24 Ноября 2024

Воскресенье, 05:34

ЖАРКОЕ ЛЕТО ВАЛЮТНОГО РЫНКА

Тенденция колебаний курса маната пока останется актуальной, но девальвация уже маловероятна

Автор:

15.07.2016

Всю первую половину 2016 года мировую экономику продолжали сотрясать события, негативно воздействовавшие на многие сегменты рынка. Кризисные тенденции наблюдались и в ряде секторов экономики Азербайджана, что в итоге привело к некоторому падению ВВП. Хотя стартовавшие в стране глубокие экономические реформы позволили значительно снизить негативный эффект, но ожидать от них полноценного эффекта за столь короткий промежуток времени не следует. 

Однако в финансово-банковском секторе ситуация пока не столь оптимистична, что в результате бьет и по всей экономике. 

Быть или не быть очередной девальвации? Ответ на этот вопрос, который занимает в жаркие летние дни мысли большинства жителей Азербайджана, почти столь же сложен, как и в известной трагедии Шекспира. В определенной степени слухи об очередной девальвации значительно усилились, подогреваясь на росте курса доллара по отношению к манату за последний месяц. Так, если 13 июня курс Центробанка страны был $1/1,5114 маната, то 13 июля уже $1/1,5549. Учитывая законную маржу до 4%, коммерческие банки продают доллары населению уже по 1,6 маната. 

По мнению ряда экспертов, самым ярким событием последних недель, влияющих на курс маната, можно считать Brexit (итоги референдума в Великобритании по вопросу выхода страны из Евросоюза) и последовавшее за ним падение британского фунта по отношению к доллару. Практически через день после референдума в Британии азербайджанские банки резко ограничили или даже прекратили продажу долларов. В итоге пришлось вмешаться Палате по надзору за финансовыми рынками, которая предупредила банки об ответственности за нагнетание излишнего ажиотажа на валютном рынке. 

ЦБА, между тем, заявлял, что "курс доллара по отношению к манату определяется не на основе курсовых изменений на мировых финансовых рынках в связи с решением Великобритании выйти из состава ЕС, а на основе отношения спроса к предложению на местном валютном рынке". Основными же факторами, влияющими на соотношение спроса и предложения на рынке инвалюты, являются состояние платежного баланса, то есть объема ввозимой в страну и вывозимой иностранной валюты, объем нефтяных трансферов для нужд бюджета, а также меры, проводимые в стране для дедолларизации.

В Центральном банке сообщили, что согласно стратегии диверсификации валютные резервы ЦБА хранятся в долларах, евро и фунтах стерлингов, а также в ликвидных финансовых инструментах. "В связи с тем, что большая часть резервов Центробанка (более 85%) размещена в долларах, удешевление других валют по отношению к доллару США не привело к существенной курсовой разнице", - считают в ЦБА.

Глава другой структуры - участника валютного рынка - Госнефтефонда Шахмар Мовсумов также смело назвал разговоры о возможности третьей девальвации в Азербайджане в ближайшем будущем "не более, чем ажиотажем": "Сегодня многие обменивают манаты на доллары по высокому курсу. Потом, когда им понадобятся манаты, они будут вынуждены провести обратный процесс уже по низкому курсу. Зачем все это делать? Только потому, что кто-то сказал, что будет девальвация?". Глава ГНФАР заявил, что все разговоры вокруг курсовых колебаний выгодны лишь спекулянтам. "Никогда не нужно следовать лишь за одной валютой. Такие операции всегда считались рискованными и заработать на них очень сложно. Это под силу лишь высококвалифицированным трейдерам, да и они часто терпят немалые убытки. Тратьте деньги в той валюте, в которой зарабатываете", - посоветовал Мовсумов. 

Для снижения напряженности на валютном рынке к торгам, помимо ГНФАР, подключился и ЦБА - соответственно существенно вырос и объем предложения на рынке. Так, 12 июля эти структуры продали 29 банкам через аукцион по $100 млн., что почти в 4 раза больше, чем в предыдущие разы. 

Экономист Вюгар Байрамов считает, что это первый необходимый шаг для стабилизации курса, так как продажа на аукционах большего объема долларов поможет снизить спрос, который, между прочим, не всегда обоснован. "Дело в том, что коммерческий банк при реальной потребности в валюте в $6 млн. зачастую заявляет о спросе в $30 млн., чтобы по максимуму обеспечить свои потребности", - отметил экономист. 

А это как раз и приводит к ажиотажу и слухам на валютном рынке. По мнению Байрамова, было бы целесообразно снизить в два раза маржу на продажу валюты - с нынешних 4% до 2%. 

Сами банки, продолжая с неохотой выдавать кредиты в местной валюте, с беспокойством относятся к процессу долларизации вкладов. По их мнению, спасти ситуацию и повысить привлекательность маната можно было бы посредством повышения процентных ставок по манатным вкладам. Как считает глава PASHA Bank Талех Кязымов, на данном этапе самой большой проблемой, которая существует в секторе, помимо ухудшения качества кредитных портфелей является долларизация банковских пассивов - сегодня она превышает порядка 80%. 

"К примеру, в России после падения цен на нефть Центральный банк повысил ставку рефинансирования до 21%, а ставки по вкладам выросли до 25% и даже выше, что позволило остановить долларизацию. То же самое сделали и в Казахстане. Повышение ставок по вкладам в национальной валюте остановило ажиотаж, связанный с конвертацией средств в доллары", - сказал Т.Кязымов. К тому же, по его мнению, при высоких процентных ставках по манатным кредитам заемщику будет невыгодно конвертировать привлеченные средства в доллары.

Надо сказать, главный экономист ING Group NV по России и СНГ в Москве Дмитрий Полевой в интервью Bloomberg также заявил, что основным препятствием для устойчивого восстановления маната является высокая степень долларизации депозитов. 

По имеющимся данным, около 50% кредитов и 80% депозитов сегодня размещены в долларах. Соответственно, банкам нужны долларовые резервы для обслуживания этих депозитов, что также является одной из причин роста потребности в валюте США. 

Однако, с другой стороны, налицо и признаки ослабления долларового оборота в стране. Во всяком случае, согласно статистике ЦБА, если в 2013-14 годах продажа долларов по стране составляла примерно $9,3 млрд., в 2015-м - $12,3 млрд., то за 4 месяца нынешнего года это всего $1,2 млрд., что почти в 5 раз меньше, чем за аналогичный период прошлого года. 

Экономист Фикрет Юсифов считает, что это связано с уменьшением объема импорта в Азербайджан, а также низким объемом манатной массы в обороте. 

Выходит, что основной силой, тянущей манат вниз, на сегодня выступают банки, хотя сами они тоже не рады этому и, как было сказано выше, с удовольствием поменяли бы расклад. 

Однако, по утверждению экономистов, тенденция колебаний курса доллара по отношению к манату еще будет продолжаться, но так же вяло, как и сейчас. Вероятность "шоковой" девальвации по примеру декабря 2015 года отвергают практически все эксперты. Во-первых, негативные воздействия этого шага на экономику очевидны, а во-вторых, предпосылок для этого нет. 

Главное, что необходимо сделать сегодня, - повысить уровень доверия населения к манату, стабилизировать соотношение валюты в банковских вкладах и кредитах и в целом помочь банковскому сектору преодолеть столь непростой этап. Тогда рынок сам поддержит манат, что в конечном счете стимулирует развитие и всей экономики.


РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

462


Актуально