Автор: Натиг НАЗИМОГЛУ
Грузия в последний раз выбирает главу государства прямым всенародным голосованием. Состоявшийся 28 октября первый тур президентских выборов не выявил победителя. Во второй тур прошли поддержанная "партией власти" Саломе Зурабишвили и оппозиционный кандидат Григол Вашадзе.
Двое из 25
Согласно внесенным изменениям в грузинскую Конституцию c 2024 года избрание президента станет прерогативой специальных выборщиков, которых назначит парламент. То есть президент останется главой государства и главнокомандующим, сохранит за собой право на помилование заключенных, использование вето на принятые парламентом законопроекты и назначение референдумов, однако все решения ему придется согласовывать с правительством, которое и будет играть определяющую роль в реализации исполнительной власти.
Специфика нынешних выборов заключалась в том, что новый президент, который избирается на 6 лет, уже будет действовать с урезанными полномочиями. Этот аспект, однако, не отразился на числе лиц, желающих занять кресло грузинского президента. Набралось аж 25 кандидатов, но по итогам голосования ни один из них не набрал необходимых для победы 50% голосов. Успех сопутствовал бывшим главам МИД Саломе Зурабишвили и Григолу Вашадзе. Набрав соответственно 38,6 и 37,75% голосов пришедших на выборы избирателей, они вышли, тем самым, во второй тур выборов.
66-летняя Саломе Зурабишвили, которая родилась и выросла во Франции в семье грузинских эмигрантов, позиционирует себя в качестве независимого внепартийного кандидата. Однако ее поддерживает партия "Грузинская мечта", возглавляемая фактическим, как утверждают эксперты, лидером Грузии, миллиардером Бидзиной Иванишвили. Руководство ГМ открыто признало в ходе избирательной гонки, что оказывает содействие Зурабишвили "партийными активистами и финансами". К слову сказать, предыдущий протеже Иванишвили на высшем государственном посту - действующий президент Георгий Маргвелашвили отказался баллотироваться на второй срок, заявив, что не хочет быть главой государства с ограниченными полномочиями.
Что касается 60-летнего Григола Вашадзе, он является одним из наиболее последовательных сторонников экс-президента Грузии, основателя "Единого национального движения" (ЕНД) Михаила Саакашвили. Личная поддержка со стороны Саакашвили выдвиженца ЕНД проявилась, в частности, в том, что имеющая грузинское гражданство супруга экс-президента, голландка по национальности Сандра Рулофс приняла активное участие в избирательной кампании и, проголосовав за Вашадзе на участке в Мтацминдском районе Тбилиси, выразила уверенность в его победе.
Вашадзе действительно дал настоящий бой Зурабишвили, которой многие предсказывали победу уже в первом туре. Выход кандидата от ЕНД во второй тур показал, что, во-первых, "Мечта", пришедшая к власти в Грузии в 2012 году, не пользуется уже поддержкой со стороны абсолютного большинства населения, а во-вторых, партия экс-президента Саакашвили все еще является одной из наиболее влиятельных сил страны.
Собственно, вся нынешняя предвыборная кампания в Грузии стала, по большому счету, противоборством теневого лидера страны Бидзины Иванишвили с проживающим сейчас в эмиграции в Нидерландах, но при этом не перестающим претендовать на высшую власть в своем отечестве, Михаилом Саакашвили. Сторонникам последнего не удалось запустить новую волну протестных настроений, наподобие той, которая вознесла в 2003 году Саакашвили на вершину грузинской власти. Этот факт плюс низкая политическая активность избирателей (по данным ЦИК, итоговая явка составила всего лишь 46,74%) свидетельствуют об определенной апатии населения страны к политическому процессу. Не в последнюю очередь это связано с тем, что большая часть граждан разуверилась в способности основных политических партий страны быстро и эффективно решить социально-экономические проблемы и, главное, восстановить территориальную целостность Грузинского государства.
Не случайно политолог Гия Хухашвили констатировал: "Перед электоратом стоит выбор между плохим и более худшим. На мой взгляд, ни одна из возможных кандидатур не является привлекательной для избирателя, а значит, победит тот, у кого больше ресурсов".
В контексте "ресурсов" уместно отметить, что, по оценкам грузинских экспертов, нынешние выборы стали самыми "грязными" за всю постсоветскую историю страны. Противостоящие стороны неприкрыто состязались в компроматах друг на друга. В частности, оппозиционные круги заявляли о перечислении крупных сумм на нужды предвыборной кампании Саломе Зурабишвили с фейковых счетов, открытых для обхода действующего избирательного законодательства, которое запрещает финансирование кандидата из одного источника.
В свою очередь правящая партия обвинила Григола Вашадзе в сотрудничестве с КГБ в те времена, когда он учился в МГИМО, а затем работал на ответственной должности в департаменте по ядерному разоружению МИД СССР. Вашадзе, со своей стороны, не остался без ответа по части обнаружения "московского следа" в карьере лидеров "Грузинской мечты". Сторонники ЕНД обрушили на сделавшего свои миллиарды в России Бидзину Иванишвили новый пласт традиционно звучащих против него обвинений в сотрудничестве с Кремлем. А саму Зурабишвили Вашадзе подверг резкой критике за то, что в августе 2008 года она возложила ответственность за развязывание военного конфликта между Москвой и Тбилиси на Грузию и ее тогдашнего лидера Михаила Саакашвили.
Партнерство не приемлет "опасных заявлений"
Вообще тема отношений с Россией занимает большое место в ходе выборов главы Грузинского государства. Как известно, эти отношения практически сошли на нет после августовской войны 2008 года. С приходом к власти правительства "Грузинской мечты" произошли некоторые подвижки в диалоге между Тбилиси и Москвой. Однако они не вылились в масштабные действия по нормализации отношений и свелись в основном к снижению воинствующей риторики с обеих сторон. По сути же вопроса всё остается по-прежнему: Грузия продолжает следовать евроатлантическим путем, что противоречит интересам России, отомстившей Тбилиси выводом Сухуми и Цхинвали из-под контроля Грузии не только на фактическом, но и на правовом уровне.
Нынешняя избирательная кампания в Грузии свидетельствует о том, что, несмотря на острую внутреннюю борьбу, существенных разногласий внутри грузинской элиты вокруг внешнеполитической повестки не существует. Ведущие силы, включая ГМ и ЕНД, являются приверженцами евроатлантической стратегии, вступления страны в Евросоюз и НАТО. Вопрос лишь в оттенках: Вашадзе выступает против нормализации отношений с Москвой до возвращения Абхазии и Южной Осетии в лоно грузинского суверенитета, тогда как Зурабишвили, солидаризируясь с позицией руководства "Мечты", допускает развитие диалога с Россией. Но при этом и она не представляет себе реального улучшения отношений с РФ в условиях, пока Кремль признает Абхазию и Южную Осетию в качестве независимых государств.
Последний аспект, впрочем, дает некоторую надежду той части грузинского общества, которая выступает за развитие добрососедских отношений с Россией. В частности, депутат грузинского парламента от фракции "Альянс патриотов Грузии" Георгий Ломия подчеркнул, что в отличие от кандидатов в президенты Григола Вашадзе и лидера партии "Европейская Грузия" Давида Бакрадзе, считающих, что прямой диалог с Россией ни к чему не приведет и с ней нужно говорить только при помощи Запада, Саломе Зурабишвили такого не заявляла.
Таким образом, можно с большой уверенностью говорить о том, что внешняя политика Грузии при новом президенте, который определится после второго тура выборов, не претерпит каких-либо принципиальных изменений. Это касается и отношений Грузии с соседями по Южно-Кавказскому региону.
Как отмечают эксперты, второй тур стал возможен во многом благодаря позиции азербайджанцев Грузии, большей частью поддержавших Григола Вашадзе. Причиной тому, по мнению большинства экспертов, во многом стали скандальные заявления Саломе Зурабишвили в ходе ее предвыборной поездки в армяно-населенную область Джавахетию. Кандидат от "партии власти", затронув тему получения грузинского гражданства, обвинила экс-президента Михаила Саакашвили в том, что он, будучи главой государства, при рассмотрении данного вопроса отдавал предпочтение этническим туркам. "До сих пор присвоение гражданства происходило только по решению президента. Один президент, который является моим оппонентом, предоставил гражданство очень многим туркам, однако вам не дал гражданство", - заявила Зурабишвили в своем обращении к армянской публике в Джавахетии (имея в виду тех армян - жителей области, которые не имеют грузинского гражданства).
Не только представители азербайджанской общины Грузии, но и многие грузинские политики и общественные организации резко осудили подобное высказывание фаворита президентской гонки. Так, председатель неправительственной организации "Демократическая инициатива Грузии" Георгий Мшвенирадзе расценил такие заявления как "очень опасные, поскольку они пробуждают туркофобию". При этом он подчеркнул, что "вдвойне опасно, когда подобные заявления делаются при обращении к этнической группе, которая имеет определенное болезненное отношение к Османской империи, существовавшей до Турции".
Грузинский политолог Владимир Цхведиани, в свою очередь, обратил внимание на то, что разыгрывание национальной карты кандидатом в президенты может разжечь межэтническое противостояние в Грузии, стимулировать сепаратистские настроения среди армян и испортить отношения Грузии с ближайшими партнерами - Азербайджаном и Турцией. "Примечательно, что ксенофобское заявление кандидата в президенты, а возможно и будущего президента прозвучало в регионе, который имеет стратегическое значение для Грузии и реализуемых с ее участием международных транзитных проектов. Именно с этими проектами связаны перспективы экономического развития Грузии, которая развивает дружественные, взаимовыгодные отношения с ближайшими соседями - Турцией и Азербайджаном", - подчеркивает В.Цхведиани.
При этом, как уверяют лица, близкие к грузинской "партии власти", высказывание Саломе Зурабишвили - "абсолютно толерантного человека" - никакого отношения к азербайджанцам не имело.
Так или иначе, слова С.Зурабишвили вызвали беспокойство также в Азербайджане и Турции. СМИ двух соседних стран и ближайших экономических партнеров Тбилиси раскритиковали "туркофобскую риторику" фаворита президентской гонки.
Между тем заявления Саломе Зурабишвили, как и ожидалось, увеличили аппетит армянских сепаратистов и это нашло отражение в обращение "Джавахкской диаспоры России" к своим соотечественникам в Грузии. В обращении содержатся откровенно сепаратистские призывы отдать свои голоса за тех кандидатов, в приоритеты которых входят:
"децентрализация и предоставление "Джавахку" (армяно-населенному краю Самцхе-Джавахетии) более широких прав на самоуправление;
установление на территории "Джавахка" демилитаризованной зоны;
включение как минимум одного представителя армянской общины "Джавахка" (края Самцхе-Джавахетии) в президентскую администрацию;
восстановление утраченного гражданства этническим армянам "Джавахка" и разрешение на двойное гражданство"...
Хотя в обращении и не уточняется имя кандидата, наблюдатели уверены, что почти все эти и другие приоритеты, озвученные в обращении армянской диаспоры, созвучны предвыборным обещаниям Саломе Зурабишвили.
Как бы там ни было, все еще считающаяся фаворитом президентской гонки Саломе Зурабишвили заявляет о намерении продолжать развивать стратегическое партнерство с Азербайджаном. В свою очередь Григол Вашадзе выражает традиционную для ЕНД позицию, суть которой заключается в поддержке самых тесных, дружественных, союзнических отношений между Грузией и нашей страной. Это означает, что при любом раскладе окончательных итогов выборов, которые определятся после второго тура голосования, стратегическая составляющая азербайджано-грузинского сотрудничества также останется неизменной. Это сотрудничество и далее будет оставаться в ряду ключевых факторов южнокавказской геополитики.
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ: