Автор: Джангир ГУСЕЙНОВ Москва
Международный валютный фонд представит 20 января в Лондоне обновленный прогноз на 2016 год, в котором, как уже стало известно, России предрекается спад экономики на 1%, что хуже предыдущих ожиданий на 0,4%. Примерно схожие цифры и у Всемирного банка, и у Министерства экономического развития России. С начала года в РФ вовсю идет обсуждение изменений этих прогнозных показателей, что выльется в серьезную корректировку годового бюджета. Его обновленный вариант будет принят к концу января.
Надо признать, что ВБ скорректировал в худшую сторону и показатели мировой экономики. В текущем году рост составит 2,9%, что на 0,4% меньше, чем предполагалось ранее. Однако рецессия глобальному рынку не грозит, чего не скажешь о ситуации в России, переживающей спад экономики уже третий год подряд. И причиной этому не только низкие цены на нефть, но и экономические санкции со стороны США и их союзников, в том числе Европейского союза.
Объединяя 28 государств, ЕС - крупнейший экономический партнер России, и остается таковым даже под давлением санкций. 75% всех внешних инвестиций в Россию поступает из стран ЕС. В 2015 году 46-48% российской внешней торговли (в том числе 70% всех энергоресурсов) пришлось на Евросоюз. В свою очередь Россия третий по значимости экономический партнер для ЕС - после США и Китая. 10% от импорта в страны Европы приходится на Россию. В частности, 30% импортируемой нефти и 41% газа поступают из РФ.
Товарооборот РФ со странами Европы в 2015 году составил $230 млрд., что на 38% меньше по сравнению с 2014-м и почти вдвое меньше значений 2013 года ($417 млрд.). В то же самое время в натуральном выражении товарооборот Россия - ЕС увеличился на 3 млн. тонн. Такие данные приводились на завершившемся недавно Гайдаровском форуме в Москве.
Были озвучены и цифры по потерям из-за санкций. По словам первого заместителя министра экономического развития РФ Алексея Лихачева, для Европы они составили в 2015 году $50 млрд., а для России - $25 млрд. (1,5% от ВВП).
Взаимоотношениям с Европой на форуме было уделено особое внимание. Так, глава российского правительства Дмитрий Медведев не преминул подчеркнуть, что его страна крайне заинтересована в примирении с Европой. По его словам, обоюдное введение санкций противоречит здравому смыслу.
Призыв российского премьера о налаживании отношений подхватила и вице-президент Еврокомиссии Кристалина Георгиева, завершившая свое выступление словами: "Давайте работать вместе!".
Скорейшего потепления в отношениях желают обе стороны, однако видение самой причины их охлаждения разнится. "Чтобы прийти к обоюдному доверию, нам необходимо найти общий ответ по вопросу Украины. Это наш общий сосед, у нас есть минские договоренности, полное выполнение которых поможет начать нормализировать отношения между ЕС и Россией". Такое заявление сделал на форуме постоянный представитель ЕС в России Вигаудас Ушацкас.
Посол ЕС в РФ напомнил, что у Европы и России когда-то была совместная амбициозная цель в создании общего экономического и гуманитарного пространства от Камчатки до Лиссабона. Однако и тогда были разногласия, которые старались не замечать ни в Москве, ни в Брюсселе. Они начали проявляться "до аннексии Крыма и дестабилизации ситуации в Украине". Последние события разрушили сам фундамент отношений. Дорога от Владивостока до Лиссабона лежит через Киев, и обойти его стороной никак не удастся, резюмировал он.
Кстати, оппоненты Ушацкаса в ходе полемики неоднократно ссылались на его недавнее интервью РИА "Новости", получившее большой резонанс в России. В нем посол ЕС, в частности, предположил, что к прежним отношениям с Россией возврата больше нет. По его словам, "откровенная агрессия со стороны России в отношении Украины сильно ударила по доверию. Таких знаковых встреч, какими до кризиса в наших отношениях были проводившиеся два раза в год саммиты Россия - ЕС, наверняка уже не будет. И это тоже последствие тех шагов, которые были предприняты Россией вопреки тем принципам, тому общему видению и общим правилам, которые, мы были уверены, разделяла и Россия. По нашим отношениям был нанесен сильный удар".
Постпред ЕС в России предложил к словам премьера Медведева, заявившего на Гайдаровском форуме, что для налаживания хороших отношений с Евросоюзом "у нас есть резерв, желание и воля", добавить необходимость общего видения и обоюдного доверия. В качестве первого шага он посоветовал отказаться от советской привычки во всем искать потаенный смысл, как это сделали во время дискуссии по поводу формирующейся концепции Европейского энергетического союза, якобы направленного против России. "Я хотел бы, чтобы мы больше не читали между строк, как больше не читаем газету "Правда", - попросил дипломат. - Не будем искать и причины думать и действовать по-Оруэловски - "все равны, но некоторые равнее других". Европейский энергетический союз, сказал он, создается не против России или какой-либо другой страны, а для предоставления своему, европейскому потребителю возможности выбора более низких цен и уверенности в бесперебойных поставках. Поднимался на форуме и вопрос о не получающих своего развития взаимоотношениях между Евросоюзом и Евразийским экономическим союзом. На вопрос R+, не связано ли это с тем, что ЕС увязывает налаживание этих контактов с нормализацией диалога между Россией и Украиной, посол Евросоюза ответил, что ЕС внимательно следит за тем, насколько ЕАЭС будет содействовать продвижению свободной торговли. Уже настораживает тот факт, сказал он, что Россия приняла в одностороннем порядке решение о приостановке действия Договора о зоне свободной торговли СНГ в отношении Украины, что противоречит положениям этой организации.
С мнением Ушацкаса относительно отсутствия обоюдного доверия российские эксперты согласились. Нет его больше и к Европе. Это проявляется в том, что у российского бизнеса за последний год в разы вырос спрос на страхование экспортных рисков, главным образом рисков политических.
На метафору европейского дипломата о том, что дорога в Лиссабон ведет через Киев, весьма эмоционально отреагировал первый заместитель МЭР Алексей Лихачев. "Если мы будем смотреть на российско-европейские отношения через призму Киева, - сказал он, - то нам лучше сразу этот разговор закончить. Потому что картина эта искаженная. Ничего общего к российско-европейским отношениям и настоящим интересам не имеющая". Объяснил российский государственный деятель это тем, что Киев намеренно сводит на нет все попытки, предпринимаемые Москвой, достичь консенсуса по целому блоку экономических проблем.
Алексей Лихачев отметил, что есть страны ЕС, где на правительственном уровне присутствует осознание бесперспективности "санкционной войны", приносящей очевидный вред национальным интересам их стран, что позволило продолжить диалог в формате межправительственных комиссий. "В 2015 году было проведено семь заседаний МПК с Венгрией, Грецией, Ирландией, Испанией, Кипром, Словакией и Словенией. Мы рассчитываем в ближайшее время провести полноформатные сессии МПК с Францией, Италией, Австрией и бельгийско-люксембургским экономическим союзом", - сообщил он.
Давление российского и европейского бизнеса на политиков может вынудить их активнее искать основания для отмены санкций. Недовольство ограничительными мерами растет с обеих сторон. Некоторые европейские экономисты предсказывают, что первое ослабление санкционного режима последует уже в середине этого года.
И все же, по признанию обеих сторон, это будет новая реальность, новый modus operandi между взаимозависимыми, хотя и не разделяющими полностью позиции друг друга, Россией и Евросоюзом.
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ: