18 Января 2025

Суббота, 16:55

КЛОНЫ НАТО

Насколько могут быть жизнеспособными арктические, азиатские и ближневосточные альянсы?

Автор:

15.10.2024

Конфликт в Украине воспринимается как главная площадка противостояния России и стран Запада (блока НАТО). С февраля 2022 года Североатлантический альянс, про который говорили, что он находится в кризисе, получил обновленный образ врага, новых членов в лице Швеции и Финляндии, а также неплохие перспективы на будущее. Если в 2018 году тогдашний президент США Дональд Трамп грозил выйти из НАТО из-за того, что некоторые европейские страны не обеспечивают согласованную квоту расходов на оборону в размере 2% от ВВП, то помощь Киеву вновь всех сплотила. В мире, где уровень конфронтации поднят на крайне опасный уровень, роль военных альянсов сомнению не подлежит. Более того, по образу и подобию НАТО готовы создавать новые союзы. И ведущая роль в них, конечно, опять отводится США. Воплотится это в реальность или останется на уровне риторики, покажет ближайшее будущее.

 

Арктическое НАТО

В начале октября МИД Канады сообщил, что совместно с Данией, Финляндией, Исландией, Норвегией и Швецией работает над созданием организации по противодействию деятельности России и Китая в Арктике. «Канада и ее союзники решили сосредоточиться на увеличении потоков инвестиций в Арктику, исследованиях «двойного назначения» и развитии программ для осуществления контроля над деятельностью России и Китая в регионе», - подчеркнула глава МИД Канады Мелани Жоли. То есть фактически речь идет о появлении арктического НАТО, направленного против Москвы и Пекина.

У Арктики были все шансы стать местом международного сотрудничества - в 1996 году восемь государств (США, Канада, Россия, Финляндия, Швеция, Норвегия, Дания, Исландия) даже образовали Арктический совет, в обязанности которого входили охрана окружающей среды, культурное взаимодействие и научные исследования. Ничего из этого не получилось, и сейчас Северный полюс становится еще одним центром геополитического соперничества. Причина, как и везде, - залежи полезных ископаемых и выгодные торговые пути. Все эти богатства и возможности становятся все более доступными из-за глобального потепления, стремительно уменьшающего ледовый покров. В результате государства, имеющие отношение к этому региону, уже не считают даже нужным как-то маскировать свои приготовления по вступлению в схватку за ресурсы под полярными льдами. 

В начале марта 2022 года страны Арктического совета фактически исключили Россию из своих рядов. Москва этим, кажется, не очень опечалилась и на самом высоком уровне все чаще стала говорить о выгодах эксплуатации Северного морского пути. По сравнению с основным и традиционным маршрутом через Суэцкий канал путь из Китая и других восточноазиатских государств в Северную и Западную Европу через Севморпуть становится короче почти на 6 тыс. км. Россия, которая является обладательницей самой протяженной, а также освоенной территории арктической зоны, понимает, что главной ее гарантией будет военное присутствие. Готовиться Москва начала заранее, еще с прошлого десятилетия, активно приступив к сооружению/возрождению военных баз и аэродромов. Примечательно, что Китай, который считает себя «околоарктическим государством» и имеет проект под названием «Полярный шелковый путь», приобретает ледоколы и осуществляет с РФ военно-техническое сотрудничество в данном направлении. 

Понятно, что страны Запада, и прежде всего США, спокойно на такую активность смотреть не желают, тем более что численно они превосходят партнерство (кстати, весьма хрупкое) России и Китая. Согласно Пентагону, Арктика является стратегически важным регионом для США. Поэтому растущее присутствие там России, равно как и российско-китайское сотрудничество, считается опасным. В свою очередь Канада вышеупомянутой инициативой дает понять США, что еще вчера надо было начать плотное сотрудничество. Так что в ближайшее время слово Арктика все чаще будет склоняться в мировых СМИ. Тем более что между Россией и Данией, а также Канадой существует территориальный спор по морскому дну (895 тыс. кв. км в Северном Ледовитом океане). 

Особый (и опасный) случай представляет собой архипелаг Шпицберген, который находится под норвежским суверенитетом. Согласно Шпицбергенскому трактату от 1920 года, он предоставляет гражданам подписавших его стран равные права по экономической эксплуатации природных ресурсов. Россия единственная страна, кроме самой Норвегии, которая поддерживает сравнительно серьезное экономическое присутствие на Шпицбергене. С российской стороны уже озвучиваются намерения привлечь на свою сторону к борьбе за Арктику БРИКС. 

К этому процессу возможно подключение и других крупных стран вроде Бразилии, которые могут помочь России в преодолении технологических санкций со стороны Запада. Исходя из этого, можно заключить, что шансы по формированию полноценного арктического НАТО очень высоки. 

 

Азиатское НАТО

Примечательно, что новый премьер-министр Японии Сигэру Исиба пообещал, что будет стремиться к созданию «азиатского НАТО для сдерживания Китая». По мнению японского политика, обязательства по взаимной обороне могут стать решающим фактором для снижения воинственных настроений в Азиатско-Тихоокеанском регионе. 

Между тем инициативой Исибы  многие остались недовольны. Так, Нью-Дели, который является партнером Японии по «Четырехстороннему диалогу по безопасности», сразу же отверг эту идею. Глава МИД Индии Субраманьям Джайшанкар заявил, что в отличие от Японии они никогда не были союзником другой страны. А глава МИД РФ Сергей Лавров во Вьентьяне в ответ на предложение премьер-министра Японии Сигэру Исибы создать аналог НАТО в Азии сказал: «Любая милитаризация, любые идеи о создании военных блоков всегда несут в себе риски конфронтации, которая может перейти в горячую фазу».

Свое неприятие высказали, как ни странно, и в Вашингтоне. Авторитетное издание Global Times также раскритиковало предложение японского премьера, отметив, что оно возрождает модели блоковой политики. Причина негативного отношения Вашингтона к идее азиатского НАТО кроется, возможно, в том, что он не готов обострять отношения с Пекином, которого, естественно, совсем не радуют разговоры о возможном формировании азиатского аналога Североатлантического альянса. С другой стороны, возникает вопрос, а готов ли сам Токио в военном отношении, если вдруг ситуация в регионе из-за напряженности на Корейском полуострове или в Тайваньском проливе перейдет в фазу горячего конфликта?

 

Ближневосточное НАТО

Между тем в Израиле вновь заговорили о ближневосточном НАТО. О том, что неплохо бы претворить данную идею в жизнь, напомнил президент Ицхак Герцог, который ожидаемо призвал создать аналог НАТО на Ближнем Востоке, чтобы «общими силами противодействовать Ирану и радикальным группировкам». 

Два года назад в интервью CNBC король Иордании Абдалла II заявил, что его страна является многолетним партнером Североатлантического альянса и поддержала бы идею создания «ближневосточного НАТО». О необходимости расширения блока на Ближний Восток заикался и экс-президент США Дональд Трамп. Он предлагал назвать альянс NATOME (NATO - Middle East). Так что идея это далеко не новая и, в принципе, так или иначе возникает с каждой новой эскалацией на Ближнем Востоке. Предполагалось, что альянс мог бы включать такие страны, как Египет, Иордания, ОАЭ, Бахрейн и Марокко, а также, возможно, Саудовскую Аравию, Оман, Катар и Кувейт. 

Союз между Израилем и США и так существует, а в нынешней геополитической обстановке привлечение к нему других разношерстных, порой слишком глубоко разъединенных региональных акторов, - задача довольно сложная. Не говоря уже о том, что уровень доверия возможных участников друг к другу будет, скорее всего, предельно низким. Тем более на фоне войны в Газе и Ливии, активности йеменских хуситов и, самое главное, непонятного исхода противостояния Израиля и Ирана. Однако с возможным возвращением Трампа в Белый дом этому вопросу может уделяться более пристальное внимание. Хотя поляризация и так непростого региона только усилится. 

В любом случае без поддержки США арктические, азиатские и ближневосточные военные альянсы обречены на провал. То и дело ведущиеся в разных уголках мира дискуссии о «клонировании» НАТО свидетельствуют, прежде всего, о сильной международной роли Вашингтона. 

В свою очередь и сами США не желают терять роль регулятора региональных систем безопасности. Климатические и экономические проблемы, а также действия России, Китая и Ирана требуют незамедлительного ответа. Как и необходимости как-то упорядочить амбиции все более крепнущих так называемых «средних держав». А может, роль США все же снизится и в скором времени мы станем свидетелями появления в упомянутых регионах самостоятельных коллективных систем безопасности? Может быть, без «монополии на безопасность» со стороны США странам в разных регионах мира будет легче договориться друг с другом?



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

63


Актуально