Автор: Фуад МИРЗОЕВ Москва
В новом рейтинге 50 самых инновационных экономик мира, составляемом ежегодно агентством Bloomberg, Россия заняла далеко не худшее 12-е место, оставив позади себя такие страны, как, например, Австрия, Великобритания, Китай и Гонконг. Год назад она была на 14-й позиции, еще раньше - на 18-й. Рейтинг составляется на основе семи показателей, среди которых уровень образования населения, расходы на исследования и количество зарегистрированных патентов, эффективность научных центров, концентрация высокотехнологичных компаний и ученых. Лидирует в рейтинге Южная Корея, а замыкает его Казахстан. Получается, что в гонке высоких технологий, развернувшейся в мире в последние десятилетия, Россия не только не в стане аутсайдеров, но и из года в год только улучшает свои показатели.
Поэтому, на первый взгляд, кажется странным недавнее громкое заявление главы Сбербанка Германа Грефа, что Россия проиграла конкуренцию, и, как выразился он, "это технологическое порабощение, мы просто оказались в стане стран, которые проигрывают, в стане стран-дауншифтеров". Банкир пояснил - он имеет в виду техническое отставание страны, которая из участницы процессов превращается в наблюдателя.
Вообще-то сам термин "дауншифтинг" в его классическом понимании означает жизнь с отказом от традиционных ценностей - таких, как карьера и материальные блага. В России его применяют еще в значении, отражающем беззаботную жизнь в какой-нибудь стране с мягким климатом за счет сдаваемой, чаще всего в Москве, квартиры. Греф, возможно, имел в виду деградацию личности, которая может наступить при таком образе жизни. Применительно к стране сдачу квартиры надо заменить на бездумную распродажу природных богатств.
Тогда за счет чего Россия смогла так далеко продвинуться в рейтинге передовых в инновационном плане экономик мира? При детальном рассмотрении его параметров выясняется, что этот результат стал возможен в основном благодаря таким показателям, как общий уровень образованности, доля выпускников с высшим образованием инженерно-технических и научных специальностей, а также дешевеющая рабочая сила за счет сильной девальвации национальной валюты.
В научной же сфере, а также разработках и внедрении передовых технологий Россия существенно отстает, и не только от экономически развитых стран. По этим показателям РФ опустилась до уровня Ирана, сообщил на состоявшемся 21 января заседании Совета при президенте России по науке, технологиям и образованию глава Российской академии наук Владимир Фортов. "Во всем мире наблюдается буквально взрывной рост научной сферы, за которой мы, к сожалению, явно не успеваем", - добавил ученый. Некоторые эксперты считают, что по отдельным научным направлениям Россия уже и не сможет догнать развитые страны.
На науку нет денег
Исторически так сложилось в России, что основным, если не единственным, источником финансирования фундаментальной науки в стране является госбюджет. Малому и среднему бизнесу это не по карману, а крупный, в большинстве своем, не заинтересован в оплате исследований, не приносящих сиюминутную выгоду.
В условиях же экономического кризиса наука наряду с образованием и здравоохранением играет роль своего рода "заначки", которую в тяжелой ситуации можно использовать для финансирования более приоритетных областей - силовых ведомств и государственного управления.
В бюджете на 2016 год наука стоит на последнем, 48-м месте после ЖКХ (жилищно-коммунальное хозяйство) - при соотношении к ВВП в 0,3%. Надо отметить, что самое большое значение было в 2009 году - 1,25%. В развитых странах мира данные показатели, как правило, выше 2%. Например, в США - 2,79%. В реальных же цифрах разрыв тем более очевиден, если учесть, что ВВП России составляет $1,1 трлн. (данные за 2015 год), а США - $17,4 трлн. (2014). Из года в год безнадежно увеличивается значительное отставание России от Запада по техническому и материальному обеспечению научных разработок. Затраты на исследования в расчете на одного ученого в России в 10 раз ниже, чем в США. Как результат, Россия на мировом рынке наукоемкой продукции занимает менее 1%, в то же время доля США оценивается в 36%, Японии - 30% и Германии - 16%.
Основная проблема российской науки не в слабом финансировании, а в невостребованности научных результатов экономикой и обществом.
"Утечка умов"
С развалом Советского Союза в 90-е годы, по оценкам ректора МГУ Виктора Садовничего, Россия растратила около одной трети своего интеллектуального потенциала.
Из страны уезжали целыми научно-исследовательскими коллективами. По своим масштабам волна постсоветской российской научной и культурной эмиграции намного превысила предыдущую волну - после революции и гражданской войны. За последние два года российские ученые стали чаще уезжать из России в другие страны. И без того невысокие зарплаты в результате обвала рубля сильно обесценились. Но не только материальная причина побуждает людей покидать страну. Немаловажную роль играют низкий престиж статуса ученого в России, слабое материально-техническое обеспечение исследовательских центров, а также бюрократизм и взяточничество. В основном люди едут в Западную Европу (42%) и Северную Америку (30%). На долю США приходятся 29%, затем следуют Германия (19%), Франция (6%), Англия (5%), Япония (4%), Швеция (3%).
Среди российских ученых, уезжающих за границу, - физики, биологи, химики, специалисты в технических науках, математики и представители других востребованных специальностей. Согласно статистике, около половины молодых ученых не считают Россию привлекательной для дальнейшей научной деятельности.
В Кремниевой долине работают до 40 тысяч выходцев из России, есть мнение, что именно благодаря уровню образования советских репатриантов Израиль быстро поднялся на второе место в мире по числу изобретений на душу населения.
Одним из ярких примеров того, как российские ученые, эмигрировав на Запад, добиваются впечатляющих успехов, является присуждение в 2010 году Нобелевской премии исследователям из Великобритании, выпускникам МФТИ (Московский физико-технический институт) Андрею Гейму и Константину Новоселову за создание уникального углеродного материала - графена.
По данным фонда "Открытая экономика", утечка умов из России в ближайшие годы будет только возрастать, при этом расширится и география оттока. Российских ученых охотно принимают в Венесуэле, Южной Корее, Бразилии, Сингапуре и Китае.
Однако помимо прямой "утечки умов" существуют и ее скрытые формы. Одной из таких разновидностей является работа в заграничных компаниях. Кроме того, в связи с кризисом усилился массовый переход научных работников в коммерческие организации и другие сферы, далекие от их образования и опыта работы. Есть еще и такое понятие, как "утечка идей". Многие ученые, живущие в России, работают по различным научным программам, осуществляемым в интересах зарубежных заказчиков. Зачастую производители интеллектуальной продукции не умеют ее продавать и прибегают к помощи американских или европейских посредников.
И все же…
Есть ли российские инновационные проекты, которые призваны стать вкладом в высокотехнологическое будущее земного шара? Как сообщил все на том же Гайдаровском форуме глава "Роснано" Анатолий Чубайс, самым выдающимся проектом на сегодняшний день является разработка технологии image recognition (распознавание изображения), применимую, к примеру, как он сказал, в Интернете. По словам Ф.Чубайса, когда он посетил Google, ему там сказали, что задача распознавания текста и голоса уже решена. И вот настоящий прорыв - распознавание изображения.
Кого-то это поразило, кого-то нет. Но вот выступление Германа Грефа со скандальным предположением, что Россия лишь наблюдает за тем, как в других странах происходит научная революция, многих действительно заставило задуматься.
Может, поэтому так была названа одна из сессий Гайдаровского форума?
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ: