Автор: Азхар НАБИ Баку
Эльдар Ахадов - член Союза писателей России, четырежды лауреат национальных литературных премий "Серебряное перо Руси", "Золотое перо Руси", "На благо мира" - дважды - в прозе и поэзии, множества других всероссийских литературных конкурсов. Он автор книг "Моя азбука", "Вещий сон", "Скрижали ветра", "Каменная азбука", "Посмотри мне в глаза", "Молитва о тебе", "Державный пантеон", "Славянский пантеон", "Ненецкий пантеон", "Книга любви" и многих других. Его произведения изданы в США, опубликованы в Болгарии, Израиле, Украине, Азербайджане.
Э.Ахадов окончил Ленинградский горный институт. С 1986 года живет в Красноярске. Помимо творческой деятельности работает по специальности.
- Эльдар муаллим, как вы, городской парень, решили стать маркшейдером?
- В 1978 году я поступил в Ленинградский горный институт. Дело в том, что по личной инициативе руководителя Азербайджана Гейдара Алиевича Алиева многие юноши и девушки направлялись из республики в лучшие вузы Советского Союза для получения высшего образования. Всего за 1969-1982 годы для учебы в ведущих вузах СССР было направлено более 15 тысяч человек. Это было воплощением заботы руководителя республики об азербайджанской молодежи. В числе этой молодежи был и я. Маркшейдер - специальность, без которой невозможны квалифицированное ведение горных работ и добыча полезных ископаемых. Маркшейдер задает направление всем подземным работам, проще говоря, показывает, где копать или бурить...
- После окончания института вы работали в Азербайджане?
- Да, я работал в Управлении геологии Азербайджанской ССР маркшейдером комплексной топогеодезической партии, много времени находился в горной местности на Малом Кавказе и Большом Кавказском хребте - в Шамкирском, Балакенском, Загатальском районах - на земле и под землей.
- Как вы оказались в Сибири?
- Очень просто. Это была одна страна - СССР. Я женился, и мы, молодожены-комсомольцы, решили жить самостоятельно - отдельно от моих и ее родителей. Так и оказались в Сибири.
- Нетрудно ли было жить в заснеженной Сибири после теплого Баку?
- В детстве я долгое время находился у своей бабушки-татарки в деревне в Пензенской области, видел снег, катался на санках, а потом, после окончания школы и года работы в одном из бакинских проектных институтов, поступил в ленинградский вуз. Так что и к снегам, и к морозам был привычен. Да и сейчас в Сибири живет много моих земляков, а такие азербайджанцы, как Фарман Салманов, первооткрыватель тюменской нефти, не просто жили, а были примером для представителей других национальностей, первопроходцами.
- Говорят, что вы нанесли на карту две реки в Сибири, которые названы вашим именем.
- Я работал начальником топографической партии. Моя партия вела работы в одном из малоосвоенных районов Саян. Есть такая горная страна в Сибири. При обследовании территории выяснилось, что два реально существующих притока реки Теплой на картах отсутствуют. Поскольку первым на местности их обнаружил я, им и дали мое имя.
- Интересно, как вам удается совмещать в себе маркшейдера и поэта? Ведь это разные призвания.
- Одно дополняет другое. Был бы я просто кабинетным филологом, никогда не увидел бы того, что видел, не прошел бы через то, через что прошел, не познал бы мир на своем жизненном опыте, который позволяет мне общаться с самыми искушенными читателями на равных.
- Как давно вы стали писать?
- С 1968 года, с восьми лет.
- Писательский труд - это…
- Писательский труд - это именно труд, а не баловство, не прихоть и не каприз.
- Кто был вашим первым "цензором"?
- У меня не было цензоров. Были учителя, которые многое мне дали из своего опыта, щедро делясь им, не поучая, но подсказывая верную дорогу. Конечно, это и знаменитый переводчик Самеда Вургуна - Владимир Кафаров, и известный детский поэт Михаил Яснов, руководившие литобъединениями, в которых я участвовал в Баку и Ленинграде. Я переписывался тогда с Булатом Окуджавой и Михаилом Дудиным, общался с великим Сулейманом Рустамом… Позднее глубокий след в моей жизни оставило непосредственное общение с такими писателями мирового уровня, как Виктор Астафьев и Тимур Зульфикаров.
- Эльдар муаллим, пишете тогда, когда вам этого хочется?
- Стараюсь следовать принципу "пиши только тогда, когда не можешь не писать".
- Делаете ли себе поблажки или "привязываете себя к стулу", чтобы в день написать определенное количество слов?
- Никогда такого не делал, но и длительных простоев, к счастью, не было.
- Что вдохновляет вас писать?
- Любовь к жизни.
- А бывает ли ступор?
- Нет. По знаку Зодиака я принадлежу к стихии воды. Вода течет, а препятствия огибает… либо просачивается сквозь них.
- Чего, кроме фантазии, требует писательский труд?
- Терпения и любви.
- Что для вас, писателя, является самой большой наградой?
- Читатели.
- Эльдар муаллим, у вас большое количество наград. Как вы относитесь к ним?
- Как к памятным вехам жизни. За каждой - огромный эмоциональный пласт.
- Над чем вы сейчас работаете?
- Планов очень много. В прошлом году у меня вышли 12 книг. Сколько удастся написать в этом - не знаю, но о чем писать - есть и будет. Я не суеверный в этом отношении, но если скажу, обязан буду написать, потому что слово свое уважаю, а творчество - такой процесс, который происходит не по обязанности, а по любви к нему.
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ: