Автор: Фуад ГУСЕЙНАЛИЕВ Баку
Все большее ухудшение отношений Запада и России на фоне событий в Украине грозит перерасти в новую "газовую войну". И не важно, кто сделает первый шаг - Брюссель и Вашингтон, обещающие новые санкции в отношении России, Киев, не собирающийся платить долг в $2,2 млрд. за поставки газа из России, пока не будет снижена цена на газ почти в $500 за тысячу кубометров, или Москва, заявляющая о невозможности дальнейшего субсидирования украинской экономики. Главный итог - Европа на этот раз, по заявлениям официальных лиц, твердо намерена добиться диверсификации источников газоснабжения. Хотя сделать это можно было значительно раньше.
Как уже писал R+, председатель Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу заявил, что для Европы газопровод "Южный поток", инициированный Россией, не является политическим приоритетом, так как поставщик остается прежним - "Газпром". И в этих условиях приоритетным для Европы может стать проект газопровода из Азербайджана через Италию.
ЕС в свое время, затянув полномасштабную поддержку проекта Nabucco, в том числе и финансовую, в итоге на несколько лет отсрочил появление на своем рынке альтернативных источников газа. Со своей стороны и Вашингтон, не слишком охотно выдававший разрешение на экспорт газа из США, в настоящий момент может поддержать Европу лишь обещаниями. А ведь США в 2013 году обошли Россию и вышли на первое место в мире по уровню добычи газа - почти 690 млрд. кубометров против 670 млрд. Однако экспорт газа из США составил всего 45 млрд. кубометров против 190 млрд. из России. И в этой связи обещание президента США Барака Обамы полностью обеспечить Европу газом может быть реализовано не ранее, чем в 2020 году, так как потребуется не только нарастить добычу в самой Америке, но и построить терминалы для отправки и приема сжиженного газа, а также огромный флот газовозов. Кстати, и стоимость газа из США будет отнюдь не дешевой - по нынешним ценам американский сжиженный газ обойдется Европе на 50% дороже российского. Хотя ценовой фактор - весьма переменчивая единица, так как новые технологии могут снизить себестоимость как добычи газа, так и его транспортировки в сжиженном виде.
И в данных условиях для Европы основным источником диверсификации поставок газа может стать Каспийский регион. По словам председателя совета директоров компании "ЛУКОЙЛ" Валерия Грайфера, добыча газа в Каспийском море может достигнуть к 2021-2024 годам 270 млрд. кубометров. Естественно, не весь газ пойдет в Европу, так как, например, Казахстан и Туркменистан более предпочитают восточное направление - на быстрорастущий рынок Китая. Но большая предрасположенность ЕС, готовность взять на себя риски, помощь в финансировании могли бы ускорить и реализацию Транскаспийского газопровода, и привлечь на европейские рынки "голубое топливо" с восточных берегов Каспия. Но пока основным, более реальным вариантом диверсификации для Европы остается Азербайджан.
И пока ЕС долго думал о возможных путях поддержки проекта Nabucco (в итоге проект оказался на полке до лучших времен), Азербайджан сам инициировал проект Трансанатолийского газопровода (TANAP), который доставит газ с востока Турции на запад к греческой границе. А далее газ пойдет в Италию по Трансадриатическому трубопроводу (TAP) и по ответвлению в Болгарию.
Кстати, для Болгарии, практически полностью зависящей от российского газа, предстоящие с 2019 года поставки азербайджанского "голубого топлива" очень важны.
"Миллиард кубометров газа из Азербайджана, о поставке которого мы подписали договор в сентябре 2013 года, должен будет поступать через интерконнектор с Грецией, технический проект газопровода должен быть подготовлен в этом году. К концу апреля начнем решать вопросы по финансированию проекта, предварительное желание в нем участвовать уже заявили несколько банков. В будущем году начнется непосредственное строительство интерконнектора", - сообщил министр экономики и энергетики Болгарии Драгомир Стойнев по итогам переговоров со своим азербайджанским коллегой Натигом Алиевым.
Очень важен этот проект и для официального Баку, где убеждены, что не будь смелой энергетической политики, этот проект никогда не был бы реализован. "Азербайджан взял на себя все финансовые, технические риски. Уверен, что мы успешно реализуем и этот проект, так как до сих пор мы добивались успехов во всех энергетических проектах, инициатором которых были", - сказал президент Ильхам Алиев на расширенном заседании Кабинета министров по обсуждению социально-экономических итогов первого квартала 2014 года.
Хотя недавно с легкой руки исполнительного директора турецкой Dogal Gaz Iletim A.Ш. Салтука Дюз-йола, заявившего о переносе сроков строительства TANAP ввиду неких "недоразумений с Турцией", у экспертов возник небольшой шок. Ведь вкупе с этим заявлением было инициировано и снижение расходов Государственного нефтяного фонда Азербайджана на 2014 год, и как раз-таки под сокращение попала статья о расходах на строительство TANAP в размере 800 млн. манатов.
Казалось бы, о каких проблемах может идти речь, если всего пару недель назад президент Ильхам Алиев и премьер-министр Турции Реджеп Тайиб Эрдоган с радушием говорили о нацеленности на скорейшую реализацию проекта TANAP?
"Сегодня в мире не найдется вторых таких стран, которые были бы близки друг к другу так, как Турция и Азербайджан. Мы реализуем большие проекты в экономической сфере. Успешно решается взаимное инвестирование, азербайджанские инвестиции вкладываются в Турцию, а турецкие - в Азербайджан. Этот процесс успешно продолжается. В предстоящие 7-8 лет в экономику Турции будет вложено около $20 млрд. азербайджанских инвестиций. Это самые большие инвестиции, вложенные нами за рубежом", - сказал И.Алиев на встрече с Эрдоганом в Баку 4 апреля.
Турция также нацелена на скорейшее строительство трубопровода TANAP.
"Решением Кабинета министров в настоящее время начался процесс оформления. Если нам удастся завершить этот процесс, то до конца этого года мы сможем заложить фундамент трубопровода. У нас нет беспокойства по этому вопросу. Наша основная цель в том, чтобы через некоторое время начали работать бульдозеры и в короткие сроки был проложен маршрут TANAP. Естественно, все это есть в виде проекта и планов. Но как только начнется прокладка труб, весь мир уже будет наблюдать за этим", - сказал Р.Т.Эрдоган.
Поэтому можно констатировать, что отдельные заявления об отсрочке строительства TANAP остаются лишь измышлениями. Решение же о сокращении расходов ГНФАР в части финансирования доли Азербайджана в TANAP показывает лишь корректировку планов в соответствии с проектом, согласно которому непосредственно строительные работы начнутся в конце 2014 - начале 2015 года.
"Реализация проекта идет по графику. В конце апреля будет подготовлено окончательное финансовое решение, и мы будем знать его стоимость с точностью до плюс-минус 10%. Проведены геологические работы, определена территория вдоль всего маршрута, компания Botas начала процедуру выкупа земель. Если успеем, то к концу текущего года проведем "закладку трубы", - сказал глава SOCAR Ровнаг Абдуллаев.
По его словам, основные строительные работы по проекту TANAP начнутся в 2015 году.
В рамках подготовительных работ уже идет тендерный процесс на поставку стальных труб разного диаметра и строительство газокомпрессорных станций для TANAP.
С другой стороны, уже зарегистрирован проспект эмиссии акций ЗАО "Canub Qaz Dehlizi" ("Южный газовый коридор"), которое создано для эффективного управления проектами Стадии-2 разработки "Шахдениз", увеличения мощности газопровода Баку - Тбилиси - Эрзурум, строительства TANAP и TAP. Уставный капитал ЗАО в $100 млн. разделен на 100 акций номиналом $1 млн. Доля SOCAR в капитале общества составит 49%, государства - 51%.
Масштабы же проекта TANAP рассчитаны на больший объем газа, нежели в настоящее время может гарантировать Азербайджан. Как известно, согласно заключенным контрактам, Азербайджан будет поставлять 16 млрд. кубометров в рамках Стадии-2 разработки месторождения "Шахдениз", из них 6 млрд. закупит Турция, а 10 млрд. - Италия, Греция и Болгария. Мощность же TANAP на начальном этапе составит 20 млрд. кубометров с возможностью расширения до 32 млрд. кубометров.
И это создает возможности для транзита газа других стран, в частности Ирана и Ирака.
Как заявил министр промышленности, рудников и торговли Ирана Мохаммед Реза Наматзаде в интервью немецкой газете Handelsblatt, ИРИ хочет играть важную роль на мировом газовом рынке и предлагает Европе обеспечивать ее потребности в газе. При этом М.Р.Наматзаде подчеркнул, что Иран не хочет составлять конкуренцию России, но, как известно, потребности Европы в газе постоянно растут и Иран может внести свою лепту в обеспечение этих потребностей.
В принципе именно с возможностью прокачивать газ третьих сторон связано желание турецкой стороны увеличить свою долю в TANAP. В настоящее время доли распределены следующим образом: SOCAR - 68%, британская BP - 12%, турецкая Botas - 20%. "Однако турецкая сторона изъявила желание увеличить свою долю еще на 10%. Считаем, что в итоге доля ГНКАР в TANAP составит 58%, BP - 12%, Botas - 30%, и пока в таком составе мы будем заниматься реализацией данного проекта", - пояснил Р.Абдуллаев.
"TANAP - это наш совместный проект. Турция и Азербайджан являются авторами, лидерами этого проекта. В реализации этого проекта самую большую роль сыграли воля и решительность руководства Турции и Азербайджана. В результате реализации этого проекта наши страны будут еще теснее связаны друг с другом, наши экономические и политические возможности намного возрастут. Мы постараемся своевременно реализовать этот проект. Надеюсь, что в 2018 году мы с моим дорогим братом будем вместе отмечать открытие этого проекта", - сказал президент Ильхам Алиев на той же встрече с Эрдоганом.
Ждать осталось недолго.
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ: