25 Ноября 2024

Понедельник, 22:50

БЕЗ "ЖЕЛЕЗНОЙ ЛЕДИ" И ДЕ ГОЛЛЯ

Какой будет Европа после ухода Меркель?

Автор:

15.11.2018

Недалеко от города Компьен, там, где 11 ноября 1918 года Германия признала себя побежденной, а затем в 1940 году Гитлер заставил Францию признать поражение, 10 ноября этого года Ангела Меркель и Эммануэль Макрон, держась за руки, возложили цветы к новой мемориальной плите. На ней выгравирована надпись: "По случаю празднования столетия со дня окончания Первой мировой войны президент Французской Республики Эммануэль Макрон и канцлер Германии Ангела Меркель подтвердили здесь ценности франко-германского примирения на благо Европы и мира".

Жест, сильный в своем символизме, - лидеры двух стран продемонстрировали не только дружеские отношения, но и понимание того, что они в ответе за судьбу Европы и мира.

И только потом, ближе к вечеру того дня к торжествам по случаю окончания Первой мировой войны присоединились главы более 60 стран, в том числе и президент США Дональд Трамп, который, не успев приземлиться на французскую землю, тут же выразил недовольство встречавшему его Макрону, что тот призывает к созданию общеевропейской армии для защиты от США, России и Китая.

 

Общеевропейские идеи

И это не единственная общеевропейская инициатива Макрона. Буквально с первых же дней своего президентства весной прошлого года он выдвигает одну за другой идеи по реформированию экономических, финансовых, правовых, оборонных, правоохранительных и других структур Евросоюза, чтобы сделать его устойчивым к кризисам.

Самые обсуждаемые предложения президента Франции - создание должности министра финансов ЕС, совместного бюджета еврозоны и формирование структуры, которая бы контролировала общую экономическую политику блока.

Предлагаемые нововведения настолько масштабны и радикальны, что с момента их выдвижения летом прошлого года до сих пор не утихают споры о них. 

Основные противники предложений Макрона - страны Балтии и Вышеградской четверки, которые боятся еще большего усиления позиций в ЕС развитых стран Европы.

Однако многое зависит от того, какое решение примет главный донор и движущая сила Евросоюза - Германия. На протяжении многих лет канцлер Германии Ангела Меркель была непререкаемым авторитетом во всем мире, и казалось, что уж у себя в стране она все держит под контролем. Однако с сентября прошлого года, после заметной потери голосов на парламентских выборах, а затем затянувшихся на долгие месяцы переговоров по созданию правящей коалиции с Социал-демократической партией Германии (СДПГ) многие в Европе заговорили о завершении эры Меркель.

Надо заметить, что свое политическое влияние Меркель начала терять чуть раньше - с того момента, когда в 2015 году провозгласила политику открытых дверей, и в Европу хлынули неконтролируемые потоки беженцев из Африки и Ближнего Востока. Это привело к резкому подъему националистических настроений в Германии и во многих странах Европы. Не добившись солидарности государств ЕС в миграционной политике, подразумевавшей распределение беженцев по квоте, Меркель пришлось согласиться на закрытие внешних границ ЕС и создание транзитных центров для беженцев в Северной Африке и Турции.

С осени прошлого года Ангела Меркель находится в состоянии перманентных поисков компромиссов со своими однопартийцами по Христианско-демократическому союзу (ХДС), партнерами по блоку из Христианско-социального союза (ХСС), а также с партнерами по правящей коалиции из СДПГ. Все это отнимает и силы, и время, так необходимые для принятия решений на европейском уровне - по миграционной политике, Брекситу, реформам еврозоны и многим другим важным вопросам.

Ситуация еще больше осложнилась, когда партии, входящие в правящую коалицию (ХДС, ХСС и СДПГ), стали раз за разом терять свои позиции на местных выборах. Особенно ощутимыми потери оказались в Баварии и Гессене, федеральной земле, где расположен финансовый центр Германии - Франкфурт-на-Майне.

В итоге стабильно снижающийся рейтинг ХДС вынудил Меркель объявить в начале ноября о решении покинуть пост председателя этой партии, который она занимает с 2000 года.

Теперь многое в ее позиции как канцлера Германии зависит от того, кого однопартийцы 8 декабря изберут следующим председателем. Фаворитов трое, но лишь одна из них стопроцентный союзник Меркель - нынешний генсекретарь партии Аннегрет Крамп-Карренбауэр, которую в шутку называют, как пишет Deutsche Welle, "обновленной копией или модернизированным вариантом Меркель". В случае ее избрания у Ангелы Меркель появится шанс досидеть на посту канцлера до новых парламентских выборов 2021 года. 

Нынешний министр здравоохранения Йенс Шпан, часто критикующий канцлера за стиль руководства и выражающий недовольство ее миграционной политикой, и бывший глава фракции ХДС в Бундестаге Фридрих Мерц, которого Меркель в свое время отодвинула в тень, двигаясь по карьерной лестнице, в случае избрания могут поднять вопрос об ее отставке.

В принципе германские законы не запрещают руководить правительством, не будучи главой правящей партии. Гельмут Шмидт, к примеру, находясь на посту канцлера два срока, никогда не возглавлял СДПГ.

Есть еще одна внутренняя угроза для политической стабильности в стране. СДПГ может в любой момент выйти из коалиции, так как стремительную потерю популярности этой партии в Германии многие ее функционеры связывают как раз с участием на вторых ролях в правительстве. Последние опросы общественного мнения показывают, что социал-демократов поддерживают лишь 14% населения (блок ХДС/ХСС поддерживают 24% респондентов, что также очень низкий результат). А ведь год назад, во время парламентских выборов, когда СДПГ получила 20,5% голосов, уже это считалось катастрофой.

 

Выборы в ЕС

По сути, правящая коалиция, возглавляемая Меркель, в сумме пользуется поддержкой всего 38% населения. Понимая зыбкость своего положения, канцлер пытается укрепить позиции Германии в руководстве ЕС, что раньше было необязательно, учитывая ее личный международный политический вес.

В мае следующего года предстоят перевыборы председателей Европейского совета и Еврокомиссии, главы ЕЦБ и верховного представителя ЕС по вопросам внешней политики и безопасности. Издание Handelsblatt со ссылкой на источники в германском правительстве сообщает, что канцлер ФРГ хотела бы видеть на посту председателя Еврокомиссии представителя Германии. И ради этого может отказаться от представления председателя Немецкого федерального банка Йенса Вайдмана на должность главы Европейского центрального банка (ЕЦБ). "Высшим приоритетом для Меркель является не ЕЦБ, а Еврокомиссия", - заявил изданию высокопоставленный представитель правительства.

 

Второго де Голля не будет

В прошлом году журнал Time следующим лидером Европы назвал Эммануэля Макрона, находясь под впечатлением, наверное, его ярких выступлений с требованиями проведения реформ в Евросоюзе. Новый президент Франции хорош и в налаживании доверительных отношений с мировыми лидерами, что он доказал при общении с такими сложными по характеру людьми, как Дональд Трамп, Владимир Путин, Си Цзиньпин и Реджеп Эрдоган.

Но прошел год, а общеевропейские инициативы нового президента Франции так и остались инициативами без даже приблизительного представления о том, осуществятся ли они, в какой форме и за какой период.

По существу Макрон за полтора прошедших года так и не смог набрать серьезного международного политического веса, достаточного для того, чтобы его мнение было решающим. И дело не столько в его личностных характеристиках, сколько в весе страны, которую он представляет. 

С уходом из ЕС Великобритании Франция стала второй экономикой союза, однако ее экономическое положение не позволяет играть более серьезную роль в делах Европы. 

Прогнозы по росту экономики пока не оправдываются, несмотря на жесткие экономические реформы, которые проводит правительство Макрона. Рейтинговое агентство Moody's понизило прогноз роста французской экономики по итогам 2018 года с 2 до 1,8%. Не особо снижается и безработица, которая во Франции выше, чем средняя по ЕС. Полтора года назад она была на уровне 9,4%, сейчас около 9%.

Зато реформы трудового законодательства, направленные на снижение давления на бизнес за счет уменьшения его социальных обязательств, осуществляемые французским правительством по настоянию Брюсселя и Берлина, привели к нескончаемым массовым выступлениям протеста по всей стране. 

Рейтинг популярности в стране Макрона, не так давно претендовавшего на роль "нового де Голля", катастрофически падает и сейчас равен 29%, в то время как летом прошлого года был 64%.

 

Европу штормит

Как пишет лондонская Telegraph, Евросоюз столкнулся с серьезнейшими проблемами, если учитывать, что вторая крупнейшая экономика ЕС проголосовала за выход из блока, президент Франции, третьей крупнейшей экономики, не рискует проводить в стране референдум по членству в ЕС, так как боится отрицательного результата, Италия и Австрия выбирают популистские правительства, а страны Восточного блока вновь скатываются к авторитаризму. Можно добавить к этому, что и Германию, первую экономику Европы, отчаянно штормит.

Вот и получается, что кроме Ангелы Меркель, чей поезд уже безвозвратно уходит в прошлое, и Эммануэля Макрона, из которого не получился де Голль, но он лучшее, что есть сейчас у Европы, больше и некому думать о будущем Евросоюза. А потому они и продемонстрировали всем в Компьенском лесу, что их союз крепок и они решительно настроены действовать "на благо Европы и мира".

Такая возможность им представится. 18 ноября руководители Германии и Франции встретятся в Берлине, чтобы обсудить совместные действия по реформе ЕС, общие черты которой изложены в принятой ими в июне в так называемой "Мезебергской декларации", включающей общие принципы урегулирования миграции, введения новых финансовых механизмов еврозоны и создания новой европейской оборонной структуры.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

324


Актуально