25 Ноября 2024

Понедельник, 23:25

ШАГ НАВСТРЕЧУ МИРУ

Станет ли Корейский полуостров безъядерной зоной?

Автор:

01.10.2018

"Мы вместе прожили целых пять тысяч лет, а раздельно живем лишь семьдесят лет, мы - единая нация", - проникновенно обратился президент Республики Корея (РК) Мун Чжэ Ин к 150 тыс. северокорейцев, собравшихся 20 сентября на стадионе в Пхеньяне. Впервые в истории двух Корей президент Юга напрямую разговаривал с народом Севера. 

65 лет назад корейская война (1950-1953), унесшая почти 5 млн. жизней, закончилась не миром, а всего лишь перемирием и разделением на две страны. Это означает, что они продолжают находиться в состоянии войны. Отношения между двумя странами до недавнего времени становились все напряженней, а провокации с Севера - все опасней. 

Для защиты своего союзника США развернули на территории РК две авиабазы и одну сухопутную. В свою очередь Корейская Народная Демократическая Республика (КНДР) с 70-х годов прошлого столетия в противовес стала разрабатывать ядерное оружие. В декабре 2015 года Пхеньян заявил о наличии у него водородной бомбы. А с прошлого года Ким Чен Ын стал уверять, что его баллистические ракеты теперь не только долетают до территории главного противника - США, но и могут попасть в любую точку страны.

В ответ ООН и США стали вводить против нее санкции (с 2006 г.), которые с каждым годом все больше ужесточались. При этом послабление или отмена их прямо увязывается с демилитаризацией и ядерным разоружением страны.

 

"Безумец" стал потрясающим человеком

Неожиданно для всех в ноябре прошлого года после испытаний очередной межконтинентальной баллистической ракеты лидер Северной Кореи Ким Чен Ын заговорил о мире и необходимости улучшения отношений с Южной Кореей. В качестве жеста доброй воли позволил даже своим спортсменам выступить на зимней Олимпиаде под единым корейским флагом.

С начала этого года кардинально изменились отношения Пхеньяна и с Вашингтоном, гарантом безопасности Южной Кореи. Еще совсем недавно Дональд Трамп, грозивший "полным уничтожением" Северной Кореи из-за того, что ее лидер "безумец с ядерной боеголовкой", вдруг стал называть Ким Чен Ына "открытым и потрясающим" человеком. 

Встреча глав США и КНДР в июне в Сингапуре была, конечно, экстраординарным событием, о котором нельзя было и мечтать еще год назад. Прошла она помпезно, с улыбками и горячими рукопожатиями на камеру, с кучей громких заявлений о необходимости превратить Корейский полуостров в зону, свободную от ядерного оружия, и т.д. Однако эти все заявления не имели продолжения. 

Согласно недавнему докладу ООН, Северная Корея продолжает разрабатывать свою ядерную программу. Международное агентство по атомной энергии располагает данными об интенсивных работах по обогащению урана. 

Так что сразу после "теплой" встречи последовали новые санкции. Пхеньян был уведомлен о том, что ни о какой подписи США под мирной декларацией, фактически означающей окончание войны, а тем более об отмене санкций не может быть и речи, пока Пхеньян не выполнит требования Вашингтона.

Требования же эти регулярно озвучивает госсекретарь Помпео: представить ООН полный список находящегося на вооружении у КНДР ядерного оружия, а также лабораторий и полигонов, в течение 5-7 месяцев передать третьей стороне 60-70% ядерного арсенала и остановить работы по обогащению урана.

Майк Помпео после саммита в Сингапуре три раза уже слетал в Пхеньян, чтобы вновь и вновь озвучить эти требования. В конце августа должна была состояться четвертая поездка, однако буквально накануне президент США отменил ее, узнав, что госсекретарь получил письмо от высокопоставленного северокорейского военного, в котором говорится о бессмысленности переговоров и выражается недовольство тем, что президент США не держит свое слово. 

В те же дни главная северокорейская газета "Родонг симунг" обвинила США в "двойных стандартах" и "организации преступного заговора" против Пхеньяна.

Газета утверждала, что в то время как официальные представители Вашингтона "ведут диалог (с КНДР) с улыбкой на лице", американские спецназовцы готовятся к заброске в КНДР для проведения диверсионных действий.

В ответ, правда, Дональд Трамп резко пока не высказывается, подчеркнуто демонстрируя, что у него все под контролем, договоренности с Ким Чен Ыном в силе и все идет немного туго, но в верном направлении. Даже время от времени поднимается вопрос о целесообразности проведения второй встречи. 

Говоря, что президент США не держит слово, северокорейский генерал имел в виду предположение, что Дональд Трамп на встрече пообещал Ким Чен Ыну поставить свою подпись под мирной декларацией до того, как Северная Корея приступит к демонтажу своей ядерной программы. А затем появились условия, озвученные госсекретарем. 

 

Выход из тупика

В то время как переговоры между США и КНДР зашли в тупик, Южная Корея предпринимает достаточно активные и успешные шаги по налаживанию отношений с Севером. Возобновились встречи членов семей, разделенных когда-то войной, - родственники не видели друг друга более 60 лет. Министерство обороны РК не прочь удалить ссылки на Северную Корею в качестве своего "врага" в ежегодном официальном отчете.

Есть предположение, что одна из причин, по которой глава Южной Кореи отправился в Пхеньян, заключается в том, чтобы попытаться преодолеть нынешний тупик на ядерных переговорах между Северной Кореей и Соединенными Штатами.

Вполне возможно, но не менее веская причина - снижение доверия к внутренней политике президента Муна среди населения страны. Когда он вступил в должность в мае прошлого года, опросы общественного мнения показывали его высокие рейтинги - более 80% поддержки. Экономическая стагнация, растущая безработица и высокие цены на жилье заметно снизили его популярность, и к лету этого года рейтинг выше 50% не поднимался. В ходе опроса 18-20 сентября, как раз когда Мун Чжэ Ин и Ким Чен Ын договаривались в Пхеньяне о военном, экономическом и социальном сотрудничестве, рейтинг президента резко поднялся до 61%.

Это не первый визит президента Южной Кореи в столицу Севера. В 2007 году тогдашний президент РК Но Му Хен и отец Ким Чен Ына уже договаривались, правда безрезультатно, о смягчении военного противостояния, создании специальной зоны мира и экономическом сотрудничестве на Желтом море. Нынешнее поколение корейских политиков уверено в том, что на этот раз все будет по-другому.

Размах тем возможного сотрудничества впечатляет. Южная и Северная Кореи договорились активизировать трансграничные обмены и совместно работать над сбалансированным экономическим развитием на Корейском полуострове.

Будет разминирована приграничная полоса и существенно сократится там военное присутствие. В Желтом и Японском морях появится буферная зона, где не будут проводиться военные учения. Планируется сформировать совместную комиссию по урегулированию конфликтов. 

Экономическое сотрудничество подразумевает возобновление совместных логистических, промышленных и туристических проектов, действовавших прежде, но затем закрывшихся по разным причинам. Ведь не зря же президента Муна сопровождали в поездке на саммит руководители ведущих южнокорейских компаний - Samsung, LG Group, Hyundai и др.

К примеру, планируется строительство железных и автомобильных дорог, которые соединят Южную Корею с Трансмонгольской и Транссибирской магистралями, что, в том числе, облегчит доставку южнокорейских товаров в Европу. Однако скептики не уверены в скором осуществлении этих планов, так как предстоит преодолеть множество экономических и политических проблем.

А вот возобновление работы крупного технопарка возле северокорейского города Кэсон очень даже реально. Он успешно функционировал с 2004 года, пока Сеул в 2016-м его не закрыл в ответ на ядерные испытания.

Еще есть договоренности о создании специальной экономической зоны вдоль побережья Желтого моря и туристической зоны вдоль побережья Японского моря, подачи совместной заявки на проведение Олимпийских игр в 2032 году и многое другое.

Однако имеется оговорка. Все это возможно только при отказе Северной Кореи от своих ядерных программ и, следовательно, отмене наложенных на нее международных санкций. И вот тут есть небольшая загвоздка. Ким Чен Ир вроде как согласен на этот шаг, и даже в июле был начат демонтаж объектов на площадке ракетно-космического комплекса Сохе. Месяцем ранее США были переданы останки более 200 военнослужащих, погибших во время войны. Теперь лидер Северной Кореи ждет от американского президента жеста доброй воли. 

 

Ждем вторую встречу

Дональд Трамп назвал совместную декларацию между Северной и Южной Кореями "историческим событием" и во время встречи с президентом Муном в ходе 73-й сессии Генассамблеи ООН объявил, что достаточно скоро сообщит о месте и времени его второй встречи с Ким Чен Ыном. 

Американские СМИ пишут, что некоторые официальные лица США обеспокоены тем, что у президента Трампа чрезмерно радужный взгляд на события в Северной Корее. Внутри администрации существует сильное сопротивление подписанию мирной декларации по причине того, что она не дает каких-либо ощутимых преимуществ, но последствия этого шага могут быть не самые приятные. К примеру, Пхеньян потребует если не полностью вывести с территории РК 18-тысячный военный контингент США, то, как минимум, его сильно сократить. 

Но есть и сторонники подписания декларации. Во-первых, декларация все же не мирный договор, но этот шаг даст дополнительный козырь США в их требованиях к Северной Корее определиться со своей ядерной программой. Во-вторых, это хороший пиар-ход для внутриполитических интересов республиканцев - 6 ноября пройдут промежуточные выборы в Конгресс. Ну и, в-третьих, про премию мира Дональд Трамп не забывает. 

В этой истории смущает одно. Действия Южной Кореи, США и мировой общественности логичны, а потому в большей или меньшей степени предсказуемы. Но никто не знает, что на уме у Ким Чен Ына.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

346


Актуально