Автор: Натиг НАЗИМОГЛУ
На рубеже 2024 и 2025 годов широкое распространение получили предположения и даже утверждения о скором завершении российско-украинской войны. Наступит ли в новом году мир на востоке Европы? Или война между РФ и Украиной, рассматриваемая как арена более широкого, глобального столкновения, участниками которого являются Россия и возглавляемый США Запад, и далее будет сотрясать основы миропорядка? Сопровождаясь все новыми массовыми жертвами среди гражданского населения и угрожая ядерной войной всему человечеству…
Противоположные позиции
Война, длящаяся уже почти три года, привела к гибели, по приблизительным оценкам, миллиона человек - мирных людей, в подавляющем большинстве своем украинцев, и военнослужащих с обеих сторон. В настоящий момент на фронте военных действий Россия стремится закрепиться на занятых ею территориях Украины, продолжая вести операции по расширению своего контроля над Донбассом. Украина сопротивляется наступлению российских войск, одновременно пытаясь удержать свои силы в занятых районах Курской области РФ.
Масштаб военных действий в последние месяцы расширился в результате разрешения западных держав на нанесение Украиной ударов дальнобойным оружием по территории России, а также применением Москвой новой баллистической ракеты средней дальности «Орешник». «Внешний» фон войны дополняется и распространяемыми Украиной и ее западными союзниками данными об участии военнослужащих Северной Кореи в боевых действиях на стороне российской армии. В таких чрезвычайно сложных для перспективы восстановления мира условиях и звучат разговоры о возможных мирных переговорах между Москвой и Киевом.
Но каковы условия сторон для начала переговоров?
Президент России Владимир Путин еще летом прошлого года озвучил свои требования для начала мирных переговоров. К ним относится, прежде всего, полный вывод Украиной своих войск из Донецкой, Луганской, Запорожской и Херсонской областей. То есть украинских территорий, «включенных» Россией в свой состав. Кроме того, Москва требует фиксирования на международно-правовом уровне всех аннексированных украинских территорий, включая Крым и Севастополь, как российских, а также официального отказа Украины от планов вступления в НАТО.
Позиция Киева диаметрально противоположная, что находит свое отражение даже в официальном отказе от переговоров с Россией, вплоть до полного восстановления территориальной целостности Украины. Тем не менее президент Украины Владимир Зеленский осенью прошлого года представил свои предложения относительно начала переговоров, получившие название «план победы». Помимо уже реализованного условия о снятии Западом ограничения по ударам вглубь территории России речь идет о том, что Украина должна получить формальное приглашение в НАТО, а ее союзники должны усилить украинскую систему ПВО, вплоть до создания «комплексного неядерного стратегического пакета сдерживания» российской угрозы, а также усилить санкции против РФ. То есть предложения Киева адресованы, по сути, Западу и предполагают, что их одобрение заставит Россию сесть за стол переговоров, причем без выдвижения максималистских требований.
Согласно «плану победы», Украина не отказывается не только от своих территорий, но и от цели вступления в НАТО. Хотя риторика Киева в последние месяцы говорит о том, что украинские власти уже не считают возможным возвращение всех территорий по состоянию на 1991 год военным путем. Они не прочь обсудить формальный, но никак не юридический отказ от возвращения территорий военным путем в обмен на вступление в НАТО и предоставление Западом реальных гарантий безопасности Украины.
Несмотря на диаметрально противоположные позиции Москвы и Киева, которые, казалось бы, не дают никакого шанса на мир даже в момент завершения третьего года войны, фактором, говорящим в пользу возможного запуска переговоров, выступает неспособность каждой из сторон обеспечить свое кардинальное продвижение на поле боя. Но, кроме того, существует и серьезный внешний стимулятор переговорного потенциала - в лице избранного президента Соединенных Штатов Дональда Трампа, который вступит в свою должность после запланированной на 20 января инаугурации.
Что предложит Трамп?
Трамп еще в ходе своей избирательной кампании заявлял, что способен завершить войну в Украине в течение 24 часов после возвращения в Белый дом. Но то, что победитель президентской гонки в США критиковал администрацию Джо Байдена за оказание значительной финансовой и военной поддержки Украины, в частности, за разрешение наносить удары поставляемым Киеву американским оружием вглубь России, давало повод считать, что после своего возвращения в Белый дом Трамп сократит помощь Киеву и начнет принуждать его договориться с Москвой.
Между тем ни в период избирательной кампании, ни после триумфальных для него выборов Трамп, действующий уже два месяца в статусе избранного президента, не представил конкретный план урегулирования российско-украинского конфликта. Правда, агентство Reuters еще летом сообщило о плане, разработанном советниками Трампа в период его первого президентства - Китом Келлогом и Фредом Флейтцем. Этот план предусматривает прекращение огня с остановкой сторон конфликта на нынешней линии фронта и немедленное вступление их в мирные переговоры. При этом Украине давалось обещание, что она продолжит получать военную помощь, если согласится на прекращение огня и мирные переговоры. России же адресовалось предупреждение, что в случае отказа от предлагаемых Вашингтоном прекращения огня и начала мирных переговоров США увеличат поставки оружия Украине. Взамен же согласия Москвы на переговоры США обещали, во-первых, откладывание рассмотрения вопроса о приеме Украины в НАТО на длительный период времени, а во-вторых - сохранение оккупированных украинских территорий под фактическим контролем России.
Уже после победных для Трампа выборов издание Wall Street Journal сообщило, что окружение избранного президента США обсуждает несколько сценариев завершения российско-украинской войны. Но все они так или иначе сводятся к отказу от принципа администрации Байдена - поддержки украинцев «столько, сколько потребуется», а также к заморозке фронта на действующих позициях и временному, на 20 лет, отказу от принятия Украины в НАТО.
Между тем номинированный Трампом на должность специального посланника президента США по вопросам России и Украины 80-летний отставной генерал Кит Келлог - один из соавторов плана, о котором рассказало Reuters, - заявил, что быстрого соглашения не будет, но оно может быть достигнуто в течение первых 100 дней президентства избранного главы американской администрации.
На фоне подобных анонсов, к которым примешивается очевидная усталость от войны не только самих ее непосредственных участников, но и европейских союзников Украины, которые, с одной стороны, опасаются, что будущий президент США бросит ее на произвол судьбы, а с другой - посылают Киеву сигналы о неизбежности смягчения его позиции по территориальному вопросу, мировые СМИ прогнозируют начало переговоров в 2025 году.
Прогнозы и иллюзии
Еще в конце ноября прошлого года британский журнал The Economist опубликовал прогноз, согласно которому давление на Украину, включая и снижение западной военной помощи, заметно возрастет в 2025 году с целью подтолкнуть ее к мирным переговорам. Взамен она получит гарантии безопасности, но не вступление в НАТО. Издание полагает, что «боевые действия могут резко стихнуть, вплоть до прекращения огня», начнутся переговоры, «может возникнуть полузамороженный конфликт».
В середине декабря газета The New York Times выступила с прогнозом, что война в Украине закончится в 2025 году, который станет «годом переговоров». Причина та же, из области снижения военной помощи Запада: новая администрация США не пожелает поддерживать Киев в прежнем объеме, а европейские страны окажутся неспособными целиком взять на себя данную задачу. По мнению газеты, Украине придется смириться с новой территориальной реальностью и пока не думать о приглашении в НАТО.
Другая влиятельная американская газета - The Washington Post - уже в конце декабря поделилась своим наблюдением, что президент Украины Зеленский начинает демонстрировать большую готовность к переговорам, от которых раньше категорически отказывался. Обозреватели издания связали этот факт с ухудшением позиций ВСУ на линии фронта и заявлениями избранного президента США Трампа.
Немецкая Bild, ссылаясь на анализ правительства Германии, связала вероятность завершения войны в 2025 году со стремлением России к скорейшему миру ввиду стремительного ухудшения ее экономики под воздействием западных санкций.
Наконец, в самый канун Нового года британская Financial Times заявила о том, что Россия и Украина заключат вскоре мирное соглашение. Причем Киев согласится на «фактический» контроль Москвы над утраченными территориями в обмен на гарантии безопасности, но не на членство в НАТО.
Очевидно, что подобные прогнозы во многом базируются на прямых контактах, а также последних заявлениях заинтересованных сторон. Так, президент Украины Зеленский подтвердил обсуждение на состоявшейся 7 декабря в Париже трехсторонней встрече с Дональдом Трампом и французским лидером Эмманюэлем Макроном заморозки войны с Россией. В ходе же встречи с кандидатом в канцлеры Германии Фридрихом Мерцем Зеленский подчеркнул: «Но я предупредил и президента Макрона, и президента Трампа: вы увидите, что Путин не хочет окончания этой войны, поэтому его надо принудить».
Тем временем сам избранный президент США уже неоднократно давал понять о подготовке его встречи с главой РФ. По словам Трампа, Путин «хочет встретиться, и мы занимаемся организацией», так как «нужно закончить с этой войной».
Однако можно ли ожидать от предполагаемых в ближайшем будущем переговоров, в частности и от встречи Трамп-Путин, ощутимых результатов?
Во время состоявшейся 19 декабря пресс-конференции и прямой линии президент РФ сделал акцент на том, что Москва готова к переговорам с Киевом «без предварительных условий», но «исходя из реалий на земле». Особо подчеркнув, что продвижение российской армии «идет по всей линии фронта». Иными словами, Россия продолжает увязывать возможные переговоры с признанием ее территориальных приобретений за время войны с Украиной.
С весьма примечательным заявлением об исходящих от команды избранного президента США Трампа сигналах относительно завершения войны в Украине выступил постоянный представитель России в ООН Василий Небензя. Он назвал их «неинтересными», «неоформленными», непонятными». Судя по таким оценкам, готовность Путина к встрече с Трампом, если она действительно имеет место, можно рассматривать как преследующую цель представить будущему американскому президенту свою позицию, но никак не принять сущностную основу выдвигаемых им предложений. Поскольку последние не снимают с повестки отвергаемую Россией возможность восстановления территориальной целостности Украины и ее принятия в ряды НАТО в какой бы то ни было, пусть даже и долгосрочной перспективе.
Что же касается Украины, то президент Зеленский в своем новогоднем обращении к народу хоть и выразил «открытость к мирным переговорам о прекращении войны», но шанс на этот процесс связал с готовностью нового американского президента «принести мир и положить конец путинской агрессии». С пониманием того, «что первое невозможно без второго». Зеленский подчеркнул, что «справедливый мир не может настать по принципу «начнем с чистого листа», потому что счет не 0:0, на счету - тысячи, тысячи украинцев, жизни которых украла Россия». Исходя из этого, украинский лидер заявил о необходимости «надежных и конкретных гарантий безопасности» для своей страны, о том, что она «не сможет жить в состоянии замороженного конфликта».
Эту же мысль Зеленский продвинул и в своих первых в 2025 году интервью: «Украине для прекращения войны нужны гарантии безопасности не только на бумаге, и заключаться они должны в реальном военном сдерживании России». При этом он вновь упомянул Трампа, выразив готовность сразу же после вступления того на пост президента США «начать с ним обсуждения путей достижения мира».
В целом украинская сторона делает акцент, прежде всего, на вопросе гарантий. Советник главы офиса президента Михаил Подоляк дал понять, что без них говорить о переговорах - «это иллюзия». Прежние договоры, касающиеся безопасности Украины, такие как Будапештский меморандум 1994 года и Минские соглашения 2014-2015 годов, оказались бесполезными, так как, по словам Подоляка, «не несут в себе дополнительной угрозы военного сдерживания». То есть «Россия должна понимать, что как только она начнет агрессию, в ответ она получит значительное количество ударов». При этом Киев считает безальтернативным условием для окончания войны именно получение гарантий безопасности от США.
Последний тезис - прямой ответ на рассуждения о том, что в числе гарантий безопасности может быть размещение европейских миротворцев на территории Украины. С подобной идеей выступил президент Франции Макрон, предложивший разместить в Украине подразделения войск европейских стран, которые будут гарантировать безопасность страны до тех пор, пока она не вступит в НАТО. Аналогичная инициатива связана и с Объединенными экспедиционными силами, сформированными странами Северной Европы (Дания, Финляндия, Эстония, Исландия, Латвия, Литва, Нидерланды, Швеция, Норвегия) под руководством Великобритании. Однако Киев настаивает на необходимости прямого военного участия США в обеспечении гарантий безопасности для Украины.
Между тем возможность размещения любых западных войск на территории Украины отвергает Россия. Что лишь подтверждает всю сложность соединения несоединимого в контексте возможности достижения мира между Россией и Украиной.
Похоже, что ответы на вопросы, возникающие в связи с перспективой российско-украинского урегулирования, действительно могут дать практические, а не гипотетически представляемые пока действия нового президента США. То, как поведет себя Трамп, обещает стать ключевым фактором в дальнейшем развитии событий. Что со всей очевидностью, пусть и каждая со своей колокольни, признают и сами Россия с Украиной.
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ: