25 Ноября 2024

Понедельник, 23:40

"КОНСТИТУЦИЯ КАСПИЯ"

Спустя 20 лет прикаспийские государства пришли к договоренности о правовом статусе моря

Автор:

01.09.2018

В казахстанском Актау 12 августа 2018 года состоялся 5-й саммит прикаспийских государств. В нем приняли участие президенты: Казахстана - Нурсултан Назарбаев, России - Владимир Путин, Азербайджана - Ильхам Алиев, Туркменистана - Гурбангулы Бердымухамедов и Ирана - Хасан Рухани. Важным итогом саммита стали принятие Конвенции о правовом статусе Каспийского моря, а также подписание целого ряда локальных соглашений и протоколов. 

Данному событию предшествовала долгая и кропотливая работа на протяжении более чем 20 лет, в ходе которой состоялось 52 заседания специальной группы спецпредставителей прикаспийских стран, 12 встреч руководителей внешнеполитических ведомств, четыре саммита с участием глав государств. Были приняты соглашения, регулирующие различные аспекты каспийской проблематики. Конструктивная позиция политиков, дипломатов и экспертов позволила в конечном счете выйти на взаимоприемлемый компромисс по тексту базового соглашения. Помимо конвенции, завизированной главами государств, были подписаны протоколы: о сотрудничестве в области борьбы с организованной преступностью на Каспийском море; о взаимодействии пограничных ведомств, а также соглашения между правительствами прикаспийских государств о торгово-экономическом сотрудничестве; в области транспорта; о предотвращении инцидентов на Каспийском море. 

В своих выступлениях все президенты прикаспийских стран высоко оценили принятую конвенцию, назвав это событие историческим и эпохальным. Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев даже образно назвал принятый документ своеобразной "Конституцией Каспия", призвав дополнить ее специальным Соглашением по мерам доверия в военной области. Президент России Владимир Путин предложил в развитие принятых соглашений образовать Экономический форум "каспийской пятерки". Выступления президентов Ирана и Туркменистана на саммите также были выдержаны в конструктивном духе. 

Президент Ильхам Алиев в свою очередь высоко оценил уже достигнутый уровень сотрудничества, доверия и взаимодействия прикаспийских стран. Коснувшись экологических вопросов, он подчеркнул, что все нефтегазовые операции, осуществляемые Азербайджаном в период независимости, соответствуют международным стандартам ISO. Глава Азербайджана выделил транспортное значение Каспия в контексте реализуемых нашей страной региональных инфраструктурных проектов. В качестве примера он привел коридор "Восток - Запад", в рамках которого Азербайджан не только предоставил транзитные услуги Казахстану и Туркменистану, но и связал железные дороги Азии и Европы. Большой потенциал и у реализуемого в настоящее время железнодорожного транспортного коридора "Север - Юг", посредством которого через Азербайджан предполагается осуществлять железнодорожный транзит между Ираном и Россией, а в будущем связать Индию и Пакистан с Северной Европой. 

Прикаспийские страны выработали для Каспия особый правовой статус, который учитывает его качества одновременно как моря и как озера. При этом были адаптированы и применены многие положения морской конвенции ООН. 

Пристальный интерес в мире вызвали положения, касающиеся военного присутствия некаспийских государств, а также прокладки транскаспийских трубопроводов. Известно, что Москва и Тегеран категорически выступали против того и другого. Казахстан, Азербайджан и Туркменистан пошли навстречу пожеланиям РФ и ИРИ в вопросе запрета на военное присутствие и присутствие военных баз некаспийских государств, те же в свою очередь смягчили возражения в отношении транскаспийских трубопроводов. 

Принятая в Актау Конвенция по статусу Каспия запрещает военное присутствие здесь государств, не относящихся к прикаспийским. Это должно снять опасения России и Ирана, чьи вооруженные силы доминируют в бассейне Каспийского моря, на перспективу появления здесь военной инфраструктуры США и НАТО. Что же касается транскаспийских трубопроводов, то, согласно конвенции, это прерогатива государств, чьи сектора они пересекают. Однако в части экологической безопасности любой крупный проект трубопровода или разработки нефти и газа должен получить одобрение всех пяти стран. Следовательно, запретить транскаспийские трубопроводы Москва и Тегеран не могут, но имеют возможность оттянуть их реализацию под предлогом действительных или мнимых экологических рисков. 

Конвенция по статусу Каспия является рамочной. Она конкретно не определяет границы между территориальными водами и экономическими секторами прибрежных государств. Если Россия, Казахстан, Азербайджан и Туркменистан в основном достигли согласия по северу Каспия, то делимитацию между Азербайджаном, Туркменистаном и Ираном в южной части моря еще предстоит осуществить на двусторонних и трехсторонних переговорах. В ноябре этого года рабочая группа из представителей МИД прикаспийских стран, созданная по результатам V Каспийского саммита, соберется в Баку и приступит к разработке методики установления прямых исходных линий на Каспии. Переговоры не будут простыми, но важно, что принятая конвенция создала правовую базу и формат согласования интересов. При взаимных уступках нахождение компромиссных развязок вполне достижимо.

Азербайджан привержен сотрудничеству на Каспии. Об этом сказал в своем выступлении на саммите президент Ильхам Алиев, предложив своим соседям воспользоваться нашим опытом, техническими и логистическими возможностями. Азербайджан занимает на Каспии особое место, являясь старейшей нефтяной лабораторией мира и пионером морской нефтедобычи. Уже в годы независимости мы в партнерстве с ведущими транснациональными компаниями первыми на Каспии реализовали масштабные проекты по добыче нефти - "Азери - Чираг - Гюнешли" и газа - "Шахдениз". Азербайджан реализовал крупнейший проект нефтепровода "Баку - Тбилиси - Джейхан" и завершает строительство стратегического "Южного газового коридора", посредством которого нефть и газ Каспия доставляются на мировые рынки. Использование принадлежащих Азербайджану современных плавучих буровых платформ, геофизических и иных специализированных судов для разведки и обустройства нефтегазовых месторождений может существенно ускорить и удешевить работы прикаспийских стран в своих секторах. 

Одним словом, принятие Конвенции по статусу Каспия не только снимает риски конфронтации и столкновений прикаспийских стран и создает благоприятную ситуацию на многокилометровой морской границе Азербайджана, но и объективно повышает геополитический вес страны для России и Ирана как важного партнера в энергетической и транспортной сферах. Именно на этот момент с нескрываемой тревогой обратили внимание в Армении. Если коротко, то суть комментариев экспертов и парламентариев в Ереване сводится к тому, что подписание Конвенции по статусу Каспия с повышением роли Азербайджана снижает геополитическую значимость Армении, и это рано или поздно скажется на процессе карабахского урегулирования не в пользу армян.

В СМИ региона и мира опубликовано множество комментариев и аналитических оценок в отношении того, кто больше выиграл от принятия Конвенции по статусу Каспия. При этом однозначно делаются выводы о том, что Азербайджан вместе с Казахстаном самые большие выгодополучатели. Но ни одна из прикаспийских стран не считает себя проигравшей. Это показатель того, что дипломаты, которые вели переговоры, хорошо потрудились. Ведь компромисс является действительно удачным, когда каждый из участников сделки полагает, что он от нее выиграл больше, чем от сохранения напряженности и неопределенности. Иллюзий, что принятием Конвенции о правовом статусе Каспия удалось разрешить все спорные вопросы, никто не питает. В будущем еще предстоят трудные переговоры по разрешению существующих и вновь появляющихся проблем. Важно, что создана правовая основа, отталкиваясь от которой можно двигаться вперед и обеспечить главный статус Каспия как моря мира и сотрудничества.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

347


Актуально