26 Ноября 2024

Вторник, 00:25

ГЕОПОЛИТИЧЕСКАЯ АНОМАЛИЯ

Благодаря противоречиям между США и Европой перед Ираном открывается "окно возможностей"

Автор:

01.10.2018

Недавний теракт в иранском городе Ахваз, кажется, еще ближе подтолкнул к опасной черте ситуацию на Ближнем Востоке. Поводом для беспокойства в последнее время служат ирано-американские отношения, вновь серьезно обострившиеся после того, как президент США Дональд Трамп в мае этого года объявил о выходе Вашингтона из Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) по Ирану, возобновлении старых и введении новых санкций против Исламской Республики. Впрочем, по мнению большинства наблюдателей, СВПД - по большей части лишь повод, чтобы надавить на Иран в связи с его присутствием в Сирии. Ведь любое расширение влияния Тегерана на Ближнем Востоке противоречит позиции Белого дома и особенно нынешней его администрации. На этом фоне Тегеран говорит о готовности противостоять санкциям и подозревает, что страны Запада хотят расшатать ситуацию в Исламской Республике изнутри.

 

Трагедия во время парада

Теракт произошел субботним утром 22 сентября во время военного парада по случаю "Недели святой обороны" - серии мероприятий по увековечению победы ИРИ в ирано-иракской войне 1980-1988 годов. Вооруженные люди на мотоциклах открыли огонь по военным и наблюдавшим за церемонией мирным гражданам. В результате погибли 28 человек, еще более 60 получили ранения - как военные, так и гражданские лица.

Согласно ВС Ирана, все террористы, участвовавшие в стрельбе, были ликвидированы. Позже министерство разведки ИРИ сообщило о задержании 22 человек, подозреваемых в причастности к атаке, у которых были изъяты взрывчатые вещества, оружие и средства связи. Ответственность за теракт взяла на себя сепаратистская "Аль-Ахвазия". Однако, по некоторым источникам, к произошедшему также могут быть причастны и террористы ИГ. 

Если ИГ имеет поистине международную известность, то про "Аль-Ахвазию" в основном знают только эксперты. Разобраться в арабских названиях группировок, существующих под общим названием "Аль-Ахвазия", не так просто. Еще труднее понять, чем конкретно они друг от друга отличаются. По сути же это целая сеть организаций, ставящая своей целью борьбу за "независимость" провинции Хузестан (и части ряда других провинций с арабским населением) от "персидских милитаристов" и фактического превращения Персидского залива в "Арабское озеро". Эти группировки не раз совершали нападения на иранские госструктуры и причастных к ним лиц. 

Провинция Хузестан, чьим административным центром и является Ахваз, в основном населена арабами и расположена на юго-западе страны, вблизи границы с Ираком. В том числе из-за Хузестана воевали в 80-х гг. прошлого века Иран и Ирак. Понятно, что "проблема арабского народа аль-Ахваза", как ее называют, не может не использоваться геополитическими соперниками ИРИ в рамках традиционного арабо-иранского соперничества. Тем более что в этой провинции сосредоточены нефтяные запасы, металлургическая промышленность, это важный сельскохозяйственный регион, при этом довольно густонаселенный и очень проблемный (к примеру, Ахваз считается чуть ли не самым загрязненным городом в мире). 

Новая волна сепаратистского движения в Хузестане началась в 2005 году, когда перед президентскими выборами в Иране произошла серия терактов, ответственность за которые иранцы возложили на суннитские сепаратистские группировки, поддерживаемые иностранными спецслужбами. Тегеранский режим считает движение "Аль-Ахваз" террористическим и утверждает, что оно финансируется Саудовской Аравией и поддерживается некоторыми европейскими странами. Различные источники указывают на то, что представители "Аль-Ахвазии" проживают в Великобритании, Дании, Голландии, Швеции. Там же их активисты проводят акции протеста. Около года назад в Голландии иранскими агентами был убит один из основателей движения Ахмад Мола Ниси. 

Поэтому неудивительно, что иранская власть в своей реакции на случившееся была единодушна. О том, что Иран возлагает ответственность за теракт в Ахвазе на "региональных спонсоров терроризма и их американских инструкторов", сразу же заявил глава МИД Ирана Мохаммад Джавад Зариф. "Согласно докладам, эту трусливую работу сделали те же лица, которых спасают США в Сирии и Ираке, тратятся на них Саудовская Аравия и ОАЭ", - в таком же духе высказался верховный лидер Ирана Али Хаменеи. Заместитель командующего КСИР Хоссейн Салами назвал ответственными Израиль и США. Официальный представитель КСИР генерал Рамезан Шариф подчеркнул, что "Аль-Ахваз" снабжается и получает материальное довольствие от Саудовской Аравии. Также в МИД Ирана были вызваны послы Нидерландов, Дании и временный поверенный в делах Великобритании. Дипломатам выразили протест в связи с тем, что их страны "дают приют группам террористических наемников", которых Иран требовал задержать и депортировать в законном порядке, но не получил согласия европейских властей. "Неприемлемо, что пока члены этой террористической группы не совершают преступлений на европейской земле, их не вносят в террористический список Евросоюза", - объявил представитель иранского МИД. 

Естественно, что с иранской стороны также были обещаны жесткие ответные меры. Глава минобороны Ирана Амир Хатами пообещал, что ответ "будет жестким и неожиданным". Сокрушительный ответ пообещал президент Ирана Хасан Рухани. "Атака ясно показала, что враги Ирана не преследуют никаких целей, кроме как уничтожить Иран и иранцев, не гнушаясь кровопролития, убийства женщин, детей, стариков и молодых, рабочих и солдат лишь потому, что они иранцы", - говорится в сообщении на официальном сайте президента страны. Хатами также подчеркнул, что нападение в Ахвазе свидетельствует о насущной необходимости наращивания оборонительного потенциала для защиты иранского народа.

 

Могерини спешит на помощь

В такой ситуации требования США о подписании Ираном вместо СВПД нового документа, охватывающего не только ядерную, но и баллистическую программу ИРИ, конечно, кажутся просто нереальными. Тем более что расклад сил, в принципе, довольно прост - интересы в регионе США и его союзников, с одной стороны, и Ирана - с другой находятся в прямом противоречии. Самый яркий пример тому - нынешняя ситуация в Сирии. Так, выступая в США перед группой ученых, бывших правительственных чиновников и журналистов, Рухани жестко и четко заявил, что ИРИ будет оставаться в Сирии, "пока терроризм там не будет полностью искоренен" и пока сирийское правительство будет в этом нуждаться. "США считают себя вправе сохранять свое присутствие в регионе. Но они не признают такого права за Ираном", - добавил президент Ирана. В то же время Джон Болтон сказал, что США не покинут Сирию, пока там действуют иранские силы, и "это относится также к иранским ставленникам и ополчению". Собственно, это все, что нужно знать о нынешнем уровне, ставках и сроках американо-иранского соперничества.  

При этом в руках американцев находится самое мощное оружие - экономика, и в отличие от ядерного, его можно применять свободно. Как недавно заявил на форуме Организации ирано-американских сообществ адвокат президента США Дональда Трампа Рудольф Джулиани, санкции, введенные Вашингтоном в отношении Тегерана, работают и в итоге приведут к революции, результатом которой станет свержение нынешних иранских властей. 

"Это может произойти в течение нескольких дней, месяцев или лет. Но это произойдет", - уверен Джулиани. Агентство Reuters подчеркивает, что бывший мэр Нью-Йорка выступал на мероприятии как частное лицо, но к его словам стоит прислушаться, потому что он является одним из ближайших союзников Трампа. 

Так, часть американских санкций против Ирана начала действовать в ночь на 7 августа, охватив в том числе автомобилестроительный сектор, куплю-продажу золота и ряда металлов. Это сразу же вызвало падение курса риала и трудности в иранской экономике. Ограничения на экспорт нефтепродуктов вступят в силу только 5 ноября, но из ИРИ уже ушли очень многие компании, поскольку санкции США в том числе предусматривают карательные меры в отношении компаний третьих стран, ведущих бизнес с иранскими партнерами. Экспорт в Европу иранской нефти, самого важного источника доходов страны, упал более чем на треть в мае-августе, и аналитики ожидают дальнейшего сокращения поставок. В то же время администрация Трампа заявила, что работает над поиском альтернативных источников нефти для замены иранских ресурсов.

Примечательно, что в данной ситуации европейские партнеры США встали с Вашингтоном по разные стороны баррикад, т.е. фактически вступились за Иран. Остальные участники сделки с Тегераном - Россия, Китай, Франция, Германия и Великобритания - на полях 73-й сессии Ген-ассамблеи ООН заявили о своей приверженности договоренностям с Тегераном. В документе, зачитанном главой европейской дипломатии Ф.Могерини, подчеркивается, что иранская сторона в полной мере выполняет обязательства в соответствии с СВПД и что этот договор является "ключевым элементом мировой архитектуры режима нераспространения". Более того, ЕС создает механизм для защиты от американских санкций финансовых расчетов европейских компаний с Ираном, чтобы сохранить соглашение по иранскому атому. Конечно, пока непонятно, насколько предпринимаемые Брюсселем меры смогут затормозить процесс ухода компаний из Ирана. Также многое будет зависеть от решения неевропейских компаний - китайских, индийских, турецких. Кстати, глава МИД Турции Мевлют Чавушоглу уже заявил, что Турция продолжит торговлю с Исламской Республикой. Глава МИД КНР Ван И также отметил, что необходимо уважать законные права других стран иметь экономические отношения и вести торговлю с Ираном.

Все это само по себе уже носит примечательный характер - происходит то, что раньше казалось немыслимым. И это заставило главу Госдепа США Майка Помпео признаться, что европейское решение - "одна из самых контрпродуктивных мер для регионального и глобального мира и безопасности, которые можно себе представить после тех 70 лет, на протяжении которых США и ЕС выступали вместе против общих противников, таких как Россия, в рамках так называемых трансатлантических отношений". Но как видно по тону европейских СМИ, они полностью поддерживают решение Брюсселя и дружно напоминают США о выходе из торговых и климатических договоров, а также о постоянных упреках в скупости партнеров по НАТО. Брюссель ясно дает понять, что больше не хочет таскать для Вашингтона каштаны из ближневосточного огня, да еще и не видеть за это никакой благодарности. ЕС совсем не нужно повышение цен на нефть, что произойдет, если ИРИ, например, перекроет Ормузский пролив. Еще меньше Европе нужен прямой военный конфликт между США и Ираном или Ираном и Израилем. Это стало бы настоящей катастрофой для всего региона и приведет к такому числу беженцев, что сирийский конфликт покажется незначительной проблемой ясным солнечным днем. Могерини в интервью CNN говорит об этом более чем прямо: "Есть ли у вас лучшая альтернатива, чем переговоры во время конфликтов и кризисов в мире? Есть ли альтернатива лучшая, чем дипломатия и диалог? Разве война - это лучшая альтернатива?"

При таком раскладе у Ирана действительно присутствует поле для маневра в противостоянии с США. Как это отразится на ситуации в регионе, в Сирии и внутри самой Исламской Республики, покажет ближайшее время.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

386


Актуально