26 Ноября 2024

Вторник, 01:22

"МЕЧТА" ИЛИ "ДВИЖЕНИЕ"

Иванишвили выходит из тени, а Саакашвили хочет взять реванш

Автор:

15.06.2018

В Грузии набирают обороты протесты, поводом для которых стало убийство двух подростков. Протестующие первоначально выражали лишь возмущение пассивными поисками Генпрокуратурой убийц молодых людей. Однако вскоре протесты приняли политический характер, поскольку, во-первых, на митингах звучат требования отставки правительства и его главы Георгия Квирикашвили, во-вторых, активное участие в массовых акциях недовольства принимает партия экс-президента Михаила Саакашвили "Единое национальное движение" (ЕНД). Страсти не удалось успокоить ни отставкой генпрокурора, ни созданием парламентской комиссии по расследованию убийств подростков и степени вины силовых органов в нераскрытии этих преступлений.

К чему могут привести нарастающие акции протеста в Грузии? Можно допустить два возможных варианта: дело ограничится отставкой силовых министров или же приведет к смене власти в стране. Однако и в том, и в другом случае победителями могут оказаться сторонники Саакашвили, который живет за пределами страны из-за открытых против него на родине уголовных дел. 

Отставка силовых министров - ключевых фигур из окружения Бидзины Иванишвили - может не только существенно ослабить политические позиции неофициального лидера страны, но и предоставить опальному президенту шанс на сворачивание ведущихся против него криминальных дел при новых главах силовых ведомств. В случае же, если волна народного недовольства вообще "затопит" правительство "Грузинской мечты", ЕНД вновь получит возможность вернуться на авансцену грузинской политики.

Эксперты не исключают, что подлинная цель охвативших Грузию протестов заключается как раз в смене правительства с возможным возвращением к власти партии Саакашвили. Кто преследует подобную цель - вопрос, как говорится, риторический. Тесные связи Саакашвили с ведущими западными центрами столь очевидны, что вполне можно допустить реализацию плана по возвращению к власти в этой южнокавказской стране самой евроатлантически ориентированной политической силы. Это выглядит особенно реальным на фоне периодически выражаемого США и Евросоюзом недовольства по поводу теневого управления Иванишвили и разворачиваемого в данный момент в Грузии широкого протестного действа.

 

Кто хозяин за столом?

Бидзина Иванишвили, бывший совладелец банка "Российский кредит" и самый богатый человек Грузии по оценке журнала Forbes (шесть лет назад его состояние составляло $6,4 млрд.), привел коалицию "Грузинская мечта" к победе на парламентских выборах 2012 года. С тех пор возглавляемое тогдашним руководителем страны Михаилом Саакашвили "Единое национальное движение" оказалось вытеснено на задворки грузинского политического пространства, сам экс-президент до сих пор находится на чужбине, а "Грузинская мечта" прочно удерживает бразды правления.

Основатель "Мечты" Иванишвили занимал пост премьер-министра с октября 2012-го по ноябрь 2013 года, после чего объявил об уходе из политики "скорее всего навсегда". Свое решение он объяснил исполнением взятой на себя миссии "выдворения с политической сцены Грузии Михаила Саакашвили".

Однако все последние годы, несмотря на избрание в Грузии в конце 2013 года нового президента - Георгия Маргвелашвили, именно Иванишвили продолжают считать как в Грузии, так и за ее пределами теневым лидером страны, фактическим главой государства, назначающим кадры, в частности премьер-министров и министров, определяющим ключевые направления внутренней и внешней политики. И вдруг в конце апреля текущего года Иванишвили заявил о своем намерении вернуться в большую политику. Вернее, премьер-министр Георгий Квирикашвили сообщил, что Иванишвили принял его предложение вернуться на занимаемый самим Квирикашвили пост председателя партии. Несколько позже в Тбилиси состоялся съезд правящей партии, на котором Иванишвили единогласно избрали председателем "Грузинской мечты".

Понятно, что говорить о возвращении Иванишвили в большую политику, что называется, по существу, не приходится, поскольку он никуда из нее и не уходил. С другой стороны, возникает резонный вопрос: что побудило миллиардера Иванишвили, фактического лидера "Грузинской мечты", вернуться к формальному руководству правящей партией?

Большинство грузинских экспертов, похоже, придерживаются мнения о том, что теневой лидер страны возвращается к руководству своей же партией из-за растущего внутрипартийного противостояния между различными группами. То есть цель Иванишвили - не допустить раскола "Грузинской мечты".

Для подобной версии, безусловно, есть серьезные основания. Недавно группа депутатов из "Грузинской мечты" открыто выступила против председателя парламента Ираклия Кобахидзе, обвинив его в оказании давления на сопартийцев в целях установления своего единоличного лидерства внутри правящей силы. Протестуя против спикера, депутаты поддержали в то же время необходимость утверждения единоличного лидерства Иванишвили и на формальном уровне. Не случайны в этой связи растущие внутри "Грузинской мечты" ожидания того, что с возвращением "хозяина" начнется обновление партии, будет проведена "чистка" в ее руководящих органах.

Между тем руководитель Кавказского института мира, демократии и развития Гия Нодия полагает, что, решив вернуться в политику, Иванишвили признал "собственный промах" и неэффективность модели "неформального правления". Ведь именно попытка экс-премьера сохранить контроль над страной посредством "менеджеров" стала причиной противостояния внутри правящей партии. С учетом того, что в последнее время конфликт серьезно обострился, миллиардер был вынужден подключиться к процессам официально, считает Нодия.

Однако в оппозиционных кругах превалирует иное мнение: возвращение Иванишвили вызвано не столько противоречиями внутри "Грузинской мечты", сколько растущим социально-экономическим кризисом в Грузии. На сей счет высказался, в частности, заклятый недруг Иванишвили - экс-президент Михаил Саакашвили, заявивший о том, что основатель "Грузинской мечты" возвращается в политику под влиянием "бархатной революции" в Армении. "Иванишвили напуган свержением олигархии в соседней Армении и не хочет допустить такого же сценария в Грузии", - написал Саакашвили на своей странице в Facebook.

Если о какой-либо связи между сменой власти в Армении и последними политическими решениями Иванишвили говорить с полной уверенностью все же не приходится, то сам факт ухудшения социально-экономической конъюнктуры в Грузии и, как следствие, снижения популярности "Грузинской мечты", действительно налицо. Грузинские избиратели не забыли, что Иванишвили, придя к власти в 2012 году, дал следующее обещание: после третьего года правления "Мечты" в Грузии наступит реальный экономический прорыв, который будет настолько ошеломительным, что даже жители Абхазии и Южной Осетии поспешат сами мирно вернуться под контроль Тбилиси. Однако экономического благоденствия в Грузии не наступило ни через три, ни через шесть лет, да и Абхазия с Южной Осетией все еще далеки от мысли отказаться от игр в независимость при всесторонней поддержке со стороны России.

С учетом этих факторов решение Иванишвили официально возглавить правящую партию, подтверждая мнение о том, что именно он является фактическим лидером не только "Грузинской мечты", но и всей страны, направлено на закрепление властных рычагов в его руках. К тому же в октябре в Грузии должны состояться парламентские выборы, и Иванишвили, разумеется, не прочь использовать свое "возвращение" для обеспечения нового успеха возглавляемой им политической силы. Ряд грузинских экспертов не исключают даже того, что Иванишвили, управляющий Грузией через своих ставленников, примет решение занять пост президента, и тогда появится возможность утвердить такой институциональный порядок в стране, который полностью будет отвечать властным интересам "Мечты" и ее лидера.

Между тем есть еще один фактор, который вполне мог побудить Иванишвили открыто взяться за штурвал правящей партии. Запад в последнее время неоднократно сигнализировал о своем недовольстве теневой ролью Иванишвили во властной системе Грузии. Поэтому нельзя исключать, что в возвращении миллиардера и экс-премьера к официальному руководству "Грузинской мечтой" сказался и фактор международного давления.

 

Стратегию менять нельзя

В связи с "возвращением" Иванишвили заинтересованные внешние центры пытаются спрогнозировать какие-либо корректировки в политической линии Тбилиси на международной арене. Очевидно, что Грузия хоть и выражает намерение наладить более-менее нормальный диалог с Россией, все же будет и далее идти евроатлантическим курсом. Об этом свидетельствуют также встречи и заявления, имевшие место в рамках празднования 100-летия Грузинской Республики.

Одно из ближайших к Иванишвили лиц, премьер-министр Георгий Квирикашвили заявил, что Грузия ежедневно работает над тем, чтобы стать членом Евросоюза и НАТО. А присутствовавший на торжествах в Тбилиси председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер пообещал Грузии "всяческую поддержку" со стороны ЕС. Речь идет, в частности, о выделении Грузии Евросоюзом дополнительной финансовой помощи в размере 85 млн. евро. При этом Юнкер напомнил, что в период с 2014 по 2018 год Грузия получила от ЕС 597 млн.

На фоне набирающего обороты грузино-евроатлантического сближения и, как следствие, дальнейшей бесперспективности урегулирования грузино-российских отношений обращает на себя внимание стремление армянских властей утвердить Ереван в качестве приоритетного интереса Тбилиси. Армения надеется, что курс на сближение с ней, взятый Иванишвили еще в период его премьерства и продолженный последующими главами правительств Грузии Ираклием Гарибашвили и Георгием Квирикашвили, будет не только продолжен, но и существенно усилен.

Однако объективное развитие процессов в Южно-Кавказском регионе демонстрирует отсутствие реального пространства для расширения сотрудничества Грузии с Арменией. Хотя бы потому, что этого пространства, с учетом практически бездыханной армянской экономики, не может быть в принципе. Зато Грузия объективно заинтересована в дальнейшем участии в реализуемых Азербайджаном крупных региональных проектах.

Под самый конец мая состоялось открытие Южного газового коридора (ЮГК) - системы трубопроводов, посредством которых азербайджанский газ будет поставляться через Грузию в Турцию и страны Евросоюза. Наряду со многими другими проектами, в которых Грузия участвует совместно с Азербайджаном, ЮГК обещает стать еще одним фактором укрепления стратегического союзничества между Баку и Тбилиси. Данное обстоятельство, несомненно, будет учитывать любое грузинское руководство, вне зависимости от приходящих или возвращающихся в него персоналий.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

378


Актуально