Автор: Нурлана ГУЛИЕВА Баку
Всю прошлую неделю в Азербайджане продолжали напряженно наблюдать за колебаниями курса маната по отношению к инвалютам. Правда, уже ажиотажа перед банками и пунктами обмена валют не наблюдалось: на фоне незначительных изменений в курсовой политике Центробанка страны многие заняли выжидательную позицию.
Находящийся с визитом в Мингячевире президент Ильхам Алиев сделал ряд важных заявлений по образовавшейся ситуации, после чего государственные структуры усилили контроль за инфляционными процессами и фактами спекуляции на валютном рынке.
Ожидаемый процесс
"Напряженность, переживаемая в течение последнего года на пространстве СНГ по соседству с нами, в определенной степени отразилась и на экономике Азербайджана", - заявил президент И.Алиев, комментируя последние события на валютном рынке страны. По его словам, основной целью принятого решения о девальвации маната является стремление защитить азербайджанский народ от возможных рисков, укрепить стабильность в Азербайджане. Он напомнил, что последняя денежная реформа в стране была проведена в 2006 году, в результате чего манат был приравнен к доллару. Однако в течение последующих 10 лет на фоне экономических реформ нацвалюта стала укрепляться, а ее стабильность поддерживалась ЦБА. Положительным итогом этого процесса стали снижение инфляции, усиление благосостояния населения, стремительное развитие банковского, страхового секторов и других сегментов финансового рынка, сферы услуг, инфраструктуры и т.д.
"Резкое падение курса нацвалют в соседних государствах, так или иначе, стало негативно отражаться и на нас. Кроме того, резкое падение цен на нефть в мире отрицательно сказалось и на наших доходах. Одновременно постепенный рост курса маната, конечно, оказывал негативное влияние на наше экономическое развитие. Поэтому было принято решение несколько понизить курса маната, - заметил И.Алиев, добавив, что еще в январе этого года он высказал мнение о негативном влиянии чрезмерного укрепления маната на экономику. - Вслед за этим наш Центральный банк заявил, что курс маната постепенно будет падать до конца года. Это тоже явилось сигналом, чтобы люди были готовы к этому".
Вместе с тем ажиотажа избежать не удалось, и в итоге население ринулось скупать доллары. Спекулянты тоже, быстро смекнув, какой можно сорвать куш на колебаниях курса, начали осаждать "обменники". В итоге образовалась достаточно опасная ситуация для валютных резервов ЦБА: в течение нескольких дней ежедневно на рынке закупалось минимум $500 млн. То есть именно этим объясняется решение о "шоковой" девальвации. "Фактически манат снизился до прежнего уровня. То есть когда начиналась реформа, 1 манат равнялся $1, и сегодня 1 манат равен примерно $1", - подытожил глава государства.
Здесь напомним, что валютные резервы и так достаточно пострадали из-за стремления удержать курс нацвалюты на фоне резкого падения цен на нефть и девальвации валют в соседних государствах - торговых партнерах Азербайджана. Так, в четвертом квартале 2014 года валютные резервы страны снизились на $2,3 млрд., или на 4,3%.
Вместе с тем, конечно, до опасного уровня еще очень далеко, и по заверению ЦБА, нынешний объем резервов страны ($51,4 млрд. на 1 января 2014 года) достаточен для замещения трехлетнего импорта товаров и услуг и в 8 раз превышает размер внешнего долга Азербайджана.
Между тем и иностранные эксперты также так считают, что падение курса маната было ожидаемым и экономически обоснованным решением. По мнению профессора Вильфрида Фурмана из Потсдамского университета, который прокомментировал для сайта "Вестник Кавказа" последние события в экономике Азербайджана, если бы курс маната не был снижен, то все усилия и успехи прошлых лет по строительству диверсифицированной азербайджанской экономики, то есть усилению ненефтяного сектора (аграрного, туристического, сервисного и индустриального секторов), оказались бы напрасными. "Эти секторы, будучи окружены странами, удешевившими свои валюты, потеряли бы свою конкурентоспособность, были бы ограничены их экспортные возможности. Усилившаяся безработица отбросила бы экономику Азербайджана на годы назад", - отметил эксперт.
По утверждению В.Фурмана, обесценивание нацвалют относительно доллара наблюдается во всем мире, и обычно это происходит путем снижения процентных ставок нацбанками, как это произошло в Мексике, Индии, Австралии и многих других странах, или же другими мерами, как в Японии, Китае, Сингапуре, Дании и т.д. "К примеру, на протяжении долгого времени, вплоть до сегодняшнего дня, занижается курс китайской валюты, что стало одним из решающих исходных факторов в экономическом подъеме Китая. В прошлом занижался курс эстонской кроны с целью обеспечения развития Эстонии после обретения независимости; или же курс немецкой марки в ФРГ для восстановления страны после войны. Удешевление маната, таким образом, представляет собой вид индустриальной политики", - отметил эксперт.
По прогнозу члена-корреспондента РАН, директора Института экономики РАН Руслана Гринберга, валюты будут расти, если будут выздоравливать нефтяные рынки. "В стране, экономика которой держится на энергоресурсах, это должно было произойти. После обвала рубля ожидалось, что и в странах СНГ произойдет девальвация", - сказал он.
В заявлении рейтингового агентства Fitch Ratings также отмечается, что девальвация будет способствовать бюджетной и внешней корректировке, что позитивно на фоне снижения цен на нефть. "Резкое повышение реального эффективного обменного курса маната в результате снижения в 2014-2015 гг. курсов российского рубля и турецкой лиры, если бы оно продолжалось, оказало бы негативное влияние на меры по развитию ненефтяной экономики в Азербайджане", - отмечает агентство.
Между тем о том, что международные рынки капитала достаточно сдержанно отреагировали на девальвацию азербайджанского маната, о чем свидетельствует тот факт, что котировки суверенных еврооблигаций Азербайджана и двух выпусков евробондов ГНКАР почти полностью отыграли падение, произошедшее 23 февраля, на новостях о девальвации национальной валюты. По данным Штутгартской фондовой биржи, во вторник, 24 февраля, 10-летние евробонды республики с погашением в 2024 году торговались на уровне 100,15% от номинала, тогда как вечером в пятницу, 20 февраля, цена бумаг равнялась 100,16%. В понедельник, 23 февраля, котировки бумаг снизились до 99,87% от номинала. По мнению экспертов "Интерфакс-ЦЭА", первоначальное падение цен еврооблигаций было вызвано опасениями дестабилизации ситуации в денежной сфере Азербайджана, однако вскоре выяснилось, что курс валюты стабилизируется на новом уровне, и эти опасения отступили, поэтому цены восстановились. В целом девальвация маната, проведенная резко и решительно, вероятно, не вызвала у владельцев суверенных облигаций Азербайджана опасений в неплатежеспособности эмитента.
Банки предпринимают меры
Между тем насколько бы обоснованной и ожидаемой ни была бы девальвация маната, не отрицается и тот факт, что данный процесс влечет за собой ряд негативных последствий для отдельных секторов экономики и населения.
Во-первых, как уже не раз отмечалось в СМИ, пострадают банковский, страховой, туристический секторы, сфера услуг. Несмотря на появившиеся в первые дни мрачные прогнозы о возможном банкротстве ряда субъектов указанных сфер, пока никакой реальной информации на этот счет не поступало.
Однако, рейтинговое агентство Fitch Ratings выступило с заявлением, что девальвация негативно скажется на капитализации банковского сектора страны.
"Банки в Азербайджане имеют большое количество кредитов в иностранной валюте и подвержены убыткам по коротким валютным позициям. Усиление долларизации экономики и балансов банков означает, что валютные риски в секторе будут существенными в среднесрочной перспективе", - отмечается в сообщении агентства.
Агентство подчеркивает, что несколько банков понесли значительные потери в результате девальвации. "По нашим оценкам, некоторые банки, возможно, нарушили регулятивные требования по достаточности капитала. Однако мы считаем, что регулятор может дать разрешение на некоторое отступление от требований, чтобы помочь банкам формально выполнять их, как это было в России", - отмечается в пресс-релизе. Агентство полагает, что постепенное ухудшение качества активов по валютным кредитам является вероятным, поскольку большинство заемщиков по таким кредитам имеют ограниченный доступ к валютной выручке.
Здесь отметим, что уже на прошлой неделе Азербайджанский фонд страхования вкладов (ADIF) принял решение увеличить с 24 февраля 2015 года максимальную ставку по вкладам населения, подлежащим страхованию, с 9 до 12%. Основной целью в данном случае является, естественно, попытка поддержать доверие населения к банкам и предотвратить отток депозитов физлиц. Наряду с этим отдельные банки уже объявили о различных кампаниях и новых стимулирующих мерах для вкладчиков, вплоть до обязательства по возмещению налогов с прибыли на депозит.
Вместе с тем немного непонятная ситуация сложилась с обязательствами заемщиков. Так, до сих пор нет однозначного мнения о том, по какому курсу должны делаться выплаты по долларовым займам. Даже ЦБА заявил о том, что в действующем в стране законодательстве этот вопрос четко не определен: "Статью в Гражданском кодексе по этому вопросу можно интерпретировать по-разному. Поэтому трудно дать однозначный ответ на вопрос, по какому курсу возвращать кредиты". Что касается вопроса, каким образом должны быть урегулированы отношения между банком и его клиентами, ЦБА посоветовал клиентам обращаться в суд, потому что этот вопрос может быть решен только таким образом: "Возможно, Конституционный суд прокомментирует этот вопрос".
По мнению эксперта-экономиста Вюгара Байрамова, было бы целесообразно, чтобы ЦБА выбрал один из трех возможных в мировой практике путей решения данного вопроса. "Во-первых, Центробанк может сам компенсировать образовавшуюся курсовую разницу с учетом того, что резервы для этого имеются. Это спасло бы от убытков и заемщика, и кредитора. Второй вариант - использовать принцип усредненного курса для индексации долларовых кредитов в нацвалюту, что позволяет разделить дополнительную курсовую нагрузку между сторонами. И, наконец, ЦБА может ввести льготы для заемщиков, рекомендовав банкам пересмотреть имеющиеся кредитные договора", - отметил В.Байрамов.
В любом случае однозначно, что решение должно удовлетворять обе стороны, чтобы не вызвать напряженности ни в бизнесе банков, ни для заемщиков.
Замедление инфляции
Что же касается основного негативного результата девальвации - роста потребительских цен, то в данном случае важно, чтобы этот процесс также был бы экономически обоснованным, а не огульным. Уже сообщалось, что многие торговые точки буквально в тот же день, когда была объявлена "шоковая" девальвация, начали осуществлять переоценку товаров без учета того, что завезены они были в страну по старому курсу или были местного производства.
Однако достаточно резкое заявление по этому поводу президента Ильхама Алиева расставило все точки над "i". "Всем соответствующим структурам дано указание не допускать искусственного завышения цен. Проводится мониторинг, в отношении желающих искусственно завысить цены будут приняты очень строгие меры наказания. В течение последних лет потребляемые в стране основные продовольственные товары производятся в Азербайджане. В таком случае ни о каком подорожании этих товаров не может быть и речи. Если кто-то искусственно завысит цены, то будет наказан со стороны государства", - указал глава государства.
После этого были снижены до прежнего уровня цены на лекарственные препараты, возросшие после резкой девальвации национальной валюты, появилась информация о штрафных санкциях по отношению к фирмам, импортирующим продукты питания и создающим их искусственный дефицит на рынке или завышающим цены на них. Также были наказаны пункты обмена валют, замеченные в спекулятивных операциях на валютном рынке.
Здесь хотелось бы обратить внимание на пример соседней России, переживающей сейчас сильные инфляционные процессы в результате резкой девальвации рубля. Там операторы продовольственных магазинов, входящие в Ассоциацию компаний розничной торговли (АКОРТ), приняли решение заморозить цены на корзину не менее чем из 20 социально значимых товаров первой необходимости сроком на два месяца. Фиксируя цену, торговые сети обязуются не допускать ее повышения, но будут снижать цены в случае снижения закупочной стоимости. Решение, достойное для подражания.
Вместе с тем социальные ведомства уже заявили, что если произойдет подорожание потребительской корзины в Азербайджане, негативное влияние на пенсии и пособия будет устранено путем индексации.
Также в Тарифном (ценовом) совете Азербайджана заявили, что вопрос повышения тарифов на энергоносители (включая бензин), а также на пассажироперевозки в настоящее время советом не рассматривается, что также служит сигналом, что инфляционные процессы будут замедляться и смягчаться всеми доступными государству инструментами.
Другими словами, пока негативные последствия резкого удешевления маната купированы, и вторая неделя девальвации прошла более-менее спокойно.
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ: