Автор: Магеррам ЗЕЙНАЛ Баку
Два обстоятельства в XIX веке сделали Баку крупнейшим городом не только на Кавказе, но и вообще на юге Российской империи - начало нефтяного бума и удобное расположение, способствующее развитию морской торговли. Неудивительно, что строительство города за пределами крепостной стены началось именно с набережной. Со временем она стала своего рода "фасадом" империи для иноземных купцов, подплывающих к ее границам.
До набережной
Согласно "Отчету по Главному управлению наместника Кавказского за 1872 год", долгое время город был отделен от берега каменной стеной. Защищающая город от обстрелов с моря, она была тут особенно высокой. Сама же береговая линия представляла собой пустырь, заваленный мусором. В море уходили небольшие деревянные пристани, к которым могли приставать только лодки. Корабли не могли подойти к городу из-за мелей, так что товары и пассажиров выгружали на лодки, и лишь потом они могли высадиться.
Каменная пристань имелась всего одна, но воды под ней было всего 10 футов (3 метра): "Суда не могли стоять безопасно у этой пристани при сильных южных ветрах".
Вот так чуть более поэтично в 1851 году описывал эту набережную известный ученый-метеоролог Козьма Спасский-Автономов: "За крепостью к югу то шумят, то тихо плещут волны залива. Узкая окраина берега, сажень на пять в поперечнике, служит складкою (складом) привозимого на судах леса и каменного угля для почтовых пароходов, равно как верфью для постройки лодок и средней величины морских судов, называемых бакинками.
Против ворот складочного двора Бакинского карантинно-таможенного правления находится купеческая пристань; через нее вообще производятся погрузка и выгрузка товаров, а на южном углу внешней стены устроена другая пристань, так называемая Сальянская, которая состоит в распоряжении Морского ведомства".
Первая набережная
Строительство первой набережной началось в 1865 году по распоряжению губернатора Михаила Колюбакина и стоило городу некоторых жертв. Крепостная стена, в полтора раза выше и вдвое толще, чем та, которую мы видим сейчас, была полностью разобрана. В распоряжении губернатора было сказано: "Эта стена своей бесполезностью препятствует свободному движению воздуха". Камни стены были проданы за общую сумму 44 тысячи рублей (месячная зарплата 3 тысяч рабочих), а полученные деньги пошли на сооружение новой красивой каменной набережной и пристани, к которой могли подплывать корабли. "Дома, построенные на проданной прибрежной, выпланированной по ширине на 12 саженей полосе земли, вместе с устроенной набережной, чрезвычайно украсили город со стороны моря", говорилось в одном из официальных отчетов того времени. Строительство набережной завершилось спустя два года.
После создания набережная делилась на правую и левую от Девичьей башни. Та часть, что уходила в сторону Черного города, называлась Петровской, противоположная, в сторону Баилово, - Александровской набережной.
Здесь, как и в других частях города, огромную работу провел выдающийся архитектор Касым бек Гаджибабабеков, ему принадлежат инженерные и планировочные работы, создание пристаней (Каменной, Таможенной, компании "Кавказ и Меркурий"). Он также был архитектором и многих домов, выходящих на бульвар. В некоторых случаях он подбирал зодчих и лично следил за тем, чтобы дома соответствовали общему стилю.
В тот период было построено много прекрасных домов, принадлежащих как государству, так и известным бизнесменам. Старейшими домами, которые, увы, не сохранились, были Таможня (построена в 1860 г.) и "Губернаторский дом" (1865-1867).
"Набережная Александра II, обложенная камнем, вроде набережной Невы, с каменным парапетом и широким тротуаром - главное место прогулки бакинских жителей", - писал выдающийся актер и драматург Михаил Владыкин в своей книге "Путеводитель и собеседник в путешествии по Кавказу".
Перестройка
Петровская и Александровская набережные сильно отличались по стилю. Первая была шире и опускалась к воде гораздо ближе. В конце XIX века Каспий стал отступать, расширяя береговую часть неровным полукругом, что также повлияло на всю композицию. Бульвар становился слишком "кривым", лоскутным, что не соответствовало имиджу европейского города на границе с Азией. Была в его облике некоторая незавершенность.
Только в 1897 году Городская управа провела исследование и заключила: "весьма желательно как для свободного движения вообще, так и в эстетических соображениях красоты города" сделать стандартной ширину всей набережной в 50 метров, а в районе Петровской набережной отделить бульвар от мели каменным барьером. Таким образом бульвар становился более ровным и "правильным".
Одновременно Петровская набережная стала достраиваться в сторону противоположную от центра. Всего за три года бульвар вырос на две трети - до полутора километров. Тем не менее эта часть набережной по-прежнему оставалась не такой ухоженной, как центральная (Александровская). Тут было много рабочих, сюда прибывали грузы, часто пахло рыбой. Как ни пытались власти благоустроить этот район, он так и оставался непрезентабельным до самой середины 1920-х, когда советская власть стала переводить грузовые порты в более отдаленные от центра районы.
В те же 1890-е годы на бульваре появились электрические фонари и великолепные фонтаны. В 1900 году он стал интенсивно озеленяться, а в 1909-м его расширили, поставили дорогую брусчатку. Тут также появились площадки для игры в бадминтон - забавы аристократов. Существует множество прекрасных фотографий бульвара, выполненных известным художником, режиссером и бизнесменом Александром Мишоном. Здесь же находился самый главный из его магазинов, где ему принадлежали и верхние этажи - там размещался его кружок фотолюбителей.
Главную роль в благоустройстве бульвара сыграл тогда глава Бакинского городского управления Мамед-Гасан Гаджинский, позже ставший министром иностранных дел АДР. Именно под его руководством бульвар приобрел окончательный и завершенный вид, который не меняли даже в советские годы.
Гаджинский подошел к работе серьезно - объявил конкурс на лучший проект, недорогой, но эффективный. Изначально по нему планировалось построить на бульваре купальни в греческом стиле - они бы и украсили собой берег и приносили доход. В итоге помимо купален были построены кинотеатр ("синематограф", который, к сожалению, не сохранился), а также несколько ресторанов. И все это обошлось городской казне всего в 18 тысяч рублей.
В дальнейшем бульвар не претерпел серьезных изменений. В советские годы там появилась парашютная вышка (оказавшаяся опасной и на которой в дальнейшем установили часы) да детские карусели (позже снесенные). И только в наши дни бульвар по-настоящему преобразился, обогатившись новыми развлечениями для всех возрастов, прекрасными цветами и фонтанами, новыми площадками (Новый бульвар). Но до сих пор в основе его облика - колоссальный труд Гаджибабабекова и Гаджинского более чем вековой давности.
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ: