23 Ноября 2024

Суббота, 21:32

ВТОРОЙ ШАНС ОТ "РАМЗАЯ"

Рихард Зорге по праву считается одним из наиболее выдающихся супершпионов XX века

Автор:

01.12.2015

Читая военные дневники, письма, протоколы, да и официальную информацию, порой трудно поверить, как Советскому Союзу удалось выиграть Великую Отечественную. Погрязшее в паранойе руководство страны допускало множество ошибок, никому не доверяло и, главное, уничтожало лучших людей, офицеров. И те же дневники дают ответ: трудная победа пришла благодаря общим усилиям тех немногих, кто по недосмотру избежал суровой участи.

Одним из них, тех, кто внес вклад в эту победу, был наш соотечественник Рихард Зорге, "немецкий журналист", с 1930 года известный в Разведывательном управлении рабоче-крестьянской Красной армии (РККА) как "Рамзай". Разведчик, который родился в Баку в семье немецкого инженера Густава Вильгельма Рихарда Зорге, занимавшегося нефтедобычей в фирме Нобеля на бакинских промыслах. 

 

В условиях недоверия

Вторая половина 1930-х прошла в СССР в атмосфере страха и всеобщего недоверия. Доносили друг на друга как соседи по коммунальным квартирам, так и холеные генералы - ветераны "мировой революции". Именно в таких условиях приходилось работать советской разведке. Многие их донесения Сталин и его приближенные считали результатом двойной игры и дезинформацией. В 1937 году произошли первые суровые репрессии против работников разведки. В сентябре того года в Генштаб пришло постановление об отзыве советских агентов в Японии, среди которых был, разумеется, и глава резидентуры Зорге. Учитывая обстоятельства, нетрудно было догадаться, что за отзывом последуют совершенно надуманные обвинения (скорее всего в двойном шпионаже) и неминуемый расстрел. За Зорге вступился тогда Семен Гендин - глава Разведуправления. Он лично написал письмо высшему руководству, объяснив, что создававшуюся годами разведсеть ни в коем случае разрушать нельзя. Гендин спас Зорге, но спустя полгода сам был обвинен в шпионаже и расстрелян.

Те, кто пришел на смену Гендину, в разведывательном деле мало что понимали, и именно это спасло Зорге, его оставили в живых, скорее всего лишь потому, что считали крупным специалистом. Тем не менее к его донесениям относились не то чтобы со скепсисом, их подчас считали откровенной дезинформацией. На его докладах было написано "резидентура, вероятно, вскрыта противником и работает под его контролем". Такой же гриф имел и доклад Рихарда Зорге, недоверие к которому привело к фатальным для страны последствиям, к миллионам смертей. В мае 1941 года Зорге работал уже ни много ни мало пресс-секретарем в немецком посольстве и радировал в Центр, что Германия готова напасть на СССР 15 июня. Утверждая это, он ссылался сразу на несколько источников - непосредственно на посла Ойгена Отта и ряд немецких военных. 

Когда этот день миновал, Зорге продолжил отправлять сообщения в Центр. Он честно сообщал, что не знает точной даты, но уверен, что война начнется в самые ближайшие дни. Последнюю отчаянную радиограмму "Рамзай" отправляет 20 июня - за двое суток до роковой ночи. Увы, все эти сообщения были проигнорированы. Новые начальники, отправившие на расстрел истинных специалистов, очевидно, мерили по себе, считая Зорге двойным агентом. Как итог: СССР, не имевший никаких укреплений и готовившийся исключительно к наступательной войне, потерял 30 миллионов жизней солдат и гражданского населения. Именно такой оказалась цена за недоверие.

 

Продолжая работу

В 1960-е годы был опубликован документ, согласно которому "Рамзай" якобы знал точную дату нападения гитлеровских войск. Увы, документ оказался подделкой. Зато вскрылись другие обстоятельства. Выяснилось, что у вермахта существовала специальная инструкция по обману иностранных шпионов. Было ясно, что вычислить всех агентов не удастся, и тогда собственные послы Германии и генералы были, как говорят на языке разведки, "разыграны втемную". Им время от времени в дружеских беседах сообщались разные варианты дат нападения. В этом случае дипломаты, сболтнув лишнее за кружкой пива, только вводили врага в заблуждение.

Зорге раскусил этот замысел. Однако интенсивное изменение дат и "сливы" говорили лишь об одном - война должна состояться в ближайшие дни.

Когда же неизбежное случилось, Зорге сделал из этого свои выводы и уже более тщательно подходил к источникам информации. Сделала выводы и советская разведка. Самые тяжелые бои советская армия выдержала в роковом 1941 году, и именно на этот год пришлась львиная доля потерь. И вот уже летом того года Зорге прислал в Центр новое донесение. Со ссылкой на множество источников он сообщил, что Япония не готова вступить в войну ни в 1941, ни в 1942 годах. Что ее исключительно военно-морская армия не готова к длительной войне с советским противником, имеющим армию сухопутного типа, да еще и на собственной территории. Он дал своей стране второй шанс.

Эта информация оказала огромную помощь в деле будущей победы, так как освобождала от необходимости вести войну на два фронта. К словам "Рамзая" на этот раз прислушались. От восточных границ на помощь фронту были переброшены 26 сибирских дивизий. Многие из них оказались большой силой в той решающей битве под Москвой, в которой армия вермахта потерпела первое крупное поражение. 

 

Признание

Зорге и вся связанная с ним сеть были раскрыты и арестованы в октябре 41-го. Ему и нескольким его друзьям был вынесен смертный приговор. Однако исполнение его оттягивали еще три года - Япония все это время пыталась выменять "Рамзая" на своих агентов, однако получала от Москвы странный ответ: "Такого агента у нас нет". Родина от него отреклась. Казнь Зорге состоялась в токийской тюрьме "Сугамо" 7 ноября 1944 года. Врач зафиксировал в протоколе, что сердце Зорге билось еще 8 минут. Японские власти, кроме заявления от 17 мая 1942 года, никакой информации об этом деле не давали.

Точно так же сталинский режим расправился и с его женой Екатериной - она умерла в 1943 году в одиночной камере на Лубянке, в которой провела больше года. Вклад Рихарда Зорге в дело общей победы Советский Союз долгое время не признавал. Более того, вплоть до 1960-х годов имя этого агента вообще нигде не упоминалось. Даже вышедшая в 1955 году в Мюнхене книга его коллеги и друга Ханса-Отто Майснера "Дело Зорге" была полностью проигнорирована. И только в 1964 году, когда в США (т.е. у идеологического противника) вышел документальный фильм "Кто вы, мистер Зорге?", страна признала своего героя.

 

Немного о любви

Все знают монумент Рихарду Зорге в одноименном парке в Баку и на одноименной, одной из главных улиц города. В поселке Сабунчи, на стене дома, в котором с 1895 по 1898 год жил Зорге, установлена мемориальная доска. Но сам он похоронен на одном из самых дорогостоящих кладбищ Тама в токийском пригороде Футю. После расстрела его последняя жена Ханако Исия перенесла тело своего мужа из тюремного кладбища сюда. Его могила большая и ухоженная по местным меркам. До конца дней своих Ханако Исия, умершая совсем недавно, ухаживала за ней. 

Незадолго до ареста Зорге контрразведка пыталась завербовать Ханако, заставить ее принести им его документы и дать показания. На что она ответила: "Я его люблю. Можете меня пытать, судить, как угодно, но я преклоняюсь перед Рихардом. Он - человек всей моей жизни".



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

571


Актуально