Автор: Михаил НЕКРАСИН
Начавшийся еще в 2011 году как отголосок "арабской весны" конфликт в Сирии, похоже, готовится к смене векторов урегулирования. Прошедший на днях в Стамбуле саммит лидеров Турции, России, Франции и Германии дает все основания для подобного рода выводов.
Напомним, что в результате вмешательства иностранных государств и различных террористических группировок конфликт в Сирии трансформировался из гражданской войны в кризис мирового масштаба. Центральное положение Сирии на "кипящем" Ближнем Востоке, разность социальных, политических, экономических и религиозных интересов непосредственно участвующих в конфликте сторон и стран региона обусловили бесконечное затягивание этой опосредованной войны. Миллионы беженцев и уничтожение историко-культурных памятников человечества стали главными итогами противостояния.
Последние несколько лет мировое сообщество предпринимает многочисленные, порой отчаянные попытки остановить сирийскую бойню и перевести конфликт в русло политического урегулирования. Первой консолидированной попыткой мировых держав, направленной на урегулирование кризиса, стало создание Международной группы поддержки Сирии. Логическим следствием усилий миротворцев можно считать Женевский и Астанинский процессы, которые, в принципе, не дали сколь-нибудь значимых результатов, лишь обозначив центры силы, заинтересованные в урегулировании конфликта. Если в Женевском формате по Сирии ведущая роль принадлежала США, то Астанинский формат предполагал мирное урегулирование под диктовку главного антагониста "звёздно-полосатых" - России. Тройственный союз России, Турции и Ирана был призван сбалансировать Международную коалицию в Сирии, которая главной целью ставила разгром ИГИЛ и других радикально-исламистских террористических группировок. После разгрома террористов сирийский кризис вошел в свою новую стадию - постепенное угасание военных действий и переход к непосредственно мирному урегулированию. Тут-то и начали сказываться подходы разных сторон к урегулированию и их видение политического обустройства послевоенной Сирии.
Редкая возможность договориться
Самой интересной в этом контексте является позиция ведущего регионального игрока - Турции. Изначально вошедшая в состав международной коалиции, страна впоследствии несколько видоизменила свой курс, образовав ситуационный союз с Россией и Ираном. Это стало возможно вследствие обострения "курдского вопроса" и скрытого желания США расколоть Сирию на отдельные, контролируемые части. Какими бы ни были разногласия Эрдогана с режимом Асада, перспектива образования у себя на границах еще одной полунезависимой курдской автономии заставила турецкого лидера пойти на определенные уступки.
На сегодняшний день курды при поддержке США контролируют всю северо-восточную Сирию. Петлистое русло древнего Евфрата разделяет позиции курдов и проправительственных сил, поддерживаемых Россией и Ираном. После успешных действий последних под контролем отрядов оппозиции остается лишь район Идлиба, где традиционно сильно турецкое влияние. Вместе с тем Анкара продолжает контролировать северные районы Сирии, примыкающие к границе и населенные в основном родственными туркоманами. По итогам недавних договоренностей российского и турецкого президентов в Сочи район Идлиба после демилитаризации будут совместно контролировать российская и турецкая военная полиция. Параллельно полным ходом идет процесс возвращения беженцев в места, где еще недавно шли боевые действия. Для этого нужно поднимать разрушенную войной инфраструктуру Сирии, заново отстраивать города и другие населенные пункты страны, обеспечить доставку гуманитарной помощи. Но кто и как будет помогать Сирии подниматься из руин?
С другой стороны, все острее встает вопрос разработки новой конституции Сирии, в которой были бы учтены интересы всех участников конфликта. После побед проправительственных войск позиции Башара Асада еще больше укрепились. Несмотря на это, многие эксперты сходятся во мнении, что сирийскому лидеру придется распрощаться хотя бы с частью своих полномочий. Но как заставить Асада мирно уйти с политической арены и кто впоследствии будет представлять алавитское меньшинство страны? Ответы на эти вопросы даст процесс конституционных преобразований в стране.
Сложно регулируемые проблемы, исходящие из этих вопросов, попытался разрешить саммит в Стамбуле.
Непредсказуемые итоги
С первого взгляда бросается в глаза отсутствие на стамбульском саммите по Сирии ключевых игроков - США и Ирана. Вероятно, это стало следствием невозможности усадить за стол переговоров первых лиц этих стран. Вместе с тем европейские лидеры категорически отказывались от возможной антиамериканской направленности саммита. Так, по сообщениям французской прессы, перед вылетом в Стамбул Эммануэль Макрон имел частный телефонный разговор с президентом США Трампом.
Вполне возможно, что США в лице Франции зондируют почву для дальнейшего участия в переговорном процессе, но уже в расширенном формате. Таким образом Вашингтон пытается сохранить лицо в идущем явно не по его сценарию урегулировании сирийского вопроса. Но это может быть и личной инициативой Макрона, пытающегося играть роль мирового лидера и миротворца. В частности, о глобальных общемировых ценностях он взахлёб рассказывал в этом году в Петербурге на полях Международного экономического форума. Всё-таки рейтинг политика-миротворца в западном мире котируется куда выше, чем "ястребиная" идеология. Определенные рейтинговые проблемы испытывает и Ангела Меркель. Уже после саммита стало известно, что канцлер Германии не станет больше баллотироваться на пост главы Христианско-демократического союза из-за рекордно низкого уровня поддержки населения. Это автоматически означает, что нынешний срок полномочий на посту канцлера станет последним для Меркель. Главной причиной падения рейтинга "железной леди" германской дипломатии стала политика приема миллионов мигрантов с Ближнего Востока и из Африки. Меркель, как и вся запруженная мигрантами Европа, кровно заинтересована в ускорении процесса возвращения некоторого количества беженцев на родину или хотя бы недопущения новых волн миграции через Турцию. ЕС в лице его главных игроков Германии и Франции готов даже вновь открыть вопрос по предоставлению Эрдогану определенных средств для этого. Как известно, пару лет назад расходы на содержание в Турции 3 миллионов сирийских беженцев были оценены Европой в 2 млрд. евро, тогда как турецкий лидер требовал 6 млрд. и членство в Евросоюзе. Все это завершилось скандалами вокруг имени Эрдогана и приближенных к нему лидеров ПСР (Партия справедливости и развития), которых объявили в Европе "нежелательными лицами". С этой точки зрения сам факт приезда в Стамбул лидеров Евросоюза является несомненной победой Эрдогана. Об этом он намекнул в своем выступлении по итогам саммита.
"Сирийский конфликт превратился в глобальную проблему потому, что мировое сообщество не считало проблему глобальной. На протяжении долгого периода вся тяжесть сирийского конфликта легла на плечи соседних стран и самой Сирии", - заявил турецкий лидер.
Но главный итог подвел президент России Владимир Путин. На совместной пресс-конференции российский президент обозначил сроки создания Конституционного комитета Сирии, который должен быть сформирован до конца этого года. Тем самым В.Путин констатировал преимущество Астанинского процесса над Женевским и свою оперативную победу в Сирии.
"Все участники встречи согласны в главном: добиться долгосрочной стабильности в Сирии можно исключительно политико-дипломатическими средствами. При строгом соблюдении принципов единства, суверенитета и территориальной целостности арабской республики. При этом сами сирийцы должны определять будущее своей страны. Благоприятные условия для этого созданы благодаря работе в астанинском формате, при активной работе России, Турции и Ирана", - заявил Путин.
Саммит в Стамбуле показал, что Европа готова договариваться на более или менее приемлемых условиях. Важным фактором, подталкивающим Старый Свет на "сговорчивость", может послужить и недальновидная политика Дональда Трампа. В частности, его заявление о возможном выходе из ДРСМД ставит под угрозу всю конфигурацию безопасности Европы. Соглашаясь на договоренности с Россией и Турцией, Европа показывает внешнеполитическую гибкость и готовность идти на компромиссы.
Что же касается самой Сирии, то хотелось бы надеяться, что предварительные договоренности мировых держав помогут в скором времени вернуть мир и стабильность на эти веками неспокойные земли.
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ: