, из 36 регионов Большого Стамбула за главной оппозиционной силой оказалось 26 - подавляющее большинство. В Анкаре Мансур Яваш, представляющий НРП, также укрепил свои позиции, получив 60% голосов. Его соперник набрал лишь 37%, что является беспрецедентным показателем с 70-х годов. 

Партии справедливости и развития, националистического движения и Хорошую поддержало меньше избирателей, чем раньше. Прокурдская партия DEM также потеряла 4% избирателей, набрав всего 6% голосов. 

 

Уроки выборов

После неудачи на муниципальных выборах турецкий лидер заявил, что услышал послание нации через урну для голосования, и сказал, что 31 марта является для него и его сторонников поворотным моментом. «К сожалению, мы не прошли проверку на местных выборах и не получили ожидаемого результата. Мы оцениваем результаты выборов и смело занимаемся самокритикой», - подчеркнул Эрдоган. 

Следует отметить, что на протяжении последних десятилетий оппозиция традиционно лидирует на муниципальных выборах именно в приморских провинциях, где расположены крупные городские агломерации, которые являются не только экономическими, но и туристическими, и гуманитарными центрами страны. Именно здесь формируются политическая повестка Турции, а также основной запрос избирателей относительно того, в каком направлении должна развиваться Турция во внутренней и внешней политике. 

Если сравнивать с предыдущими выборами, то оппозиция существенно расширила географию своего влияния - до критических для партии власти показателей. Сейчас она контролирует больше половины всех провинций. Турецкие провластные партии имеют контроль лишь над внутренними регионами страны. Да и тут не все однозначно. Речь идет преимущественно об относительно малонаселенных и слаборазвитых районах. 

Как известно, Турция делится на семь крупных областей. Ни в одной из них партии, входящие в правящий «Национальный альянс», не имеют большинства. Тогда как оппозиция полностью контролирует регион Эгейского моря и имеет подавляющее превосходство в регионах Мраморного и Средиземного морей (считаются ведущими индустриально-промышленными районами Турции). 

 

Дилемма для Эрдогана

Это дает оппозиции неоспоримые преимущества и существенный ресурс влияния, небывалый за все время пребывания у власти Партии справедливости и развития. Результаты выборов, с одной стороны, свидетельствуют о том, что у ведущей оппозиционной партии появилось больше оснований на победу в следующем электоральном цикле, который начнется в 2028 году. С другой - они могут отразиться на внешнеполитическом курсе президента Эрдогана. Ведь в новых условиях он будет больше обращаться к решению внутренних проблем и удовлетворению запросов турецкого общества и меньше уделять внимания тем масштабным геополитическим проектам, которые были ранее инициированы. 

Для Эрдогана, судя по всему, это последние выборы, и он стоит перед необходимостью обеспечения преемственности власти в условиях, когда его политический преемник должен опираться на эффективные политические институты. Муниципальные выборы показали уязвимость власти и неэффективность прежних методов организации политического управления на местах. 

Примечательно, что за день до муниципальных выборов в The Wall Street Journal была опубликована статья, по версии которой Сельчук Байрактар, глава компании - производителя БПЛА Bayraktar и зять Эрдогана, может возглавить Турцию после следующих президентских выборов. Байрактар не политик, но очень популярный в стране и за ее пределами человек. Однако даже он может очень рисковать, если ошибки партии власти на выборах не будут учтены. 

На следующий день после голосования в газете Hürriyyet вышла передовица, в которой анонсировались серьезные перестановки в турецком кабмине как следствие неудач правящей партии. 

Считается, что основными причинами этого являются сложная ситуация в экономике и неэффективность действий правительства по преодолению кризисных явлений. Так, согласно турецкой статистической службе TurkStat, темпы роста потребительских цен в стране в марте вновь ускорились, обновив максимум с ноября 2022 года. Инфляция составила 68,5% в годовом выражении по сравнению с 67,07% в феврале. 

Негативный эффект от этого чувствуют на себе прежде всего жители крупных городов, где рост стоимости жизни наиболее ощутим. Причем, согласно прогнозам, пик инфляции придется на май и достигнет 75% годовых. Это максимум, достигнутый за последние 23 года. То есть за весь период пребывания правящей партии у власти. 

После выборов лира подешевела еще на 0,2% - до 32,4 за доллар, что стало самым низким уровнем. Стремительная девальвация турецкой лиры ставит ее на второе место после чилийского песо. 

 

Когда и каков будет ответ власти?

Оппозиция умело использует эти трудности, которые ощутимы в тех городах, где она имеет численный перевес в муниципальных органах. Кроме того, в крупных приморских городах, таких как Стамбул, Измир, Адана, имеется довольно большой процент сирийских беженцев, которые создают дополнительный прессинг на социальную инфраструктуру. Согласно турецкой статистике, год назад в стране насчитывалось 5,4 млн иностранцев, из которых почти 1,3 млн проживали в Стамбуле, составляя около 8% его населения. Из них свыше 500 тыс. являются гражданами Сирии. Большая часть их социально не благоустроена и часто замешана в различного рода противоправных деяниях. И это также является дополнительным раздражающим фактором для многих местных жителей не только Стамбула, но и других турецких городов. Оппозиция обвиняет власти в бездействии при решении социальных проблем беженцев, а главное - в невыполнении своего обещания переселить их обратно в те страны, из которых они вышли. 

Еще в прошлом году представители турецких властей пообещали, что будут постепенно возвращать этих людей в свои страны. Однако масштабное землетрясение в самой Турции, сложные политические процессы на Ближнем Востоке, включая продолжающуюся контртеррористическую операцию против Курдской рабочей партии, помешали этому. 

У властей есть и немало аргументов в свою пользу. Так, в последнее время в Турции наблюдается значительное снижение уровня безработицы, достигшее минимального показателя в последнем квартале 2023 года. По данным официальной статистики, уровень безработицы упал до 8,8%, а это самое низкое значение c 2013 года. Но этот успех нивелируется все той же инфляцией. 

Между тем настораживает стабильная популярность прокурдской DEM Parti. Причем география зоны ее охвата имеет тенденцию к росту, что стимулирует сепаратистские настроения. При этом меры против курдских сепаратистов в Турции усиливаются. Спустя четыре дня после муниципальных выборов в зоне проведения операции «Щит Евфрата» на севере Сирии были нейтрализованы четверо террористов YPG/PKK. В Анкаре остаются неизменными своему принципу: курдский сепаратизм и политические права для курдов в рамках единой турецкой нации - не одно и то же. Поэтому, несмотря ни на что, до сих пор в значительной части населенной курдами турецкой территории ПСР продолжает оставаться лидирующей силой. Впрочем, это не говорит о том, что победа политических оппонентов в «курдских окраинах» воспринимается как нечто само собой разумеющееся. 

Так или иначе, насколько эффективным и адекватным окажется ответ правящей партии на поражение, покажет время. Но очевидно, что для поиска эффективных решений его остается не так много.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

16


Актуально