24 Ноября 2024

Воскресенье, 18:44

БОЛЬШЕ, ЧЕМ НОТЫ

Праздничная Новрузовская неделя в Баку прошла под эгидой Международного фестиваля «Мир мугама»

Автор:

01.04.2009

Одним из самых знаменательных событий, приуроченных к объявлению Баку столицей исламской культуры, стало проведение с 20 по 25 марта международного фестиваля "Мир мугама". Событие это можно назвать знаковым - мугам, как высшая музыка, феномен не только азербайджанской, но и всей восточной культуры. И эту сущность подтверждает то, что азербайджанский мугам внесен в список шедевров устного и нематериального наследия человечества ЮНЕСКО. Но есть музыканты, считающие мугам не только восточной культурой, отмечая, что эту музыку можно синтезировать с западной культурой. Так, известный азербайджанский композитор-органист Ариф Мирзоев, проживающий в Германии, назвал мугам импровизационной музыкой восточного Возрождения, считая, что она имеет скрытую полифонию. Об Арифе Мирзоеве мы упомянули не случайно. Дело в том, что в мире Ариф Мирзоев известен как мусульманский композитор, пишущий протестантскую музыку, и в своих произведениях "Органная симфония памяти Баха" и "Январские пассионы" (исламская траурная месса) композитор соединил духовную музыку ислама и духовную протестантскую католическую музыку. Более того, А.Мирзоев считает, что "мугамные интонации" можно проследить и в произведениях великого Баха.

В одном из интервью российским СМИ А.Мирзоев признался, что занимался исследованием этого вопроса довольно продолжительное время. "Мне в молодости говорили: ты азербайджанец и должен писать азербайджанскую музыку. О том же сказал и  основоположник азербайджанской классической музыки Узеир Гаджибеков: если писать не родную музыку, то не удастся сделать открытия. Я прислушался к его словам - это вопрос эстетики, а не национализма. Но сам всегда сочинял полифонические пьесы, хотя азербайджанской национальной музыке полифония считалась несвойственной: наш мугамат - многоголосый, поэмный. Затем мой учитель Кара Караев внушал мне, что национальное в музыке надо видеть глубоко. И я стал копаться в духовной музыке ислама, которая звучала во время похоронного обряда, после него молитвы из Корана читались в основных ладах - семь мугамов, и каждый имеет свой звукоряд. С другой стороны, я уверен, что тема Токкаты и фуги ре минор Баха  - восточная: там много необычных для Европы интонаций. Об этом я в Германии разговаривал с Удо Циммерманом, композитором и главным дирижером Лейпциг-оперы, директором Лаборатории современной музыки. И я ему доказал, что эта музыка Баха - готовая восточная импровизация. Бах не был на Востоке, но также не был ни в Италии, ни во Франции - просто обладал этой информацией. Циммерман сказал, что у меня иная полистилистика, которая отличается от Шнитке и соединяет невероятные вещи на трех уровнях. Первый: музыка Востока и Запада. В противоположность Киплингу, сказавшему, что Запад и Восток никогда не сойдутся, я пытаюсь доказать, что они сходятся. Второй: музыка восточного Возрождения и европейского Возрождения и барокко, старинные танцы типа пассакалии, жиги, гавота, сарабанды, менуэта. Третий: духовная музыка ислама и духовная протестантская и католическая музыка. В мировой музыкальной литературе подобных аналогов не было".

Именно поэтому в Германии признано, что Ариф Мирзоев первый композитор, который стал заниматься подобным синтезом, за что и был назван "Бахом Востока", а в 1994 году награжден медалью "Бах-хауза" в Айзенахе "Наследники Иоганна Себастьяна  Баха" за вклад в мировую "Бахиану". А добиться такого признания и успеха А.Мирзоеву удалось в том числе благодаря… мугаму. 

 

Мир, окутанный мугамом 

Торжественное открытие международного фестиваля "Мир мугама" состоялось в недавно отстроенном Международном центре мугама в Национальном парке. В церемонии приняли участие президент Азербайджана Ильхам Алиев, супруга главы государства Мехрибан Алиева, генеральный директор ЮНЕСКО Коиширо Мацуура, а также многочисленные гости, прибывшие на фестиваль из 17 стран мира. Стоит отметить, что в последние годы в области сохранения, развития и пропаганды мугама под непосредственным патронажем президента Фонда Гейдара Алиева Мехрибан ханым Алиевой была проделана большая работа. И международный фестиваль мугама, проведенный по инициативе посла доброй воли ЮНЕСКО и ИСЕСКО Мехрибан ханым, также является одним из важных мероприятий в области популяризации и пропаганды азербайджанской культуры и музыки. Организаторы фестиваля  - Фонд Гейдара Алиева, Министерство культуры и туризма, Союз композиторов Азербайджана при спонсорской поддержке Фонда друзей азербайджанской культуры и Министерства образования пригласили в нашу столицу более ста гостей из ближнего и дальнего заpубежья. Среди приглашенных ансамбль "Мараги" (Италия), Хусейн аль Адхами (Ирак), Васумати Бадринатан (Индия), Айше Редуан (Египет), ансамбль "Ангам аль Рафидаин" (Ирак), Мозаффар Шафии (Иран), Нодира Пирматова (Узбекистан) и др. Азербайджан на этом музыкальном великолепии  был представлен во всех фольклорных воплощениях: народные песни и танцы, мугам, джаз-мугам, композиторы-классики. Свое мастерство ценителям мугама демонстрировали такие известные ханенде, как народный артист Азербайджана Агахан Абдуллаев, Мелекханым Эюбова, Мохлет Муслимов, Сакина Исмайлова, Алим Гасымов, Забит Набизаде. В фестивале также приняли участие  Государственный камерный оркестр им. К.Каpаева, хоровая капелла, танцевальный ансамбль, Государственный ансамбль старинных музыкальных инструментов. Чрезвычайно яркую и насыщенную программу фестиваля предварила 18 марта опера Узеира Гаджибекова "Кероглу" в Азербайджанском государственном академическом театре оперы и балета с участием солистов Самира Джафарова и Илахи Эфендиевой. На следующий день, 19 марта, в Азербайджанской государственной филармонии состоялся концерт Государственного симфонического оркестра, исполнившего симфонические мугамы Фикрета Амирова "Шур", "Кюрд овшары", "Гюлистан баяты-шираз". Далее 21 марта в Международном центре мугама прошел фестивальный концерт - прозвучали "Раст" в блестящем исполнении Мансума Ибрагимова и "Баяты-шираз" - Мелекханым Эюбовой. Выступали зарубежные гости - ансамбли "Мараги" (итальянский солист Сепиде Раиссадат) и "Аль Кинди" (солист из Сирии Омар Сармени). А в это же время в Джаз-центре ценители этноджазовой музыки смогли оценить незабываемое исполнение азербайджанских джазменов. 

Самым насыщенным днем фестиваля стало 23 марта. Перед любителями мугама выступили в Центре мугама Сакина Исмайлова, Нурия Гусейнова, а также ансамбли "Нахда" (Марокко) и "Чаргох" (Узбекистан). А под сводами филармонии прозвучали симфонический мугам Ниязи "Раст", симфония "Мугамвари", хоровой мугам "Баяты-шираз" и кантата "Физули". Оставшиеся два дня фестиваля были украшены оперой Зульфугара Гаджибекова "Ашуг Гариб" в исполнении Гюльяз Мамедовой и Сабухи Ибаева, которая была показана в Театре оперы и балета, "Чахаргяхом" в исполнении Алима Гасымова в Центре мугама. А в заключительный день фестиваля в Центре мугама можно было послушать "Шур" в исполнении Забита Набизаде, индийскую певицу Васумати Бадринатан, а также египетский ансамбль "Аль Адвар" с участием солистки Айше Редуан. Торжественное закрытие фестиваля состоялось при участии Государственного симфонического оркестра, ансамбля старинных музыкальных инструментов, мастеров мугама и лауреатов Международного конкурса мугама во Дворце имени Гейдара Алиева. Кстати, в конкурсе мугама, проходившем в рамках фестиваля, принимали участие вокалисты в возрасте до 35 лет. Главной премии конкурса - Гран-при жюри единогласно удостоило азербайджанского ханенде Тайяра Байрамова. Ему были вручены почетная грамота и денежная премия в размере 20 тысяч евро. Первое место заняла представительница Узбекистана Юлдуз Турдыева, которая была награждена почетной грамотой и денежной премией в размере 15 тысяч евро. Второго места был удостоен иранский музыкант Мохаммад Мотамеди,  третьего - египтянин Мустафа Саид. Им были вручены денежные премии соответственно в размере 10 и 5 тысяч евро. В состав жюри конкурса вошли: народные артисты Азербайджана Ариф Бабаев и Рамиз Зохрабов, представитель ЮНЕСКО, профессор парижского Национального центра научных исследований Жан Дюринг, вице-президент Международного совета по традиционной музыке голландец Вим ван Зантен, турецкий музыковед Фикрет Каракая и лауреат Международной музыкальной премии мира немец Михаэль Дреер.

Комментируя организацию одного из самых важных мероприятий в культурной жизни столицы в одном из интервью местным СМИ, председатель Союза композиторов Азербайджана, художественный руководитель международного фестиваля "Мир мугама" Франгиз Ализаде заметила, что "программа-максимум была выполнена. То, что мы задумали, удалось осуществить. Первая цель, которая была поставлена, - популяризировать мугам - это, так сказать, уже пройденный этап. Потому что мугам достаточно уже известен. Это не мугам 1999 года, не мугам 2000 года. Сегодня мугам известен абсолютно во всех странах мира, и не только людям, сведущим в музыке.  Вплоть до того, что когда в Вашингтоне проводятся фестивали, они не проходят без мугама. Более того, фестивали проводятся и в Европе, и в Азии, начиная от Тайваня и заканчивая Канадой. И на всех этих фестивалях звучит мугам. У нас была цель показать, что мугам в самом наилучшем виде - в виде дястгяха, в виде классической своей формы в сочетании с тяснифами, с народными песнями, которые существуют в этих ладах, отобранных нами, имеет живое воплощение в сегодняшней музыке Азербайджана".

А лауреат Международной музыкальной премии мира, который также является директором немецкого музыкального фестиваля, Михаэль Дреер считает, что презентаций мугама в целом по миру надо устраивать больше. "Необходимо создавать какие-либо синтезы по типу мугама с джазом. Я лично хотел бы проводить совместные концерты музыкантов из Ирана, Азербайджана, Сирии. То есть сейчас, в двадцать первом веке, нужно объединять культуры, проводить культурный обмен. Показать западному слушателю, который считает, что его культура самая лучшая и передовая, что собой представляет культура Востока", - отметил немецкий эксперт.

 

Мугам как символ бесконечности

Так что же такое мугам? Что говорят исследователи о его происхождении? Большинство ученых склонны считать, что слово "мугам" имеет два различных, но связанных между собой значения. С одной стороны, оно используется для обозначения лада в азербайджанской народной музыке. Всего различают семь основных ладов: Раст, Шур, Сегях, Шуштер, Чаргях, Баяты-шираз, Хумаюн и несколько побочных. С другой стороны, этот термин обозначает особую музыкальную форму, родственную арабскому макаму, узбекскому макому, индийской раге, но которая в то же время обладает собственными канонами построения. Почему многие ученые считают, что мугам имеет арабо-иранское происхождение? Дело в том, что, например, в энциклопедиях относительно данного понятия пишется, что слово "мугам" происходит от арабского слова "макам" - местоположение, позиция, в частности положение пальца на грифе инструмента, или "макам" (араб.) - ладово-мелодическая модель (комплекс попевок в определенном ладе) в арабской, иранской, турецкой музыке (родственные явления - маком, мугам, рага). Такого мнения придерживался и великий Узеир Гаджибеков. Помимо этого существует мнение, что мугам как форма азербайджанской народной музыки уходит корнями глубоко в духовную культуру Востока, где ему положили начало религиозные напевы чтецов Корана и музыка, исполняемая при персидском дворе, а техника исполнения является традиционной для народных певцов Азербайджана - ашугов, когда голос певца используется как полноценный музыкальный инструмент. Каждая мугамная композиция состоит из нескольких частей, объединенных общим творческим замыслом, и называется в соответствии с одним ладом-мугамом, в котором она исполняется. Переходя от одной части мугама к другой, певец-ханенде расширяет звуковой диапазон, поднимаясь от низкого регистра к высокому; от мелодичного речитатива переходит к эмоциональному пению. Между разделами мугама исполняются теснифы - вокальные композиции, или ренги и диринги - инструментальные включения, по большей части танцевального характера.

В то же время часть исследователей придерживается иного мнения. В частности, тюрколог, д.и.н. Алекпер Алекперов отмечает, что так как слово "мугам/макам" возводится к семитскому происхождению: арабское "макам", еврейское "маком/стоянка", то следует помнить, что в средние века понятие макамов/стоянок, как особых мистических состояний, широко использовалось, особенно суфиями, во время медитаций, и мугамы/макамы, согласно суфизму, являются ступенями (остановками) на пути познания истины, слияния с Богом. Но так как все исследователи относительно возраста мугама высказывают неопределенность, можно с большой сомнительностью отнестись к отождествлению понятия "мугам" с семитским словом "макам/маком"-"стоянка". Сама по себе идея, что мугамы связаны с суфийским учением о "тарикате", интересна, но  вряд ли можно связать каждый мугам с одной "стоянкой". Во-первых, об этом нет никаких письменных свидетельств и, во-вторых, сами мугамы не поддаются такой схематизации, ведь как жанр мугам окончательно сложился в Х-ХII веках, отмечает исследователь. 

По его мнению, ислам и его философия, естественно, на протяжении 1400 лет оказывают доминирующее влияние на каждого, кто в какой-то степени считает себя мусульманином, в частности азербайджанцем. "Судя по имеющемуся в нашем распоряжении материалу,   мугам и Азербайджан как понятия взаимодополняемы и неотделимы. Упоминание азербайджанскими музыковедами Пифагора, Платона и Аристотеля, а также соотнесение понятий "музыка/мусыка-мугам" позволяют считать, что термин "мугам" на самом деле имеет доарабское происхождение. Прежде всего необходимо отметить, что мусульмане всегда на протяжении существования халифата преследовали представителей дуалистических учений, коими были зороастрийцы и манихейцы. Доарабское/домусульманское происхождение мугама подтверждается наличием в нем таких частей, как Новруз, Мани, Хуррэм, Кэбри (от "гебр" - "зороастриец"). Согласно некоторым сообщениям, некогда существовала песнь Мэздэкани, о котором Низам аль-Мульк сообщает, что он имел пророческие притязания и хотел поставить мир на ложный путь, а Маулана аль-Надви про Маздака пишет, что в период его деятельности весь Иран был ввергнут в сексуальную анархию и эротический кризис. А так как, по нашему мнению, мугам как жанр является доарабо/домусульманским, уже поэтому производить само понятие "мугам" из семитского слова "макам/стоянка" сомнительно. Сомнительно и то, что вряд ли при господстве зороастрийского культа семитская терминология оказала бы такое сильное влияние на мировосприятие местного населения", - пишет тюрколог. 

В этом отношении интересны исследования Р.Имрани, который связывает собственно мугам с мидийско-зороастрийской традицией, что прослеживается в названии мугамов и их частей. Этот вывод исследователя интересен и требует дальнейшей детализации, считает Алекперов. Вполне возможно, что зарождение мугама восходит к дозороастрийской эпохе, которую некоторые исследователи удачно назвали эпохой Тенгрианства (родственная связь человека с окружающим его миром, обожествление природы), - к эпохе "Яллы". Безусловно, слово "Яллы" восходит к тюркскому "Alov/Yalov". Следы же этого танца обнаруживаются в наскальном изображении эпохи мезолита в Азербайджане - Гобустане.

Необходимо отметить и такой интересный факт, что танец "Яллы" основан на ладе Чаргях, о котором М.Навваб пишет: "Чаргях взят из небесного грохота и, кроме того, четырьмя песнями и уголками достиг совершенства. Его изначально называют Чаргях". 

Как видно и из этого примера, основные четыре элемента творчества (огонь, воздух, вода, земля) связаны с Громовержцем, которого тюрки именуют "Qan Tanri/Quar", т.е. "Яллы" (Чаргях) также связан с культом Бога (Света).

Характерная особенность исполнения мугама (в том числе и индийской раги), а также "Яллы", независимо от количества исполняющих, - это унисон, что также подтверждает единство Бога. Но унисон в исполнении мугама имеет и свою особенность, а именно хоровое исполнение мугама невозможно потому, что у каждого свой внутренний мир, свой контакт "Бог - человек". Видимо, поэтому нотная запись мугама бесчувственна. Таким образом, тюрколог Алекпер Алекперов считает, что мугам - это сугубо азербайджанское явление.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

787


Актуально