Автор: Фасим АЛИЗАДА Баку
Сегодня уже очевидно, что руководство Великобритании, приняв решение о выходе из Европейского союза, приложит все усилия для сохранения своих позиций по доступу на единый европейский рынок, но при этом добьется частичного ограничения свободы передвижения граждан обеих сторон и откажется от взносов страны в бюджет ЕС. Требование Франции и Германии ускорить выход Великобритании из Европейского союза в соответствии с результатами референдума по членству страны в Евросоюзе (за выход страны из ЕС проголосовали 51,9% британцев) будет проигнорировано Лондоном. Единственное, чего добились ведущие страны материковой Европы, - заверений о том, что в лучшем случае переговоры начнутся в будущем году и Великобритания откажется от председательства в Европейском совете во второй половине 2017 года (председательство стран меняется через каждые шесть месяцев).
Рабочие места для британцев
Несомненно, иммиграционный кризис в Европе стал тем "спусковым крючком", который заставил британцев проголосовать за выход из Евросоюза. Жители Великобритании и без того были недовольны тем, что их рабочие места занимают граждане из стран Восточной Европы - Польши, Румынии, Болгарии в поисках более высоких зарплат. И навязывание еще мигрантов из стран Ближнего Востока, когда появление мусульманских кварталов во многих городах Великобритании уже стало головной болью местных властей, переполнило чашу терпения местных британцев.
Дело в том, что, по разным оценкам, в Великобритании проживают до трех миллионов граждан Евросоюза, в то время как на территории ЕС насчитывается не более 1,3 млн. британцев. При этом население Великобритании с начала 2000 года увеличилось с 58,9 млн. до 64,7 млн. человек к 2016 году, или почти на 10%. Соответственно, властям Великобритании вносимые в бюджет Евросоюза 10,9 млрд. евро (около 0,5% от ВВП страны) будут не менее нужны для создания новых рабочих мест для британцев.
Поиск новых форм отношений
После шока от результатов голосования и требований от руководства Лондона со стороны Берлина и Парижа немедленно задействовать статью 50 Лиссабонского соглашения о выходе из Евросоюза началась кропотливая работа по выстраиванию новых взаимоотношений между Великобританией и странами Европейского союза. Конечно, какими будут эти отношения, в первую очередь зависит от руководителей Германии и Франции - неудивительно, что новый премьер-министр Великобритании Тереза Мэй свой первый международный визит (20-21 июля) совершила именно в эти страны.
В ходе встреч она четко определила позиции по ограничению въезда мигрантов в страну, но при сохранении свободы перемещения товаров, капиталов и услуг с Евросоюзом. При этом Тереза Мэй однозначно заявила, что Великобритания собирается начать переговоры о выходе из ЕС лишь в 2017 году. Возникает вопрос, почему Франция и Германия продолжают считаться с капризами Великобритании и до сих пор категорично не указывают Лондону "на дверь"?
Это связано с тем, что резкий выход Великобритании из Евросоюза и разрыв экономических связей могут больно ударить как по странам, входящим в ЕС, так и экономике туманного Альбиона. У Великобритании со странами Евросоюза отрицательное торговое сальдо на сумму 75 млрд. евро - если британский экспорт составляет 295 млрд. евро, то импорт из континентальной Европы достигает 370 млрд. евро. Единственное, что может беспокоить официальный Лондон в данной статистике, что на страны ЕС приходятся 45% экспорта и 53% от всего импорта. Конечно, в случае резкого конфликта с той же Францией официальному Лондону удастся в короткий срок и даже по приемлемой цене заменить импорт от ЕС, сложнее будет найти новые рынки для британской продукции.
В любом случае реальность такова, что ни странам Евросоюза, ни Великобритании не нужны потрясения. Соответственно, как отметила А.Меркель, в связи с тем, что британский премьер не сможет сидеть за столом Европейского совета, будут найдены новые формы и средства для поддержания взаимоотношений.
От европейского к мировому банковскому центру
Выход Франции, Италии или даже Испании вызвал бы для руководства Евросоюза больше проблем, чем аналогичное решение со стороны Великобритании. И речь здесь не о том, что Великобритания как островное государство менее интегрирована в европейские процессы. Отказ от перехода на единую европейскую валюту - евро и приверженность национальной валюте - фунту стерлингов вкупе с максимальной самостоятельностью Банка Англии позволяют безболезненно осуществить выход страны из ЕС.
Некоторые эксперты считают, что выход Великобритании из Евросоюза грозит уходом финансовых компаний из Лондона и потерей статуса главного финансового центра Европы. В данном случае одним из наихудших вариантов может считаться потеря единого экономического пространства с Евросоюзом, в результате которого британские компании лишатся права "единого паспорта ЕС". То есть компания уже не будет считаться зарегистрированной в Евросоюзе и тем самым потеряет право воспользоваться преимуществами единого европейского рынка.
Однако, как бы это ни было прискорбно для Евросоюза, европейские банки давно потеряли свое значение в мире, уступив место крупнейшим инвестиционным банкам США, которые сразу после результатов Brexit высказались в поддержку Лондона как мирового финансового центра.
Кстати, решение о выходе Великобритании из Евросоюза открывает неплохие перспективы для усиления роли в мировой торговле британского фунта стерлингов. Несмотря на то, что курс британской валюты на результатах референдума вначале заметно ослабел по отношению к американскому доллару, в дальнейшем он вернул значительную часть утраченных позиций.
В любом случае после месяца со дня оглашения итогов референдума экономика Великобритании не почувствовала каких-либо серьезных сигналов. Впрочем, если будут признаки замедления темпов роста в британской экономике, то, по словам главы Банка Англии Марка Карни, банк может прибегнуть к стимулированию для смягчения негатива от последствий выхода из Евросоюза.
Мировой финансовый центр переместится?
Между тем отсутствие за столом переговоров Европейского союза Великобритании может позволить Германии и Франции заметно "закрутить гайки" по отношению к другим странам - участницам ЕС. Речь идет о финансовой дисциплине по бюджетному дефициту, ужесточению контроля над деятельностью банков со стороны Европейского центрального банка и других моментах.
В настоящее время у многих экспертов возникает вопрос: как выход Великобритании скажется на банковской системе стран еврозоны?
По итогам прошедшего 21 июля заседания Совет управляющих Европейского центрального банка (ЕЦБ) сохранил базовую процентную ставку на рекордно низком уровне - 0%, а ставку по депозитам - на уровне минус 0,4%. Глава ЕЦБ Марио Драги заявил, что ЕЦБ в случае необходимости готов поддержать рынок, но пока нет необходимости обсуждения дополнительных инструментов. Отметим, что ЕЦБ собирается удерживать инфляцию на уровне ниже 2% в среднесрочной перспективе. То есть ЕЦБ пока не видит конкретных угроз банкам на пространстве Евросоюза.
Кроме того, руководство ЕС ужесточит контроль над бюджетным дефицитом стран-членов, который не должен превышать 3%. Соответственно куда большую угрозу для финансовой стабильности Евросоюза представляет ситуация в Испании, а не Brexit. Так, в 2015 году в Испании дефицит бюджета составил 5,1% вместо обговоренных ЕС 4,2%. В текущем году в Испании до сих пор нет правительства, а ситуация с бюджетным дефицитом не улучшилась и, соответственно, на горизонте замаячил штраф ЕС на сумму 2,2 млрд. евро, а далее и дефолт.
И, наконец, вполне вероятно, что континентальная Европа в ближайшее время может получить взамен Лондона новый финансовый центр. В частности, 7 июля акционеры Лондонской фондовой биржи (London Stock Exchange Group - LSEG) подавляющим большинством голосов одобрили слияние с Франкфуртской фондовой биржей (Deutsche Boerse AG). В соответствии с условиями сделки акционеры Deutsche Boerse получат порядка 54,4% в объединенной компании, а LSEG - 45,6%, и будет создан крупнейший в Европе оператор рынка ценных бумаг.
Кстати, именно Франкфурт может стать заменой для банкиров, желающих покинуть Лондон. Тем самым, если премьер-министру Великобритании не удастся договориться с руководством Евросоюза о свободном перемещении капитала, то именно Франкфурт будет претендовать на титул финансовой столицы Европы.
Но в любом случае, какой окажется ситуация в Евросоюзе, будет зависеть от переговоров с Великобританией, старт которым будет дан лишь в следующем году.
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ: