27 Января 2025

Понедельник, 10:02

КОРОЛЕВА ЖИВОПИСИ

Первая женщина-живописец Азербайджана Ваджия Самедова оставила после себя особый благородный дух

Автор:

16.12.2014

Отец Ваджии, будущей художницы Азербайджана, Кербелайи Али был азербайджанцем родом из Карса. Вместе с братом они переехали из Карса в Иревань, а через некоторое время перебрались в Баку. Мать ее, Рубаба ханым, приехала сюда вместе с семьей из города Гум в Иране. Познакомившись в волшебном Ичеришэхэр в Баку, Али и Рубаба ханым решили создать семью.

Детей у них было несколько, но выжили только две дочери - Ваджия и Солмаз. Кербелайи Али был кондитером, а Рубаба ханым - домохозяйкой. Оба любили музыку, искусство. Кербелайи Али хорошо играл на таре. А когда на него находила тоска, начинал грустно напевать карсские песни, тюркско-керкукские мотивы. Его мелодичный голос очаровывал слушателей. Дочери подрастали, слушая эти песни. Ваджие казалось, что исполняемые отцом мелодии завершают таинственный облик Ичеришэхэр, где она родилась в 1924 году и считала это место средоточием красоты. Чтобы выразить свои чувства, бралась за кисти, цветные карандаши. Увидев увлечение маленькой дочери рисованием, Кербелайи Али с удовольствием покупал ей бумагу для рисования, цветные карандаши, книги с репродукциями хранящихся в музеях мира произведений знаменитых художников. Обрадовало родителей и желание Ваджии, окончившей 7-й класс средней школы, продолжить учебу в Художественном училище имени Азима Азимзаде.

 

Первая женщина-живописец

В новой школе она не скучала. Очень скоро подружилась с ребятами, завоевала уважение педагогов. В учебе Ваджия отличалась талантом живописца и трудолюбием, училась она с огромным удовольствием и старанием, стремясь постичь тайны любимой профессии. 

В училище красота этой стеснительной, обаятельной, нежной и доброй девушки привлекла особое внимание преподавателя Лятифа Фейзуллаева. В то время Ваджия Самедова мечтала продолжить образование в Москве - в Художественном институте имени Сурикова. А Лятиф Фейзуллаев в 1939 году уже поступил в этот институт. Через два года началась Великая Отечественная война. Так как в то время получавших в Москве высшее образование азербайджанцев было мало, всем им выдали бронь, которую получил и Лятиф Фейзуллаев. В годы войны Художественный институт был эвакуирован из Москвы в Алма-Ату (ныне Алматы. - Авт.). А Лятиф Фейзуллаев, который из-за этого не завершил учебу, вернулся в Баку и стал преподавать в Художественном училище имени Азимзаде. Тогда он и увидел Ваджию.

Окончив училище, в 1944 году Ваджия поехала в Москву и поступила в Художественный институт. В том же году они с Лятифом Фейзуллаевым создали семью. В 1945 году у них родился первый ребенок - сын Ниджат. Прервав учебу на год, Ваджия Самедова предалась заботам о сыне. А Лятиф Фейзуллаев в декабре, через два месяца после начала занятий, отправился в Москву. В связи с его опозданием возникли проблемы в продолжении учебы. Тогда он отправился к композитору Узеиру Гаджибекову, находившемуся в то время в Москве. Тот позвонил ректору и добился восстановления Лятифа Фейзуллаева в институте.

Когда сыну исполнился год, вернулась в Москву для продолжения учебы также и Ваджия, и супруги стали учиться вместе. В 1949 году Фейзуллаев, окончив институт, вернулся в Баку. А Ваджия осталась в Москве и продолжила учебу. Ее учителями были такие знаменитые художники, как Яковлев, Корин…

В 1951 году Самедова написала дипломную работу "Узеир Гаджибеков среди азербайджанских композиторов". Ее наставники высоко оценили эту работу. По настоянию Павла Корина Ваджия поступила в аспирантуру, после окончания которой получила предложение преподавать в Художественном институте. Но она уже не хотела оставаться вдали от родных. Вернулась в Баку - к семье, к сыну, которому уже исполнилось 7 лет. Первая женщина-живописец в Азербайджане, Ваджия Самедова стала заниматься и творческой деятельностью, а также преподавать в Художественном училище имени Азима Азимзаде. 

 

"Никчемное произведение" в музее

1957-1963 годы стали самыми плодотворными в творчестве Самедовой. Ею были созданы такие интересные произведения, как "Свадьба в Лянкяране", "Подготовка к свадьбе", "Песня". В 1962 году она поехала в творческую командировку в Болгарию, впечатления от поездки в которую были отражены в работах "Старые болгарки", "Базар в Софии", "Дождливый день", "Дома на скалах" и др.

Немало произведений посвятила Ваджия Самедова и своим родным: "Портрет моей сестры", "Архитектор Солмаз Самедова", "Перед экзаменом" - любимой сестре Солмаз, а "Портрет моей дочери", "Маленькая Фатима", "Студент", "Маленький скрипач" - своим детям. Написала Самедова и портрет очень гордившейся ею матери. Дороги в искусстве не всегда бывают гладкими. В 1953 году, чтобы написать "Портрет Лейлы Бадирбейли", ей пришлось много раз побывать в квартире актрисы, сделать десятки эскизов, вложить много сил в эту картину. Ее тогда довели до того, что она изрезала полотно мастихином, которым соскабливала краску с холста. Прекрасно понимая ценность этой картины, один из художников сказал: "Никчемное произведение". Именно это так сильно задело Ваджию Самедову. Причисленный к 100 самым прекрасным образцам азербайджанской живописи, "Портрет Лейлы Бадирбейли" уже 59 лет демонстрируется в Музее искусств. Ближайшим другом и советником в искусстве для нее всегда был супруг. Дом двух художников был настоящим очагом искусства. Здесь часто собирались друзья по цеху - Таир Салахов, Микаил Абдуллаев, Омар Эльдаров, Алибек Рзагулиев, Токай Мамедов и другие. 

К сожалению, материальные затруднения в семье продолжались и после возвращения в Баку. Не имея своей квартиры, некоторое время они оставались в Ичеришэхэр - в отцовском доме Ваджии Самедовой. В 1958 году завершилось строительство Дома художников, где они получили квартиру. В том же здании находилась и их мастерская. Одна на двоих. Приходилось работать по очереди. Наконец в 1962 году Ваджия Самедова получила отдельную мастерскую. Однако реализовать все задуманное в нормальной творческой обстановке ей уже было не суждено. Беспощадная болезнь настигла ее, когда они только-только обустроились в новой квартире и решилась проблема с мастерской. Дочери Фатиме было всего лишь 5 лет. Так как у родителей было слишком мало времени, она росла у бабушки. Тогда Фатима еще не понимала происходящего. А Ниджат, который был старше на 10 лет, осознавал постигшую их беду и был сражен так же, как и отец, бабушка, тетя. 

 

Увековеченное имя

У Ваджии Самедовой есть картина "В ожидании вестей". Написана она в 1963 году. Это последняя работа художницы. Картина была успешно показана на прошедшей в Баку в 1963 году выставке "Наш современник" вместе с несколькими другими работами автора. Сын Ваджии Самедовой Ниджат говорит, что никогда не может смотреть на это полотно без волнения. На картине изображены столпившиеся на берегу и ждущие известий о рыбаках люди. Ощущается напряжение, предшествующее несчастью. Это наиболее ясно видно по лицу женщины, стоящей на самом переднем плане. Ниджат Фейзуллаев говорит, что это образ самой Ваджии - она рисовала эту картину, уже зная о своей тяжелой, неизлечимой болезни: "Как и в созданной ею композиции, она и сама пребывала в тягостном ожидании. Ждала диагноза своей болезни, чтобы узнать, сколько еще лет отведет ей судьба". Решение врачей потрясло Ваджию Самедову. Ей предложили сделать операцию. Сказали и о том, что после этого она не сможет двигать рукой. Вердикт врачей поставил ее перед выбором: чтобы продлить жизнь, она должна была отказаться от жизни в искусстве. Согласия на операцию она не дала. "Какой в этом смысл? - сказала. - Если не смогу работать, все равно не смогу жить". Ведь чтобы творить, вершить большие дела, нужна и физическая сила. 

Супруг отвез ее на лечение в Москву. А до этого, по настоянию хирурга Мурсала Гараева, ее прооперировали. Хотя операция и была удачной, но было уже поздно. Пройдя курс лечения в московской больнице, она вернулась в Баку. Родные немного успокоились. Но осенью болезнь вновь обострилась. Скончалась Ваджия Самедова в 1965 году, за месяц до того, как ей исполнился бы всего только 41 год. Из Центрального Комитета партии пришло решение о выделении места для ее погребения в Аллее почетного захоронения. Однако Лятиф Фейзуллаев выполнил завещание супруги. Ваджия Самедова была похоронена на общем мусульманском кладбище. А рядом с могилой любимой жены он оставил место для себя. Рубаба ханым пережила любимую дочь лишь на шесть месяцев…

Вскоре после смерти имя Ваджии Самедовой было увековечено - оно было присвоено выставочному салону Союза художников Азербайджана.

…Когда скончалась супруга, Лятифу Фейзуллаеву было 45 лет. Он прожил после нее 22 года. Не женился. Ему было невыносимо тяжело терпеть разлуку. Стал гипертоником. Постоянно болел. В картинах "Старое кладбище", "Одинокая могила", "Портрет художницы Ваджии Самедовой", "Утро" он отразил свою любовь к супруге, тоску по ней. В мир иной Лятиф Фейзуллаев ушел в 1987 году. Его похоронили рядом с ней, Ваджией Самедовой, первой женщиной-живописцем Азербайджана.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

904


Актуально