Автор: Фуад ГУСЕЙНАЛИЕВ Баку
Землетрясения, наводнения, цунами, вулканы, оползни, ураганы - неполный список природных катаклизмов, сопровождаемых, к сожалению, людскими жертвами и не подвластных еще, несмотря на технический прогресс, человеку.
Сильный шторм пережили 4 декабря нефтяники Азербайджана. И, к несчастью, не обошлось без жертв. Первоначально штормовой ветер снес в море будку с тремя рабочими с эстакады на Нефтяных Камнях. Принятые меры по спасению нефтяников результатов не дали, и все трое рабочих продолжают оставаться в списке пропавших без вести. Но чуть позднее произошла трагедия, затмившая по своим масштабам аварию на Нефтяных Камнях.
Поздно вечером 4 декабря СМИ страны заполонила информация о пожаре на добывающей платформе SOCAR на месторождении "Гюнешли". Вначале сведений о жертвах не было. Но на следующий день объявили, что из 63 нефтяников, находившихся на платформе, спасены лишь 33, пропали без вести 29, один человек погиб. Позднее из моря были извлечены тела еще 6 нефтяников (информация на момент верстки журнала).
Как рассказал после случившегося первый вице-президент SOCAR Хошбахт Юсифзаде, сила ураганного ветра в этот день достигала 40-42 м/с, или более 140 км в час. Самое неприятное, что ураган продолжался 27 часов, тогда как обычно он длится в пределах 5-6 часов. Высота волн достигала 10-11 м. Как результат, не выдержал газопровод высокого давления, по которому на платформу подается газ для нагнетания в скважины. Разрыв газопровода привел к пожару, почти сразу охватившему значимую часть платформы.
Спасаясь от огня, команда платформы разместилась в двух шлюпках - в одной было 27 человек, в другой - 33, еще трое укрылись на платформе. Герметичные шлюпки были спущены на несколько метров и висели на тросах. Полностью опустить шлюпки на воду нефтяники не решились, так как бушующее море могло разбить их о сваи платформы. В течение часа к горящей платформе подошли суда МЧС "Вихрь-9", "Топаз", "Авиор" и "Самир Гулиев", дежурившие в зоне месторождения "Гюнешли". Попытки судов пришвартоваться и спасти людей в шлюпках были безуспешными - волны могли разбить суда о сваи, что могло привести к крушению всей платформы.
Трагедия случилась в 22.45 - трос одной из шлюпок лопнул, не выдержав порывов ветра, и она осталась висеть в вертикальном положении. Удары же о платформу привели к разрушению шлюпки и выпадению находившихся в ней 33 человек в море. Команда "Топаза", проявив истинный героизм, на лодках подошла к выпавшим в море людям и ценой невероятных усилий смогла спасти 4 человек, один из которых позднее скончался на борту судна.
Вторую же шлюпку по счастливой случайности и по воле Аллаха ветром занесло под платформу, где она застряла между сваями, что предотвратило, таким образом, неминуемое разрушение.
Уже утром к месту трагедии удалось подлететь вертолетам МЧС, Пограничной службы и ЗАО "AZAL". Один из вертолетов смог сесть на вертолетную площадку на платформе и высадить спасателей. Они и вытащили 27 нефтяников, находившихся в шлюпке между сваями, а также еще троих, спрятавшихся на платформе, которые провели несколько часов между жизнью и смертью.
Поиск выпавших из другой шлюпки ничего не дал. Лишь через несколько дней будут найдены тела еще 6 нефтяников, причем в 50-70 км от самой платформы, на границе с казахстанским сектором Каспия. Сама разбившаяся шлюпка также была найдена в 50 км от платформы.
Распоряжением президента Азербайджана Ильхама Алиева была создана государственная комиссия во главе с премьер-министром Артуром Расизаде по расследованию причин аварии, ликвидации последствий, поиску пропавших без вести и оказанию помощи семьям нефтяников, а 6 декабря был объявлен днем траура. По факту аварии на платформе возбуждено уголовное дело по статье 225.2 ("Нарушение правил пожарной безопасности, повлекшее тяжкие последствия").
По своим масштабам эта трагедия стала крупнейшей в истории нефтяной промышленности Азербайджана. До этого больше всего жертв было при затоплении 21 ноября 1957 года буровой платформы с 22 нефтяниками в результате такого же сильнейшего шторма. Тогда гигантские по меркам Каспия волны полностью смыли в море буровую на месторождении "Нефтяные Камни" вместе с бригадой знаменитого нефтяника Михаила Каверочкина. Спасательная операция не дала каких-либо результатов, не было найдено ни одного следа от нефтяников. Нефтяные Камни стали символическим надгробьем для исчезнувших нефтяников.
Масштабы нынешней трагедии всколыхнули всю общественность. В отдельных СМИ и социальных сетях руководство SOCAR обвиняли в несоблюдении элементарных норм безопасности, в отсутствии современных шлюпок, упрекали в том, что рабочие не были вовремя эвакуированы с платформы, несмотря на метеосводки. При этом многие приводили в пример компанию BP, у которой за более чем 20 лет деятельности в Азербайджане ни разу не было смертельных случаев на морских основаниях. Между тем весь мир еще помнит взрыв на платформе BP в Мексиканском заливе в 2010 году, когда погибли 11 человек, а огромная акватория залива была загрязнена выбросами нефти. То есть 100-процентной гарантии от аварий не может быть ни у одной компании, какой бы современной она ни была.
Необходимо также учесть, что возраст самой "старой" платформы BP в Азербайджане (установлена на месторождении "Чыраг") составляет всего 17 лет, платформы же на месторождении "Азери" установлены вообще в 2005-2008 годах и относятся к классу наиболее современных. Платформа №10 на "Гюнешли" работает уже 30 лет, и хотя и прошла капитальный ремонт в 2007 году, все равно не сравнится с современными аналогами.
С другой стороны, эксперты отмечают, что в Каспийском море не применяется практика эвакуации рабочих с платформы из-за сильного ветра. К примеру, руководитель комитета по защите прав нефтяников Мирвари Гахраманлы, которую не упрекнешь в лояльности к SOCAR, также отмечает, что нельзя было закрывать платформу. "Многие пишут, что рабочие должны были покинуть платформу. Но они не понимают, что это скважина, где работа идет днем и ночью. Работу нельзя останавливать. Знаете ли вы, сколько средств тратится на содержание и реабилитацию одной скважины? Остановка работы наносит большой ущерб стране. Там идет непрерывная работа", - говорит Гахраманлы. В азербайджанской части Каспия ветры дуют практически всегда, и это не повод закрывать платформу. Такой практики нет и у иностранных компаний, проводящих операции на Каспии.
Действительно, предупреждение об урагане было сделано и, как рассказывают спасенные нефтяники, были приняты соответствующие меры. "Нас предупреждали об ожидаемом сильном ветре. Говорили, что всем следует поддерживать друг друга. Было запрещено покидать жилой блок. То есть все работы были приостановлены", - сообщил CBC один из нефтяников Бахруз Бабаев. Также все работающие были обеспечены спасательными жилетами. Шлюпки, рассчитанные на 42 человека каждая, кстати, корейского производства 2011 года, герметично закрывались и были оснащены питанием и водой на несколько дней. И даже решение о погружении в шлюпки, несмотря на бушующий ураган в море, было верным. Хотя впоследствии оказалось, что жилой блок совсем не подвергся воздействию пожара, на момент разрыва газопровода никто не мог гарантировать, что платформа не взлетит на воздух.
Но, несмотря на все эти меры, трагедии избежать не удалось.
Кстати, нефтяниками напрочь отвергается возможность диверсии. По словам Хошбахта Юсифзаде, причиной пожара стал ураган, и говорить о диверсии не приходится. Против версии о диверсии выступает также М.Гахраманлы: "Нефтяники бывают преданными друг другу. Они как большая семья, родные друг другу. Не может быть, чтобы в море объявился камикадзе. Это невозможно".
И главными вопросами остаются техническая оснащенность и готовность самой платформы выдержать такой ураган. Как давно проверялся этот газопровод, из-за разрыва которого вспыхнул пожар? Как часто проводятся учения на предмет готовности к чрезвычайным ситуациям на платформах? Когда в последний раз проверялись шлюпки и тросы, поддерживающие их? Были ли вообще тросы способны выдержать в течение нескольких часов груженые шлюпки? И таких вопросов, в которых будут разбираться правоохранительные органы, немало.
SOCAR и государство окажут, конечно же, помощь семьям погибших и пострадавших нефтяников. Кабинет министров принял решение о выделении семье каждого погибшего и пропавшего без вести нефтяника с платформы №10 по 15 тыс. манатов. SOCAR со своей стороны выплатит семьям погибших нефтяников компенсацию в размере 20-кратной заработной платы, сообщил телеканалу ANS глава отдела контроля по организации медицинского обслуживания компании Фуад Ализаде. Дети погибших ежемесячно будут получать до 2,5-кратной заработной платы по достижении совершеннолетия. Наряду с этим, если дети погибших получают образование в вузе, то компенсация в размере до 2,5-кратной заработной платы будет выплачиваться до 23 лет.
Кроме того, по словам министра труда и социальной защиты населения Салима Муслимова, все нефтяники на платформе были обеспечены полисами по страхованию жизни и семьи погибших получат в зависимости от зарплаты, возраста, количества детей и других факторов от 80 до 140 тыс. манатов. Конечно, никакими компенсациями погибшего отца, сына, мужа, брата не вернешь. Главным уроком из этой трагедии должно стать не только наказание виновных в случае выявления таковых, но и в большей степени принятие мер по недопущению повтора подобных случаев.
Благодаря нефти Азербайджан за последнее десятилетие добился ошеломляющих результатов в экономическом развитии. Повысились зарплаты, пенсии, пособия, реализуются крупные инфраструктурные проекты, накоплены определенные финансовые резервы, позволяющие противостоять негативным экономическим процессам в регионе. И пожар или авария на любой нефтяной платформе, даже если обошлось без человеческих жертв, уменьшает доходы страны в столь непростые для экономики времена.
С платформы №10 добывалось ежесуточно около 900 тонн нефти и 1 млн. кубометров газа. Сейчас эти объемы выпали из общей добычи SOCAR. Когда удастся потушить пожар на платформе, который уже перешел на скважины, пока точно не берутся сказать и специалисты. При этом восстановление платформы также потребует немалых средств и времени.
В целом большинство платформ SOCAR построено в 70-80-х годах, не говоря уже об эстакадах на Нефтяных Камнях, основа которых была заложена аж в 1950-е годы. И это требует значительно большего внимания к вопросам ремонта и обновления всей этой масштабной инфраструктуры. В целом необходимо ужесточение контроля за соблюдением техники безопасности как работниками, так и начальниками платформ и оснований. Ведь не секрет, что мы в большинстве своем не очень внимательны к вопросам собственной безопасности, считая себя более везучими и профессиональными, чем, например, товарищ по работе, пострадавший на рабочем месте.
Но трагедия с летальным исходом происходит лишь раз в жизни. И чтобы ее никогда не случилось, пора уже на подсознательном уровне ставить во главу угла именно соблюдение норм техники безопасности, особенно представителям такой важной, престижной, но в то же время опасной профессии, как нефтяник.
И тогда SOCAR также сможет рапортовать о цифре "ноль" в графе случаев с летальным исходом на производстве, а трагедия на платформе №10 навсегда останется в памяти как крупнейшая в истории азербайджанской нефтедобычи.
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ: