23 Ноября 2024

Суббота, 16:58

НА ФИНИШНОЙ ПРЯМОЙ

Число участников Консультативного совета по реализации проекта "Южный газовый коридор" растет, равно как и интерес к нему

Автор:

01.03.2019

Февральские заседания Консультативного совета (КС) по реализации проекта "Южный газовый коридор" (ЮГК) уже превратились в ежегодную добрую традицию. В этом году оно прошло особенно продуктивно, ведь проект вышел на финишную прямую. Три из четырех компонентов ЮГК уже готовы и успешно эксплуатируются: газ, добываемый со Стадии-2 разработки месторождения "Шахдениз", из Азербайджана через Грузию поступает на турецкий рынок по Трансанатолийскому газопроводу (TANAP). Объем этих поставок уже превысил 1 млрд. кубометров, а в 2019 году этот показатель будет доведен до 2 млрд. кубометров в год. 

"Сегодня мы близки к завершению этого гигантского энергетического проекта. Мы верим в реализацию этого проекта и считаем, что для каждого из нас он станет историей долгосрочного успеха", - подчеркнул президент Азербайджана Ильхам Алиев, выступая на пятом заседании Консультативного совета 20 февраля в Баку.

 

Западная поддержка

В настоящее время основные усилия по проекту ЮГК направлены на строительство Трансадриатического газопровода (TAP), 87% работ по которому уже завершены. Исполнительный директор консорциума по строительству Трансадриатического газопровода Лука Шиппатти заверяет, что в 2020 году трубопровод будет готов к приему азербайджанского газа.

Кстати, из $40 млрд., которые пойдут на создание Южного газового коридора $11,5 млрд. приходятся на долю Азербайджана. 

Ни для кого не секрет, что успешной реализации проекта ЮГК в немалой степени способствовало содействие со стороны ЕС и США. Участвовавшая в бакинском заседании советник заместителя госсекретаря США по энергетической дипломатии Сандра Оудкирк выразила поддержку данному проекту со стороны администрации Дональда Трампа и даже заявила о готовности Вашингтона содействовать дальнейшему развитию ЮГК. Это и не удивительно - Южный газовый коридор для ЕС и США рассматривается как новый источник поставок газа в Европу и как альтернатива российскому газу, хотя объемы поставок и не могут составить серьезную конкуренцию "Газпрому".

"Как нам всем известно, Южный газовый коридор был построен с целью расширения. Учитывая это, должна сказать, что он является возможностью для стран региона транспортировки еще больших объемов газа до потребителей в Европе с востока Средиземного моря, из Центральной Азии и Кавказа. Правительство Соединенных Штатов будет решительно поддерживать усилия, прилагаемые вами для достижения этой цели. В предстоящие годы мы, рассмотрев все возможности, будем работать вместе с вами для реализации ресурсного потенциала региона и для того, чтобы открыть его крупнейшему энергетическому рынку мира", - заявила С.Оудкирк.

 

Новые страны и новые возможности

Надо отметить ежегодное увеличение числа стран, участвующих в заседании КС по ЮГК, что свидетельствует о растущем интересе Европы к этому проекту. В текущем году в заседании приняли участие представители 17 государств. При этом впервые на встрече были представлены делегации Сербии, Венгрии и Сан-Марино. Кроме того, буквально накануне заседания госсекретарь министерства энергетики Румынии Лулиан Роберт Тудораке заявил о намерении своей страны в будущем стать частью ЮГК и отметил важную роль газопроводов BRUA и интерконнектора Болгария - Румыния в расширении ЮГК до Центральной Европы. Для справки: газопровод BRUA протяженностью 1318 км соединит Румынию, Болгарию, Венгрию и Австрию. Этот трубопровод призван обеспечить передачу газа из Южного газового коридора в Австрию через территорию Румынии, а также интеграцию источников ЮГК на рынки Центральной и Западной Европы. 

Еще раньше о подобном интересе заявили Венгрия и Хорватия. Последняя, по словам президента страны Колинды Грабар-Китарович, планирует стать энергетическим хабом в регионе, в связи с чем ведет строительство Ионическо-Адриатического газопровода (IAP), что позволит Загребу получать азербайджанский газ. Газопровод IAP, как предполагаемое ответвление TAP, предусматривает транспортировку азербайджанского газа из Албании через Черногорию, Боснию и Герцеговину в Сплит в Хорватии. После успешного технико-экономического обоснования Албания и Черногория получили от ЕС для реализации этого проекта грант в 2 млн. евро.

Комиссар по бюджету и человеческим ресурсам Еврокомиссии Гюнтер Эттингер по итогам бакинской встречи также заявил, что география стран-покупателей азербайджанского газа в рамках проекта ЮГК будет расширена.

"Азербайджан и компания SOCAR являются стратегическими партнерами Евросоюза. Наше сотрудничество будет продолжено и после полного ввода ЮГК. Есть договоренность о его продлении и в другие страны. Европейский союз сделает все возможное для скорейшего завершения проекта "Южный газовый коридор". Таких амбициозных инфраструктурных проектов немного. Это - исторический проект", - подчеркнул Г.Эттингер. 

Из заявления еврокомиссара также стало ясно, что Европа с нетерпением ждет азербайджанский газ в 2020 году. При этом ограничиваться поставками в 10 млрд. кубометров газа в год ЕС явно не намерен, рассчитывая на доведение этого показателя в будущем до 20-25 млрд. Это означает, что Европа всячески будет поддерживать строительство второй очереди проекта TAP и стремиться, чтобы эта труба была заполнена каспийским, в основном азербайджанским, газом, а не российским, поскольку "Газпром" ранее заявил о готовности поставлять в Европу по второй очереди TAP до 10 млрд. кубометров в год.

"Данный коридор имеет стратегическое значение, поскольку он позволит диверсифицировать не только маршруты, но и источники поставок. Каспийский регион как раз является новым маршрутом и новым источником газа", - подчеркнул Г.Эттингер.

Пока единственной ресурсной базой для ЮГК является месторождение "Шахдениз", пиковый объем добычи с которого оценивается в 25 млрд. кубометров в год в течение 2022-2028 гг. Однако на заседании КС в Баку президент И.Алиев заявил, что подтвержденные запасы природного газа в Азербайджане составляют 2,6 трлн. кубометров. С учетом планов по разработке в 2020-2022 гг. других газовых месторождений - "Абшерон", "Умид", "Бабек", отчасти "Карабах" - источники газа для ЮГК за счет Азербайджана могут существенно расшириться, особенно в случае удвоения пропускной способности данного маршрута. 

 

Туркменский прогресс

Тем не менее, ЕС продолжает активную работу по привлечению в ЮГК газа с восточного побережья Каспия. Г.Эттингер заявил, что Евросоюз представил свои предложения Ашгабаду по поставкам туркменского газа в Европу по Южному газовому коридору. "Участие в заседании Консультативного совета по ЮГК высокопоставленного представителя Туркменистана (госсоветника президента Яхшигелди Какаева) является сигналом об интересе официального Ашгабада к этому маршруту. Азербайджан обладает необходимой инфраструктурой для транзита туркменского газа в Европу и также представил свои предложения Туркменистану. Однако окончательное решение этого вопроса зависит от Ашгабада. Если туркменская сторона проявит интерес к транспортировке газа по Транскаспийскому газопроводу, то такое решение может быть принято", - считает Г.Эттингер.

В правительстве Азербайджана также заявляют об интересе Туркменистана к проекту ЮГК, опять же акцентируя внимание на том, что последнее слово остается за Ашгабадом. 

Что касается Туркменистана, то поставками газа по ЮГК страна могла бы диверсифицировать маршруты экспорта "голубого топлива", единственным покупателем которого на данный момент является Китай. Туркменистан по запасам природного газа входит в первую четверку стран мира наряду с Россией, Ираном и Катаром. Общие запасы природного газа в этой стране оцениваются в 50 трлн. кубометров. 

Принятие Конвенции о правовом статусе Каспия в августе 2018 года способствовало активизации переговоров между Туркменистаном и ЕС по прокладке Транскаспийского газопровода (ТКГ).

В ходе встречи в октябре туркменской делегации во главе с министром иностранных дел Решидом Мередовым с зампредседателя Еврокомиссии по энергетике Марошем Шефчовичем и представителями Генерального директората Еврокомиссии по энергетике ЕК выразила большой интерес к строительству Транскаспийского газопровода и заявила о готовности содействовать привлечению инвестиций в этот проект. Туркменистан же заявил о желании снабжать Европу в ежегодном объеме до 40 млрд. кубометров газа. 

Позже президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов поручил вице-премьеру по ТЭК Мыратгелди Мередову активизировать работу по расширению международного взаимодействия и выводу туркменских энергоносителей на европейский рынок. 

На заседании Консультативного совета в Баку Я.Какаев еще раз подтвердил готовность Ашгабада возобновить переговоры по ТКГ. "Одним из проектов, который может внести ценный вклад в энергетическую безопасность стран Восточной Европы, является Транскаспийский газопровод. Туркменистан обладает достаточными ресурсами для обеспечения рынков европейских стран природным газом. Туркменистан подтверждает готовность к возобновлению переговоров по данному проекту. Я уверен, что заседание Консультативного совета по проекту создания Южного газового коридора станет еще одним шагом в успешной реализации проекта Транскаспийского газопровода", - заявил госсоветник президента Туркменистана.

Таким образом, в позиции туркменской стороны наметился явный прогресс, а закончится ли это реальными договоренностями, покажет время. Однако все еще не ясны механизм и источники финансирования проекта ТКГ и то, кто выступит бенефициаром. Конечно, с учетом лоббирования проекта ЕС возможно, что к его финансированию будут привлечены и европейские банки. Однако в вероятность того, что Туркменистан возьмет на себя тяжелое бремя долгов под строительство ТКГ, верится с трудом. 

Плюс требуется экологическая экспертиза, отвечающая строгим требованиям международных стандартов. По условиям дополнительного протокола к Конвенции по Каспию все пять прикаспийских стран должны в течение шести месяцев дать свое заключение по поводу соответствия проекта требованиям экологической безопасности. То есть формально есть повод для блокирования проекта из-за угрозы экологической безопасности моря. Кроме того, некоторые эксперты полагают, что озабоченность Тегерана и Москвы вопросами охраны окружающей среды на самом деле обусловлена экономическими интересами, в действительности же их цель - не дать возможность конкурентам, в данном случае это Туркменистан, экспортировать газ в Европу.

Кстати, в поставках туркменского газа через Азербайджан очень заинтересована Германия, активно лоббирующая также российский проект строительства газопровода "Северный поток-2", реализации которого противится ЕС.

Представитель МИД Германии Александер Шенфельдер заявил, что достигнутое в августе прошлого года соглашение о статусе Каспия создало основу для прокладки через него трубопровода из Туркменистана в газотранспортную сеть Азербайджана.

"Таким образом, - указал дипломат, - Туркменистан может быстро получить доступ на европейский газовый рынок, что мы считаем очень важным в интересах диверсификации поставок". Германия и ЕС получили бы дополнительного поставщика газа, добавил он, а Туркменистан смог бы существенно расширить круг своих клиентов.

Интерес к этому сразу же проявил руководитель немецкой фирмы Edison Technologies Эдисон Касапоглу. Трубопровод из Туркменистана через Каспий, Азербайджан и далее в Европу, подчеркнул он, расширил бы возможности диверсификации импорта газа в ЕС.

Технически реализация миниварианта поставок туркменского газа по ЮГК в Европу может быть осуществлена через Иран. Тем более что для поставок туркменского газа в Иран построены газопровод Корпедже - Курт-Куи годовой мощностью 8 млрд. кубометров и газопровод Довлетабат - Серахс - Хангеран мощностью 12 млрд. кубометров в год. В свою очередь Азербайджан имеет большой опыт по импорту газа из Ирана по трубопроводу Астара - Газимагомед. Под вопросом остаются лишь готовность Ирана к осуществлению подобных поставок и размер тарифа за транзит туркменского газа.

 

Важная роль

Согласно прогнозам Международного энергетического агентства, Россия до 2040 года останется основным поставщиком газа в Европу. По оценкам экспертов агентства, в середине 2020-х годов спрос на импортный газ в Европе достигнет максимума - 409 млрд. кубометров в год, а доля российского газа, как и сейчас, будет держаться примерно на отметке 37%. Затем спрос на газ в Европе начнет падать, но одновременно с этим будет падать и внутренняя европейская добыча, так что к 2040 году российский экспорт достигнет примерно 140 млрд. кубометров в год.

Вместе с тем даже если ЮГК не сможет серьезно изменить расклад сил на европейском газовом рынке, он сыграет важную роль в обеспечении энергобезопасности Европы и принесет немалые дивиденды участникам проекта. Реализация ЮГК, помимо поставок газа в Европу, открывает новые возможности для участия Азербайджана в проектах газификации отдельных стран на Балканах и в Центральной Европе.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

332


Актуально