Автор: Магеррам ЗЕЙНАЛОВ Баку
Лучший способ понять, чем действительно отличалась жизнь наших предков, - это узнать, как и чем они на нее зарабатывали. Многие профессии за эти годы сильно изменились, а некоторые покажутся сегодня странными. В своей книге "Старый Баку" знаменитый оперный певец, композитор и драматург Гусейнгулу Сарабский так вспоминал профессии бакинцев начала века: "Тут всегда было изобилие различных ремесленников: каменщики, столяры, кузнецы, маляры, ковроткачи, ювелиры, шапошники, часовщики, камнетесы, изготовители строительного камня, резчики по камню, скорняки, гончары, кирщики, "канканы" - ройщики колодцев, ковали, изготовители детских люлек, ножей и ножниц, точильщики, войлочники, сапожники, изготовители мечей - сабельники, "минасазы"- наборщики драгоценных камней, парикмахеры, красильщики и много других специалистов - асов своего дела, которые всегда достойно обслуживали бакинцев".
"Все профессии важны"
Люди подобных мастеровых профессий появились в городе не сразу, только к 70-м годам XIX века. Население Баку тогда стало расти невиданными темпами, на почве нефтяного бума повысился уровень жизни, а потому потребовались услуги разного рода специалистов.
Самым престижным и доходным из мастеровых профессий было ремесло папахчи. Хороший мастер головных уборов зарабатывал в начале двадцатого века в месяц до 150 рублей - и это при средней зарплате рабочего-нефтяника в 15 рублей. Богатые люди в нескольких поколениях обращались за головными уборами к одной и той же семейной фирме, в которой профессия передавалась от отца к сыну. Самые дорогие папахи были из каракуля, наиболее ценным из них был серый, немного пепельный каракуль с тонкой и мелкой кудрявой шерстью. Стоимость такой папахи достигала иногда 100 рублей.
Возможно, профессия банщика сейчас может показаться несколько странной. Однако еще в 50-е годы прошлого века, до того как большинство жителей СССР обзавелись собственными квартирами, общественные бани пользовались большой популярностью. В те времена работа банщика сводилась лишь к сбору денег с клиентов и поддержанию чистоты в бане. В дореволюционные же годы банщик торговал также ароматическими средствами (которые заменяли шампуни), мылом, специальными снадобьями для волос. Наибольшим спросом при этом пользовалась бузовнинская глина. Ее и сейчас, хотя с трудом, но можно приобрести - она отлично мылилась, от нее волосы становились мягкими и казались по-кошачьи тонкими.
Когда смотришь фотографии рубежа XIX-XX веков, понимаешь, что люди во времена начала промышленной эры были достаточно бедны. Это чувствовалось и в профессиональной среде. Так, большинство парикмахеров в Баку не имели своего помещения, работали чаще всего на улице среди одноэтажек, изобилующих укромными тупиками. В бедных кварталах Нагорной и Чемберекенда можно было услышать голос цирюльника, ходившего с ведром, мылом и зеркалом и предлагавшего свои услуги. Торговые лавки в таких кварталах тоже не отличались роскошью, их собирали из остаточных строительных материалов.
Сами жители бедных кварталов работали чаще всего на нефтяных промыслах, выполняя самую тяжелую и тогда еще не автоматизированную работу, за что получали очень скромное жалованье. Это были "канканщики", рывшие нефтяные колодцы, тартальщики и желонщики, вытягивавшие желонками нефть и сливавшие ее в резервуары, чындырщики, собиравшие нефть ветошью с земли и с поверхности моря, парусинщики - те, кто шил и латал паруса.
Выше них по статусу стояли моряки, механики, каменотесы, каменщики, плотники и другие, более профессиональные работники.
Соломенных дел мастер
Еще одна исчезнувшая ныне профессия - зембильщик. Появилась она в середине XIX века, а спустя чуть более полувека исчезла. Зембильщики делали мягкие плетеные корзины - зембили. Профессия эта появилась из-за увеличения товарооборота с Баку. Все больше поездов и пароходов прибывало в город, и зембильщики стояли на вокзале и пристанях, продавая самодельную тару.
Тогда Баку был действительно городом контрастов. Люди, жившие в нагорной части, с жителями центра практически не пересекались. Офицеры с барышнями не отправлялись пройтись по сырому глинобитному Чемберекенду. Но достаточно было потратить всего 10 минут, чтобы спуститься из района трущоб в светскую часть города и встретить тех, чьи магазины разительно отличались порой нарочитой роскошью.
Замечательный писатель и историк Манаф Сулейманов в своей книге "Дни минувшие" вспоминал один из самых роскошных магазинов рубежа веков - кондитерский магазин Зайтца. С фасада и изнутри магазин напоминал скорее музей - в витрине были выставлены сахарные статуи, а внутри на высоких стенах висели картины.
Центральное место над прилавками занимала огромная картина на мифическую тему, иллюстрирующая поэму Байрона, на которой герой Мазепа мчится сквозь тьму, привязанный к лошади и окруженный волками. Оставшееся пространство стен венчали гирлянды цветов, под которыми стояли чучела диковинных животных. И, тем не менее, это был не музей, а кондитерский магазин. Товары сюда привозили из Москвы и Петербурга, Варшавы и Парижа.
Торты здесь были достаточно дорогими, и Зайтц прибегал к некоторым хитростям, чтобы привлечь клиентов.
Манаф Сулейманов писал: "Чтобы привлечь покупателей, владелец магазина брал на службу только красивых девиц. Их белозубые улыбки, кокетливый наряд, шелковые ленты в аккуратно убранных волосах очаровывали мужчин, которые никогда не уходили из кондитерской с пустыми руками".
Из числа личной охраны
Другая вымершая профессия - это телохранитель-"гочу". Да, именно "гочу", это уже потом данное слово стало обозначать разбойников. А вначале "гочу" называли личную охрану нефтяных магнатов. Дело в том, что в XIX веке стремительно богатеющий город притягивал много лихих людей из других провинций, и особой бедой тогда стали переехавшие из Тифлиса "кито" (или "кенто") - так себя называли эти люди, отлично владевшие оружием и принципиально нигде не работавшие. Они стали настоящей бедой для местных купцов и промышленников, которые стали собирать личную охрану из физически сильных, владеющих оружием людей, которых называли "гочу". Как вспоминают историки, "гочу" - это имя собственное, так звали одного из таких людей. Он тоже был приезжим, прославился на весь город недюжинной силой и отличался тем, что мог объезжать самых неукротимых лошадей. Вскоре "гочу" выгнали из города "кенто", а когда на телохранителей спрос упал, не имея другой профессии, гочу заняли "вакантное" место.
Изменения в экономике, архитектуре, демографии, а также в образе жизни в Баку в течение всего нескольких лет породили, а в иных случаях возвели до ранга искусства множество интересных профессий, которые сегодня практически уже исчезли. Но зная о таком прошлом, мы лучше понимаем город, в котором живем.
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ: