Автор: Джангир ГУСЕЙНОВ
В октябре США отметили 17-летие своей самой долгой военной кампании - с 2011 года они возглавляют международную коалицию по борьбе с терроризмом в Афганистане. Торжественных речей по этому поводу сказано не было. Все эти годы вместо победоносных отчетов Вашингтон регулярно получает из этого региона лишь сводки о потерях и поражениях.
Вторгшись в октябре 2001 года на территорию Афганистана в качестве ответных действий на террористическую атаку "Аль-Каиды" 11 сентября, США и не предполагали, что война затянется на столько лет, унеся 2400 жизней американских солдат, а расходы бюджета страны на кампанию составят $3 триллиона.
В 2014 году коалиция официально завершила войну в Афганистане с общими потерями 3408 человек и с 2015 года начала новую миссию по поддержке и обучению афганских вооруженных сил. Вместо 130-тысячного военного контингента коалиция оставила в стране не более 15-20 тысяч военнослужащих.
Однако с момента вывода коалиционных сил территория, полностью или частично подконтрольная талибам, основному противнику правительства Афганистана, неуклонно расширяется, составив, по разным данным, от 50 до 65% территории страны. Растет в то же время число вооруженных сторонников "Талибана", несмотря на то, что ежегодно сообщается об уничтожении или взятии их в плен тысячами. Если 10 лет назад численность "Талибана" оценивалась в 15 тысяч человек, то сейчас уже говорят о 60 тысячах и более. Одновременно сокращаются войска, верные Кабулу.
Взрывы, убийства, захват заложников, поджоги и другие диверсии исчисляются десятками в день. Только в этом году с января по сентябрь в Афганистане погибли или получили ранения более 8 тысяч человек. В 2018 году вооруженный конфликт в Афганистане может выйти на первое место в мире по общему числу погибших среди военнослужащих и гражданского населения, отмечает агентство AFP.
И вот на этом фоне правительство страны провело выборы в парламент. Вернее, провело там, где смогло обеспечить более-менее безопасное голосование.
Борьба за куски пирога
По данным избиркома, 20 и 21 октября более 3 млн. избирателей из 9 млн. зарегистрированных смогли посетить 5 тысяч плотно охраняемых избирательных участков. 2 тысячи участков так и не были открыты из-за высокого риска нападения со стороны боевиков "Талибана" и "Исламского государства". Выборы в Вулуси Джиргу, нижнюю палату парламента, проходят раз в пять лет. До этого они были в 2010 году, а потом три года откладывались из-за неспокойной ситуации в стране. В этом году обстановка не лучше, к тому же "Талибан" с начала года предупреждал, что сделает все возможное, чтобы сорвать голосование. Но ситуация складывается таким образом, что до президентских выборов, намеченных на апрель 2019 года, остается все меньше времени, и для подготовки к ним стране нужен полноценно функционирующий высший законодательный орган.
Выборы все же состоялись, несмотря на сильное противодействие со стороны талибов. За два избирательных дня они совершили более 440 нападений, в результате которых были убиты или ранены свыше 600 человек.
Но не только террористические атаки стали помехой проведению выборов, в которых принимали участие 2,7 тысячи кандидатов на 249 мест в парламенте. По их окончании более 5 тысяч жалоб было подано в избирком на многочисленные случаи мошенничества и технические неполадки.
И хотя предварительные итоги будут известны 10 ноября, а окончательные - в декабре, уже сейчас многие сомневаются, что они будут признаны со стороны тех, кто проиграл.
Фактически в Афганистане так и не сформировалась культура политической борьбы. За власть, будь то законодательная или исполнительная, борются не политические или общественные партии и движения, а полевые командиры, которые считают, что за их лояльность правительству они должны получить часть управленческого пирога. "Многим бывшим и действующим лидерам вооруженных формирований даже в голову не может прийти идея признать результаты выборов, когда они проиграли", - цитирует Deutsche Welle слова одного из избирателей в Кабуле. Причем, подчеркивает немецкое издание, многие из этих лидеров обвиняются в совершении в ходе гражданской войны 1990-х годов преступлений против человечности.
Потому и вместо требований свободных и справедливых выборов в Афганистане США и Запад готовы согласиться на результаты, которые будут "приемлемыми" для афганцев. А один из американских дипломатов откровенно сказал журналистам, что единственным политически жизнеспособным результатом будет тот, в котором "победят все военачальники и их сыновья".
Смерть генералов
После вывода основного контингента войск США вынужденно переключились на поддержку региональных военных командиров, многие из которых лояльны власти в Кабуле до тех пор, пока им это выгодно. Но без их поддержки ни американцам, ни тем более президенту Ашрафу Гани не обеспечить контроль над территорией страны.
Кстати, не только США придерживаются тактики поддержки полевых командиров. Таким же образом действуют в Афганистане Саудовская Аравия, Россия, Иран, несколько европейских стран и в последние годы Китай.
В этой связи убийство19 октября, накануне выборов, начальника полиции Кандагара генерала Абдулы Разака и авторитетного политика в пуштунской провинции Гельманд генерала Абдулы Джабара Кахрамана будет иметь серьезные последствия для всей страны. Афганские генералы в тот день встречались с генералом Остином Миллером, командующим силами США и НАТО в Афганистане. Во время нападения был ранен командующий войсками ВС США в Кандагаре и губернатор этой провинции.
Генерал Разак был одним из самых влиятельных военачальников страны, фактически являлся руководителем всего Южного Афганистана. Во время президентских выборов 2014 года он сыграл важную роль в победе Ашрафа Гани на президентских выборах. Однако в последнее время стал резко критиковать его политику и поддержал оппозицию, в частности нынешнего премьера Абдуллу Абдуллу. Когда же президент Гани попытался снять его с должности, за Разака заступились США, не желающие расставаться с влиятельной региональной фигурой, благодаря которой на протяжении уже семи лет Кандагар удавалось отбивать от посягательств талибов. После его смерти заговорили о том, что талибам уже никто не помешает вновь вернуть под свой контроль эту провинцию.
Вынужденные переговоры
Нескончаемый хаос в управлении, вызванный на этот раз разногласиями между президентом Ашрафом Гани и премьер-министром Абдуллой Абдуллой, слабость афганских сил безопасности, безрезультативность дорогостоящих антитеррористических операций (в 2018 году в Афганистане Пентагон планирует потратить $45 млрд.) привели к тому, что США стали искать альтернативные пути выхода из затянувшегося кризиса.
Сперва была предпринята попытка заставить кабульское правительство пойти на диалог с талибами. В феврале этого года Ашраф Гани предложил им начать переговоры без каких-либо предварительных условий и даже выразил готовность признать законность движения "Талибан" и открыть их представительство в Кабуле.
Однако талибы как раз и не признают правительство в Кабуле законным руководством страны и не желают вести с ним какие-либо переговоры. Они считают, что время работает на них, так как в стране назревает политический кризис - в связи с парламентскими выборами, а также с предстоящими президентскими. Кроме того, талибы надеются своими подрывными действиями по всей стране вынудить США уйти из Афганистана, тем более что заявления об этом все чаще раздаются в политических кругах в Вашингтоне. Поэтому они в марте отказались от приглашения принять участие в конференции по Афганистану в Ташкенте.
Талибы соглашаются лишь на такие сделки с кабульскими властями, как обмен заключенными или краткосрочное прекращение огня, как было в июне этого года, когда Гани предложил объявить трехдневное перемирие. Впервые за много лет в стране целых три дня не гремели взрывы и не слышны были выстрелы. Предложение о продлении перемирия было отвергнуто.
Все это вынудило Соединенные Штаты самим пойти на переговоры с талибами. На первую встречу с ними, состоявшуюся в июле в столице Катара Дохе, была делегирована первый заместитель помощника госсекретаря США по вопросам Южной и Центральной Азии Элис Уэллс.
В сентябре специальным представителем по примирению в Афганистане был назначен американский дипломат афганского происхождения, бывший посол США в Афганистане Залмай Халилзад. За неделю до парламентских выборов в Афганистане он встретился с представителями "Талибана" там же в Дохе. Встречу успешной назвать нельзя, судя по тому, как талибы терроризировали население страны в дни выборов.
После 10 ноября станут известны предварительные итоги голосования. Нет сомнения, что в настоящее время идет многосторонний торг о том, считать выборы состоявшимися или нет. Однако уже сейчас известно, что они ни на шаг не приблизили достижение мира в Афганистане.
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ: