25 Ноября 2024

Понедельник, 21:46

АРМЕНИЯ: СТРАНА РАЗРЕШЕННОГО НАЦИЗМА - ЧАСТЬ VII

Гарегин Нжде - не единственный нацистский преступник, личность которого активно героизируется в Армении

Автор:

01.01.2019

Гарегин Нжде - не единственный нацистский преступник, личность которого сегодня активно героизируется в Армении. Вторым в этом ряду стоит Драстамат Канаян, более известный в истории ХХ века под кличкой "Дро". Отношение к нему в современной Армении менее трепетное, чем к Нжде, поскольку он позиционируется армянами больше как военный, а не государственный деятель и идеолог, как человек действия, а не мыслитель. Поэтому героизация этого персонажа лишена искусственно создаваемого и поддерживаемого ореола мистически-оккультного почитания и поклонения, как в случае со Нжде. Тем не менее и Дро не лишен своей доли почитания, которое сегодня окружает в Армении националистов прошлых лет. Тех, кто рука об руку воевал вместе с нацистами в годы Второй мировой войны. По соглашению между правительствами Армении и США его прах из могилы на кладбище Бостона был эксгумирован и перезахоронен в Армении с высшими воинскими почестями на мемориальном кладбище участников Баш-Арапанского сражения в городе Арапан. Сегодня на карте Еревана есть площадь и улица Драстамата Канаяна, его имя носит Институт национальных стратегических исследований Национального оборонно-исследовательского университета Минобороны Армении, что свидетельствует о системном подходе властей этой страны к героизации личности этого нацистского преступника.

Дро был завербован в разведку Третьего рейха в апреле 1940 года уже не раз упоминавшимся П.Камсараканом по рекомендации Нжде. После этого он помог поставить на службу нацистам все структуры армянской националистической партии "Дашнакцутюн". Переговоры Дро и представителей СД о сотрудничестве, равно как и само сотрудничество, подробно описаны Камсараканом в показаниях от 21 октября 1948 года. Процитируем самые интересные места из них: "...После достигнутого в Бухаресте соглашения Дро и Араратьян сразу же начали давать представителю VI управления в Румынии Большвингу имеющуюся у них разведывательную информацию. В большинстве своем эта информация носила местный характер и включала сведения, которые они получали от приезжавших из-за границы дашнаков и других армян. Эти донесения, по словам Хеттля, шли напрямую из Бухареста в Берлин Фольхайму, который первоначально был ими не очень доволен. Примерно дней за десять до занятия Бессарабии Советской армией Дро передал сообщение Большвингу, что на границе с Румынией сконцентрированы советские войска и будет проведена операция по занятию Бессарабии. По вине Большвинга это сообщение попало из Бухареста в Берлин лишь за семь дней до этой операции. В Берлине, по всей видимости, Фольхайм не придал этому сообщению должного значения, не доверяя полностью дашнакам. Когда это событие случилось и Бессарабия была занята советскими войсками, то в VI управлении все были поражены хорошей осведомленностью дашнаков. При одной из последующих встреч с Дро я попытался установить, от кого им была получена эта информация, но он не назвал мне свой источник, чрезвычайно гордился этим сообщением и возмущался немцами, что они так небрежно отнеслись к столь ценным материалам, видно, еще недостаточно доверяя дашнакам.

Касаясь этого случая, Дро высказал мнение, что теперь-то немцы вынуждены будут им доверять. Дро говорил мне также во время этого разговора, что им было передано еще одно не менее важное сообщение в Берлин о концентрации советских войск в районе Черновиц, где, как он выразился, советские войска "собирают кулак".

Немцев чрезвычайно интересовали в это время положение в нефтяных районах Румынии, состояние нефтедобычи и переработки нефтепродуктов, оборудование отдельных производств, наличие запасов нефти и другие вопросы из этой области. Поскольку Румыния не стала решительно на сторону нацистской Германии и Кароль II находился у власти, немцы прилагали все усилия для того, чтобы укрепить свои позиции в этой стране. По заданию Большвинга Дро и Араратьян выясняли возможность скупки отдельных участков, где производилась добыча нефти, которую немцы предполагали произвести через своих подставных лиц".

Сотрудничество Дро с нацистами летом 1940 года включало не только военную и военно-политическую разведку или шпионаж против Румынии в пользу Германии. Он также занимался вопросами спекуляции в особо крупных масштабах - руководимая им организация дашнаков в Румынии была привлечена СД к сбыту на "черном рынке" бриллиантов среднего и мелкого размера, ранее реквизированных у голландских евреев-ювелиров. Это нашло отражение в справке министра внутренних дел СССР генерал-полковника С.Н.Круглова от 18 октября и показаниях Камсаракана от 21 октября 1948 года. Основанное на полном доверии сотрудничество дашнаков под началом Дро с гитлеровцами началось с пособничества легализации криминальных доходов нацистов от продажи имущества жертв Холокоста в Нидерландах. Для этого была задействована армянская диаспора в странах, которые формально не были оккупированы Германией. Вот как описывается эта тайная криминально-коммерческая операция П.Камсараканом: "Другим не менее важным для Германии заданием, выполненным дашнаками в Румынии, была продажа на протяжении лета 1940 года бриллиантов и других драгоценных камней, которые немцы захватили в оккупированной ими Голландии. Продажа этих ценностей не могла быть произведена открыто в силу того, что эти ценности были получены в результате ограбления частных лиц, фирм и государственных фондов захваченной страны. Бриллианты средней и небольшой величины, которые не могли бы вызвать толков об их происхождении, дипломатическим багажом доставлялись в Бухарест к уполномоченному СД Большвингу, который затем передавал их Дро и Араратьяну для нелегальной продажи. Об этой операции мне рассказывал сам Дро, при этом он подчеркивал, что Большвинг был весьма доволен их работой, так как они давали весьма "хорошую" цену и из идеалистических побуждений якобы не оставляли у себя комиссионных, в чем, по моему мнению, можно было сомневаться. Это весьма деликатное поручение еще раз подчеркивало, что в практической работе у немцев с дашнаками был установлен контакт, основанный на полном взаимном доверии, и дашнаки выполняли любое поручение своих новых хозяев". Благодаря соучастию армянских националистов в этом преступлении между ними и представителями РСХА сложились отношения, когда обе стороны чувствовали себя скорее бизнес-партнерами, а не нанимателями и наемниками, как это обычно бывает в устойчивых преступных сообществах современности, именуемых также бандами.

Сразу после этой операции нацисты, убедившись в личной преданности Дро и руководимых им армян, а также в наличии у них достаточных деловых качеств для работы на спецслужбы Третьего рейха, поставили перед ним более сложную задачу. Канаяну было поручено организовать в странах Европы из известных ему лично представителей армянской диаспоры, ранее эмигрировавших из СССР, специальную команду, или зондеркоманду, для использования во время боевых действий в районах с наличием прослойки армянского населения. Зондеркоманда получила название "Дромедар" - аллюзия на кличку Дро. 

Практически все известные деятели армянского национализма в диаспоре накануне Второй мировой войны являлись уроженцами Азербайджана, а не Армении. Нжде и Дро были из Нахчывана и здесь у них оставались многочисленные родственники, а также знакомые со времен детства и юности. Поэтому руководство органов советской госбезопасности совершенно справедливо предполагало, что разведывательную деятельность агентура "Дромедара" начнет осуществлять не с территории Армении, а в Азербайджане. Координация деятельности по противодействию разведывательно-диверсионной активности агентов этого органа нацистской разведки в глубоком тылу в соответствии с директивой Народного комиссариата государственной безопасности СССР от 31 декабря 1943 года №2/6/31215 была возложена на НКГБ Азербайджанской ССР. В прифронтовой полосе этим делом занимались сотрудники Главного управления контрразведки "СМЕРШ". В архиве Службы государственной безопасности Азербайджана хранится оперативно-розыскное дело "Дромедар" НКГБ Азербайджанской ССР, содержащее практически полный объем информации о деятельности этой зондеркоманды. После окончания Второй мировой войны на основе материалов данного дела была подготовлена информационно-аналитическая статья для "Сборника справочных материалов об органах германской разведки, действовавших против СССР в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов". Сборник был издан Министерством госбезопасности СССР в 1952 году для ознакомления сотрудников и представителей партийно-советского руководства с реальными масштабами существовавшей военно-политической угрозы и ее последствиями.

Дро командовал этим разведывательным органом нацистской Германии с лета 1940-го до июля 1943 года - до отстранения руководством абвера от должности за организацию мародерства при выполнении боевых задач. После этого зондеркоманда "Дромедар" была реорганизована в абвергруппу 114. Она перестала привлекаться к выполнению разведывательно-диверсионных, террористических и повстанческих задач на линии фронта и в прифронтовой полосе и была переориентирована на вербовку, подготовку и заброску агентуры в тыл советских войск. В таком качестве под прямым немецким командованием она просуществовала до апреля 1945 года. Всего через нее прошло до 1000 агентов военной разведки нацистской Германии армянской национальности. Органам советской армейской и территориальной контрразведки удалось установить их личности и объявить в розыск, нейтрализовать или ликвидировать, что нашло свое отражение в специальных информационно-справочных изданиях органов госбезопасности СССР. Имена и фамилии агентов "Дромедара" регулярно встречаются на страницах выпускавшихся под грифом "Совершенно секретно" специальных изданий Главного управления контрразведки "СМЕРШ" и МГБ СССР. Изучение содержания этих источников позволило составить максимально приближенный к полному поименный список агентов зондеркоманды "Дромедар" и абвергруппы 114.

Деятельность Дро во главе зондеркоманды выявила самые низменные черты его натуры, позволила ему удовлетворить жажду славы и наживы. Об этом свидетельствуют и показания П.Камсаракана: "В 1941 году Дро набрал себе несколько человек, главным образом парижских армян, а также дашнаков из Бухареста, в числе которых были Арутюн Арутюнян и Саркис Саркисян. Как мне рассказывал в Бухаресте Араратьян, Дро часто ездил на Восточный фронт, где через своих людей собирал разведывательную информацию о Советском Союзе. По словам Араратьяна, Дро очень гордился своим сотрудничеством с немцами и предвкушал, что ему в будущем обеспечено руководящее положение в Армении. Он все время стоял за безоговорочное сотрудничество с немцами. 

Как рассказывали мне Нжде и Араратьян, дашнакский отряд Дро не столько занимался рискованными операциями по получению разведывательной информации, сколько, главным образом, грабежом мирного населения в целях самообогащения. Большая часть ценностей, видимо, попадала к самому Дро. Со слов одного молодого бухарестского армянина, фамилию которого я в настоящее время не помню, весной 1944 года Дро перевел из Румынии в швейцарский банк на свою настоящую фамилию Канаян сто тысяч швейцарских франков". Сведения Камсаракана в целом совпадают с информацией "Сборника справочных материалов об органах германской разведки, действовавших против СССР в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов": "Германское командование в апреле 1943 года, устав от мародерства Дро и его приспешников, реорганизовало зондеркоманду в абвергруппу, подчинив ее немецкому обер-лейтенанту Бруно Штейну, а сам Дро вернулся в Румынию реализовывать на "черном рынке" через армянскую диаспору драгоценности, награбленные в СССР". Тем самым он повторил то, что один раз уже сделал по заданию нацистов с бриллиантами ювелиров-евреев из Нидерландов в 1940 году. Но на этот раз он действовал уже самостоятельно.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

448


Актуально